Инновационная активность и конкурентоспособность российских товаропроизводителей

Мухамедшин И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (8), Август 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухамедшин И.С. Инновационная активность и конкурентоспособность российских товаропроизводителей // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 8. – С. 22-27.

Аннотация:
Конкурентные преимущества товаропроизводителей в значительной мере определяются конкурентоспособностью их товаров. В зависимости от рынка реализации она может быть разной, т.е. следует различать конкурентоспособность товара на российском рынке и конкурентоспособность того же товара на внешнем рынке. Последняя может варьироваться в зависимости от региона и страны, в которую данный товар поставляется.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная активность



Конкурентные преимущества товаропроизводителей в значительной мере определяются конкурентоспособностью их товаров. В зависимости от рынка реализации она может быть разной, т.е. следует различать конкурентоспособность товара на российском рынке и конкурентоспособность того же товара на внешнем рынке. Последняя может варьироваться в зависимости от региона и страны, в которую данный товар поставляется.

В условиях продолжающейся научно-технической революции центр тяжести в конкуренции смещается в область исследований и разработок, что в значительной мере предопределяет успех как производственной, так и маркетинговой деятельности товаропроизводителей.

Повышение конкурентоспособности товаров можно достичь посредством прямого и косвенного воздействия научно-технических и технологических факторов. Прямое воздействие осуществляется через реализацию новых научно-технических и художественно-конструкторских решений, что может повлечь совершенствование технических параметров товаров и услуг, повышение качества пути достижения функционального назначения товара, производительности, надежности, технологичности, большего удобства в эксплуатации и обслуживании, улучшения показателей энерго и материалоемкости, экологичности, эстетических качеств, безопасности и др.

Опосредованное (косвенное) воздействие научно-технических и, в первую очередь, технологических факторов формирования конкурентоспособности проявляется в росте производительности труда, влияющей на стоимостную (ценовую) характеристику товара. К другим показателям косвенного воздействия можно отнести изменения в характере рыночного спроса, формах и методах работы на рынке, изменения в организационно-управленческих структурах предприятий, а также в характере информационного обеспечения исследовательской, производственной, маркетинговой и других видов деятельности.

С целью повышения конкурентоспособности товара производитель должен быть заинтересован в использовании в производимой им продукции оригинальных и эффективных научно-технических решений. Чем они оригинальней, а главное – чем эффективней, тем изделие более конкурентоспособно, что определяет и более активный спрос на данный товар, в том числе и на внешнем рынке.

Техническое совершенство товаров, в первую очередь, промышленной продукции, определяется степенью использования в их конструкции и технологии изготовления передовых научно-технических решений, т.е. результатов интеллектуальной деятельности разработчиков новой техники.

В настоящее время чаще всего, а на внешнем рынке в преобладающей степени, в качестве конкурентоспособного товара, предлагаемого российскими производителями, выступает непосредственный результат их интеллектуальной деятельности, т.е. неовеществленный, не дошедший до производственной стадии, продукт труда.

При оценке конкурентоспособности результатов НИОКР определяющей является степень новизны результатов разработок. Если же речь идет о воплощенных "в металл" результатах, то определяющим фактором здесь выступает степень использования в изделии новых прогрессивных научно-технических решений.

В обоснованных случаях разработчики новых научно-технических и технологических решений сохраняют результаты своих разработок в тайне, тем самым придавая им статус деловых секретов (ноу-хау). Товар, в котором реализовано ноу-хау, сохраняет свое конкурентоспособное преимущество до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность использованного в нем ноу-хау. Товаропроизводители, заинтересованные в приобретении этих ноу-хау для повышения конкурентоспособности своей продукции, либо заключает соглашения с владельцами ноу-хау о возможности их использования, либо пытаются приобрести конфиденциальную информацию неправомерными средствами. Внедрение рыночных отношений на формирующемся в России рынке технологий требует четкого нормативного регулирования отношений, связанных с созданием и использованием ноу-хау.

В отличие от ноу-хау, в качестве которого, как отмечалось выше, квалифицируется конфиденциальная и не получившая правовой охраны информация, в случае патентной охраны, истребование, получение и сохранение которой связано с затратами, порой значительными, государство соответствующей страны, в которой выдан патент и на территории которой он действует, гарантирует исключительные права патентообладателя на это решение. Так, наличие в стране реализации товара действующего в этой стране патента на решения, использованные в товаре, гарантирует их новизну, подтверждает наличие у патентовладельцев исключительных прав на использование запатентованных решений. Это позволяет повысить цену на товар, тем более, если это решение относится к принципиальной схеме изделия, его основным конструктивным решениям и влияет на достижение положительного эффекта от использования товара.

