Типология инновационной деятельности с позиции ее государственного регулирования

Блок Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Блок Г.А. Типология инновационной деятельности с позиции ее государственного регулирования // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 5. – С. 54-57.

Аннотация:
Цели, задачи и формы как государственного регулирования инновационной деятельности, так и административно-управленческих структур, их реализующих, в значительной степени зависят от специфики регулируемой инновационной деятельности, которая может быть весьма разнообразной, поскольку инновационные процессы охватывают все основные (экономические, социальные, политические и т.п.) стороны жизни современного общества.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственное регулирование, государственная поддержка инноваций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Цели, задачи и формы как государственного регулирования инновационной деятельности, так и административно-управленческих структур, их реализующих, в значительной степени зависят от специфики регулируемой инновационной деятельности, которая может быть весьма разнообразной, поскольку инновационные процессы охватывают все основные (экономические, социальные, политические и т.п.) стороны жизни современного общества.

К настоящему времени в литературе существуют различные классификации: а) видов инноваций; б) типов инновационных систем; в) методов государственного регулирования инновационных процессов [1, 2]. Однако с позиции анализа целей, задач и форм государственного регулирования инновационной деятельности этих классификаций явно недостаточно.

Проведенный нами мониторинг публикаций научного и производственного характера по данной проблеме за последние годы позволил выделить следующие классификационные признаки инновационной деятельности:

1) тип субъекта деятельности;

2) сегмент деятельности;

3) тип потребителя результатов деятельности;

4) территориальный масштаб (уровень) деятельности.

По типу субъекта инновационной деятельности выделим следующие формы:

‑ деятельность отдельных малых предприятий;

‑ деятельность отдельных средних и крупных предприятий;

‑ деятельность объединений (наукограды, инновационные центры).

По сегменту инновационной деятельности, на наш взгляд, целесообразно выделить четыре характерных направления:

‑ производственная деятельность;

‑ образовательная деятельность;

‑ социальная деятельность;

‑ административно-управленческая деятельность.

Производственный сегмент инновационной деятельности, связанный с выпуском новой продукции (продуктовая инновация) или созданием новой технологии (процессная инновация), является традиционным объектом анализа специалистов в области экономики и управления и сравнительно детально изучен. Большинство работ по оценке эффективности инноваций и методам государственного регулирования касаются именно производственного сегмента инновационной деятельности.

Однако в последние годы в связи с проводимой в РФ реформой системы образования значительный интерес проявляется к образовательному сегменту инновационной деятельности. Он связан с разработкой и внедрением в учебный процесс новых подходов к обучению, компьютерных технологий и других методов, направленных, в конечном счете, на повышение уровня человеческого капитала - уровня знаний и практических навыков специалистов, - что является необходимым условием дальнейшего развития инновационной деятельности во всех сферах жизни современного общества.

Не менее актуальными являются задачи, стоящие перед обществом в социальном сегменте инновационной деятельности, связанном с решением проблем обеспечения достойного уровня жизни населения. К социальному сегменту, на наш взгляд, следует отнести инновационную деятельность в сфере социального обеспечения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и других областях деятельности, связанных с жизнеобеспечением населения.

И, наконец, в связи с проводимой в стране административной реформой, направленной на разделение полномочий и повышение эффективности работы всех уровней власти, целесообразно выделить административно-управленческий сегмент инновационной деятельности.

Обеспечение поступательного движения общества по пути прогресса и приемлемых условий жизни населения требует от властей всех уровней, а также от предприятий и организаций всех форм собственности и сфер деятельности активной работы во всех указанных выше сегментах деятельности. Естественно, что любая деятельность требует определенных расходов, т.е. соответствующего финансирования, но далеко не каждый вид деятельности будет приносить субъекту этой деятельности прямой доход, т.е. представлять для него коммерческий интерес в общепринятом смысле.

Коммерческий подход к инновационной деятельности, направленный, в конечном счете, на получение дополнительной прибыли, характерен для производственного сектора в том случае, если результат инновационного процесса поставляется на рынок, имеет четко определенную цену и потенциального покупателя и представляет собой новый товар, технологический процесс или интеллектуальный продукт (например, компьютерную программу).

Создание новых, более совершенных продуктов и процессов, освоение новых рынков – важнейшая цель и непосредственная задача инновационной деятельности бизнес-сообщества, для успешного решения которых необходимо содействие государства в форме прямых или косвенных методов регулирования.

Совершенно иная ситуация имеет место в ряде других секторов инновационной деятельности (образования, социальной сферы, экологической безопасности) и частично – в научно-техническом секторе. Как правило, здесь результат внедрения продукта предполагаемого инновационного проекта имеет внеэкономический характер и не может быть оценен (измерен) в стоимостной форме.

Именно в этих сегментах инновационной деятельности необходимо прямое участие государства; одной из форм такого участия является система формирования государственных заказов на разработку и внедрение соответствующих инновационных продуктов.

По типу потребителя (заказчика) инновационного продукта целесообразно выделить формы инновационной деятельности, ориентированные:

‑ на рынок, т.е. свободную продажу инновационного продукта отдельным предприятиям или государственным структурам;

‑ на выполнение заказов муниципальных органов власти;

‑ на выполнение заказов региональных органов власти;

‑ на выполнение заказов федеральных властей.

По территориальному масштабу (уровню) инновационная деятельность подразделяется на федеральную, региональную и муниципальную. Определяющим здесь является масштаб деятельности и подчиненность предприятия или организации, осуществляющей инновационную деятельность, определенному уровню вертикали власти. В целом, это соответствует классификации инновационных систем по «территориальному признаку», предложенной В.В. Новохатским в работе [ 1 ].

Мы будем исходить из концепции, что инновационная деятельность на каждом уровне (федеральном, региональном, муниципальном) имеет свои приоритетные цели, задачи и потенциальных потребителей.

Инновационная деятельность на федеральном уровне должна обеспечивать высокие темпы развития «базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателем развития экономики» [2, с. 16], а также конкурентоспособность национальной экономики в условиях международной интеграции и глобализации производства.

Инновационная деятельность на региональном уровнедолжна решать в первую очередь проблемы развития экономического потенциала региона, задачи энергетической, продовольственной, экологической и других форм безопасности регионов, снижения уровня их дотационности, повышения уровня жизни населения.

Объемы работ и доля задач, непосредственно решаемых органами власти по обеспечению достойного уровня жизни населения, неуклонно возрастает по мере перемещения по цепочке

Это позволяет нам утверждать, что приоритетным направлением инновационной деятельности на муниципальном уровне должно быть сохранение экосистемы, ресурсосбережение, обеспечение безопасности и достойного уровня жизни населения. Соответственно, на решение этих задач должен быть направлен и инновационный заказ органов муниципальной власти.

Приведенная выше классификация способствует более детальному рассмотрению вопросов государственного регулирования инновационной деятельности. Учет особенностей инновационной деятельности на различных уровнях этой классификации позволит подобрать адекватный набор методов и средств государственной поддержки для каждого вида инновационной деятельности.


Источники:

1. В.В. Новохатский Определение и классификация инновационных систем// Инновации. 2004. № 9
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов, 5е изд. СПБ.: Питер, 2005.  448 с.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 09:47:02