Современные механизмы инвестиционной привлекательности ТЭК России

Захаров С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Захаров С.Г. Современные механизмы инвестиционной привлекательности ТЭК России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 131-135.

Аннотация:
Природные ресурсы являются необходимым условием для развития экономики многих стран мира. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых государств заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает дополнительные преимущества.

Ключевые слова: инвестиции, топливно-энергетический комплекс, природные ресурсы, инвестиционная привлекательность



Природные ресурсы являются необходимым условием для развития экономики многих стран мира. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых государств заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает дополнительные преимущества.

Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) определяется, прежде всего, темпами развития мировой экономики, которые, согласно имеющимся оценкам, в ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4%. При этом среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными темпами – 2-4% в год, в Европе – 1,5-2,5%. [1]

Добыча ТЭР – это экспортно-ориентированный вид деятельности, который в России активно развивается, увеличившись в 2005г. на 38,8% и составив 9,3% ВВП (на 0,8 пункта больше показателя 2004г.). [2] Но, по оценкам специалистов, основную долю этого роста обеспечивает не увеличение добычи, а повышение цен на энергоносители. Рост реального объема ВВП, произведенного предприятиями этой отрасли, замедлился и составил в 2005г. 101,7% против 107,9% в 2004г. и 110,8% в 2003г. [3] Этот факт объясняется высокой загруженностью основных фондов, износ которых, например, в нефтедобыче превышает 50%. Удельный вес экспорта энергоресурсов в общем объеме российского экспорта в I квартале 2006г. составил 69,3%, а доля нефти в нем - 34,6%. Из всей добываемой нефти в 2005г. ушло на экспорт 49,6%, газа – 29,4%, угля – 26,7%. [4]

В этой связи естественным является то, что при таких больших долях экспорта колебания мировых цен на энергоносители во многом определяют успешность как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. На протяжении нескольких последних лет мировые цены на топливо неуклонно растут, и это основная причина сверхдоходов нефтяных и газовых компаний.

Тенденция последних лет показывает возрастающую роль сырьевого экспорта. Доля нефти и газа в экспорте увеличивается. Положительных сдвигов в сторону диверсификации российской экономики не происходит. В результате ее зависимость от сырьевых секторов может возрасти, и все негативные эффекты этого проявятся в долгосрочной перспективе, особенно с сокращением запасов природных ресурсов.

В 2005 году началось снижение динамики сырьевого экспорта, прежде всего нефти, которое повлияло на замедление темпов роста ВВП. Причем замедление это имеет, по-видимому, долговременный характер. Инфраструктура нефтегазового комплекса, составляющего ядро экспортно-сырьевого сектора, ориентируется на Европу. Для того чтобы переориентировать ее в направлении быстрорастущих рынков Азии, требуется время (пять-семь лет) и значительные капиталовложения в трубопроводные системы и месторождения арктического шельфа и Восточной Сибири.

Основные направления действий должны быть связаны с поддержанием экономического роста, преодолением структурных дисбалансов за счет развития экспортно-сырьевых отраслей, повышением конкурентоспособности внутреннеориентированного сектора, модернизацией инфраструктуры и социальной сферы. Расчеты показывают, что для реализации этой задачи до 2010г. в российскую экономику необходимо вложить 430-450 млрд. долл. (в ценах 2000 года) – в 1,6-1,7 раза больше, чем в предшествующее пятилетие. Из этой суммы примерно треть – это поддерживающие инвестиции в нефтегазовый комплекс и в производственную инфраструктуру. Таким образом, ежегодный прирост инвестиций должен сохраняться на уровне не менее 10%.

Привлекательность отраслей ТЭК обусловлена, прежде всего, большими возможностями инвесторов в нефтегазовом секторе. Нефть продолжает занимать лидирующие позиции на мировом рынке топлива. Ожидается, что потребление нефти в мире до 2015 года будет расти в среднем на 1,5% в год, а потребление газа - на 3% в год. [5] Россия является крупнейшим игроком на этих рынках и поэтому в повышении инвестиционной привлекательности для нее есть большие перспективы.