Вопрос о правовой (патентной) защищенности товара является одним из определяющих при заключении соответствующих контрактов на поставку или лицензионных соглашений. Учитывая, что правовая охрана, особенно за рубежом, является дорогостоящей операцией, товаропроизводителю для принятия решения о целесообразности патентования необходимо принимать во внимание сущность подлежащего патентованию решения и его значимость в товаре, круг стран патентования, перспективу реализации товара, в частности, объем и сроки продаж товара, а также расходы, связанные с подачей заявок, получением и поддержанием патентов в силе. Важное значение имеет выбор оптимальной процедуры патентования (традиционная, с использованием систем Евразийского патента, Договора о патентной кооперации (РСТ), Европейского патента и т.д.).

Существенным фактором, определяющим конкурентоспособность товара, является его патентная чистота. Отсутствие патентной чистоты изделия, т.е. наличие действующих "чужих" патентов, использованных в изделии, может не только снизить конкурентоспособность товара, но и лишить возможности поставлять его на рынок, где действуют "чужие" мешающие патенты, и чревато последствиями (конфискация товаров, значительные материальный и моральный ущерб т.д.).

В случае невозможности обойти мешающий патент необходимо проработать вопрос о получении лицензии на использование мешающего патента, обмене лицензиями (перекрестном лицензировании), покупке патента и т.д. В любом случае перед поставкой изделия необходимо проверить его патентную чистоту в отношении стран поставки. Следует отметить, что экспертиза на патентную чистоту является достаточно трудоемкой и дорогостоящей операцией.

Для оценки конкурентоспособности изделий существенную роль играет их внешнее оформление, дизайнерская проработка, соответствие эргономическим требованиям.

Новизна и оригинальность художественно-конструкторского решения подтверждается охранным документом (регистрацией его) в качестве промышленного образца. Изделия, обеспеченные правовой охраной в качестве промышленного образца, более конкурентоспособны и реализуются, как правило, по более высокой цене, чем не обеспеченные такой правовой охраной.

Определенная роль в повышении конкурентоспособности товаров отводится товарным знакам (знакам обслуживания). Товарные знаки, зарегистрированные за определенными производителями конкретных товаров, зачастую ориентируют потребителя на приобретение товаров именно этого производителя, если он уже удачно зарекомендовал себя на рынке аналогичной продукции.

В случае популярности фирмы-производителя важно снабжать производимые товары товарным знаком фирмы. В этой связи заслуживает внимания регистрация договоров коммерческой реализации (франшизы), осуществляемая Роспатентом. Регистрация договоров франшизы подтверждает значимость фирменного наименования и товарного знака (знака обслуживания) товаропроизводителя, если его продукция конкурентоспособна на рынке.

В 1992 г. в России введена правовая охрана наименований мест происхождения. Если качество и конкурентоспособность товара в определенной мере определяются использованием сырья, материалов, компонентов, ингредиентов из определенного географического региона, традициями производства в регионе, и этот товар зарекомендовал себя как качественный и конкурентоспособный (например, масло вологодское), снабжение продукции наименованием места происхождения, получившим соответствующую регистрацию, может способствовать повышению конкурентоспособности товара. Как результат ‑ рост числа заявок на регистрацию наименований мест происхождения товара в России.

В 1999 г. в России подано 32 заявки на регистрацию наименований мест происхождения товаров, все от российских заявителей (в 1997 г. ‑- 25 заявок, в 1998 г. – 42 заявки); зарегистрировано 73 наименования мест происхождения товаров (в 1997г. – 5, а в1998 г. – 26 регистраций).

Формированию конкурентных преимуществ товаропроизводителей способствует также информация о количестве патентов, принадлежащих фирме на решения, используемые в ее продукции, количестве проданных и приобретенных лицензий, объемах продаж, в т.ч. экспортных, и т.д.

Технология, используемая производителем товара, влияет на качество товара и его себестоимость. Если технология изготовления товара является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления) и, естественно, повышает конкурентоспособность изготовленного по этой технологии товара. Выбор технологии товара влияет, в первую очередь, на его себестоимость и здесь уже определяющими являются экономические параметры и их учет в оценке конкурентоспособности.

Под инновационной активностью следует понимать участие товаропроизводителей в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов, т.е. в осуществлении вида деятельности, связанного с трансформацией идей (обычно результатов НИОКР или иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

О влиянии инновационной активности на конкурентоспособность российских товаропроизводителей, определяемую, в значительной мере, как отмечено в данной статье, конкурентоспособностью производимых ими товаров, поговорим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:37