Многие проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса России эксперты связывают с необходимостью увеличения инвестиций в геологоразведку. Так, по оценкам Министерства природных ресурсов РФ, отечественному ТЭК, чтобы избежать катастрофы, до 2020 года на геологическую разведку понадобится 1,5 трлн. рублей. [6]

Вопрос о необходимости повышения инвестиционной привлекательности России обсуждается уже в течение 15 лет, а именно, с момента подписания Европейской энергетической хартии. [7] Некоторые предложения реализованы, другие отвергнуты, третьи ждут своего решения. Что же касается решений радикального характера, которые привели бы к «новой инвестиционной политике», то они пока не принимаются именно в силу их радикальности.

По нашему мнению, иностранные капиталовложения отечественному нефтегазовому сектору очень необходимы. Если десять лет назад в стране было сосредоточено 70% легкоизвлекаемых и 30% трудноизвлекаемых ресурсов, то сейчас соотношение стало обратным – 30% легкоизвлекаемых и 70% трудноизвлекаемых. [8] Например, для освоения месторождений Восточной Сибири потребуется 50-70 млрд. долл. инвестиций, еще столько же – для разработки залежей на арктическом шельфе. В то же время, капитализация российских нефтегазовых компаний все еще несоизмеримо ниже аналогичного показателя зарубежных корпораций.

Недостаточные масштабы иностранных инвестиций, поступающих в нефтегазовую отрасль, позволяют сделать вывод о том, что система «производство энергии – иностранный капитал» находится в стадии формирования и пока еще малоэффективна. В то же время, мировой опыт свидетельствует, что при определенных условиях подобные системы позволяют создать крупное и эффективное производство, обеспечивающее высокий уровень прибыли участникам системы, т.е. владельцам энергоресурсов и владельцам капитала.

В этой связи целесообразно воспользоваться обширным зарубежным опытом и осуществить ряд мероприятий на соответствующих государственных уровнях и в сфере отношений с общественностью по значительному улучшению состояния внешней среды.

Формирование инвестиционной политики в России осуществляется в условиях глобализации финансовой деятельности, т.е. происходит укрепление организационно-правовых, управленческих и координационно-контрольных связей между различными международными финансовыми рынками. Влияние глобализации инвестиционных потоков на экономическую безопасность России имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной является повышение технического и технологического уровня отечественной промышленности. Отрицательной следует считать стремление развитых стран мира, транснациональных корпораций воздействовать на российскую экономику в целях деформации ее структуры и снижения роли на мировой арене. В частности, возникает опасность консервации сырьевой ориентации отечественной промышленности в международном разделении труда и дальнейшей деградации отраслей обрабатывающей промышленности. Это требует формирования со стороны государства достаточно осторожного подхода к доступу нерезидентов на российский рынок, т.е. необходима продуманная протекционистская политика.

В то же время, в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [9] подчеркивается, что снижение уровня инвестиций представляет угрозу национальной безопасности страны. Инвестиционная политика России является важнейшей составляющей всей экономической политики государства. Она определяет базовые принципы и механизмы организации инвестиционных потоков, как на государственном и межгосударственном уровнях, так и на уровне региона, предприятия топливно-энергетического комплекса.

[1] Данные Росстата.

[2] Точилкина О. Страновой хребет экономики России. //Ведомости ВУЗ. Сентябрь 2006. С. 8.

[3] Данные Росстата.

[4] Точилкина О. Страновой хребет экономики России. //Ведомости ВУЗ. Сентябрь 2006. С. 8.

[5] Мировая экономика: Учебник /Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. - С. 158-159.

[6] Ресурсы. //Секрет фирмы. 2004. № 43. С. 82.

[7] Россией подписаны 17 декабря 1994 года Договор к Энергетической хартии и Протокол к Энергетической хартии.

[8] Беляков А. Интервью председателя комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию. //Коммерсант. 5 ноября 2002 г. С. 20.

[9] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. //Российская газета. 18 января 2000 г.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:25:16