Понятие инвестиционной привлекательности предприятия в современных рыночных условиях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности. Устойчивое конкурентоспособное функционирование промышленного предприятия возможно лишь при масштабном расширении его деятельности, ее модернизации, а также при введении и использовании новейших технологий. Осуществление всех этих мероприятий требует своевременного изыскания источников дополнительных финансовых ресурсов – реальных инвестиций.

Ключевые слова:

инвестиции, инвестиционная привлекательность
Цитировать публикацию:
Понятие инвестиционной привлекательности предприятия в современных рыночных условиях – С. 212-216.

Ponyatie investitsionnoy privlekatelnosti predpriyatiya v sovremennyh rynochnyh usloviyakh. , 212-216. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Устойчивое конкурентоспособное функционирование промышленного предприятия возможно лишь при масштабном расширении его деятельности, ее модернизации, а также при введении и использовании новейших технологий. Осуществление всех этих мероприятий требует своевременного изыскания источников дополнительных финансовых ресурсов – реальных инвестиций.

Под инвестициями (от латинского investire – облачать) принято понимать вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта [1].

Экономическая природа категории «инвестиции» состоит в построении отношений между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства.

В западной экономической литературе инвестиции рассматриваются в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат).

Наиболее очевидно такой подход представлен в работах Дж. Кейнса, по мнению которого, инвестиции – это та часть дохода за текущий период, которая не была использована для потребления и текущий прирост ценностей капитального имущества в результате производительной деятельности данного периода [2].

В отечественной экономической литературе до 80-х годов XX века термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался. Более широкое распространение в научном обороте это понятие получило гораздо позже.

Инвестиции можно рассматривать как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов. Это экономическая категория, система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.

В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его преумножения в будущем. Такой подход к данному определению господствует как в европейской и американской литературе, так и в отечественной.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ «инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [3].

Международные стандарты финансовой отчетности дают следующее определение: «Инвестиции – это актив, который компания держит в целях наращения богатства за счет различного рода доходов, полученных от объекта инвестирования (в форме процента, дивиденда и арендной платы), прироста стоимости капитала, или для получения инвестирующей компанией других выгод, возникающих, например, при долговременных торговых взаимоотношениях».

Таким образом, инвестиции – это вложение инвестором временно свободного капитала в определенный объект с целью сохранения этого капитала и получения прибыли или другого положительного эффекта.

Все инвестиции можно условно разделить на две группы: финансовые и реальные инвестиции.

Финансовыми инвестициями принято считать вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего, в ценные бумаги, а также активы других предприятий, при их осуществлении инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды и другие доходы [4].

Под реальными инвестициями понимают вложение капитала в создание активов, связанных с осуществлением операционной деятельности и решением социально-экономических проблем хозяйствующего субъекта [5].

Иными словами, реальные инвестиции – это вложение капитала в производство, то есть это финансовые ресурсы, направленные на пополнение основных производственных фондов, ресурсной базы, нематериальных активов.

Сегодня привлечение реальных инвестиций в экономику – вопрос ее выживания. Деятельность крупных промышленных предприятий невозможна без привлечения дополнительных средств от инвесторов, которые в свою очередь преследуют одну лишь цель – сохранить и преумножить временно свободный капитал.

Инвесторы – главные субъекты инвестиционной деятельности, которыми могут быть вкладчики, покупатели, заказчики, кредиторы и другие участники инвестирования.

Инвестор осуществляет самостоятельный выбор объектов инвестирования, определяет направления, объемы и эффективность инвестиций, контролирует их целевое использование, является собственником созданного объекта инвестиционной деятельности. Характерная особенность инвестора заключается в отказе от немедленного потребления имеющихся средств в пользу удовлетворения своих потребностей в будущем на новом, более высоком уровне.

Главной задачей инвестора является выбор объекта инвестирования, имеющего наилучшие перспективы развития и обеспечивающего высокую эффективность вложений.

Выбор объекта вложения средств для потенциального инвестора не происходит спонтанно. Этому предшествует сложный процесс тщательного отбора, анализа и оценки всех возможных претендентов, из которых выбирается наиболее эффективный, привлекательный объект инвестирования.

В связи с выше изложенным, целесообразно рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности.

Традиционно такое понятие, как «инвестиционная привлекательность», связывают с предпочтениями инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [6].

Инвестиционная привлекательность объекта инвестирования представляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный объект инвестирования [7].

По мнению Г.Л. Игольникова, доктора экономических наук, профессора Ярославского Государственного Университета, «инвестиционная привлекательность предприятия – это экономическая (или социально-эко­но­ми­ческая) целесообразность инвестирования, основанная на согласовании интересов и возможностей инвестора и реципиента инвестиций (в том числе эмитента), которое обеспечивает достижение целей каждого из них при приемлемом уровне доходности и риска инвестиций» [8].

Инвестиционная привлекательность представляет собой определенную совокупность факторов и характеристик предприятия, позволяющих инвестору выбрать его в качестве объекта инвестирования.

Инвестиционная привлекательность компании представляет собой интегральную оценку отдельных компаний – объектов предстоящего инвестирования с позиции перспективного развития, эффективности и прибыльности его деятельности.

Определение инвестиционной привлекательности предприятия проводится инвестором при определении целесообразности осуществления инвестиций в данный объект.

Разработка инвестиционной привлекательности компании представляет собой довольно сложный и длительный процесс, который включает в себя следующие этапы:

1) составление общей характеристики предприятия и анализ уровня экономического развития объекта инвестирования:

а) анализ имущественного состояния компании предполагает определение стоимости актива компании, анализ его структуры, оценку объема и состава нематериальных и внеоборотных активов;

б) оценка производственного потенциала предприятия подразумевает определение производственных мощностей предприятия и перспектив их роста, уровень модернизации и износа оборудования и технологии производства;

в) определение кадрового уровня предприятия – анализ обеспеченности предприятия кадрами, укомплектованности штата сотрудников, оценка уровня квалификации работников;

г) анализ инновационного потенциала компании предполагает анализ наличия и использования в производстве новейших технологий и возможности внедрения инноваций;

2) оценка рыночного потенциала, а также конкурентоспособности продукции предприятия:

а) определение емкости рынка и места, занимаемого данным предприятием на рынке – анализ конкурентной среды, рейтинга компаний данной отрасли, определение сильных и слабых сторон компании, выявление возможных путей закрепления позиций компании на рынке и ее дальнейшего роста;

б) оценка качества продукции, ее конкурентоспособности – оценка качества продукции и сравнение ее с имеющейся на рынке аналогичной продукцией, выявление конкурентных преимуществ анализируемой продукции, поиск путей повышения ее конкурентоспособности;

в) анализ ценовой политики предприятия;

3) анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия:

а) оценка финансового состояния предполагает проведение анализа ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности компании;

б) анализ финансовых результатов: оценка текущей прибыльности и эффективности деятельности предприятия, а также перспектив его дальнейшего развития.

Определение инвестиционной привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной информации для принятия инвестиционного решения. Поэтому при подходе к ее оценке следует различать термины «уровень экономического развития» и «инвестиционная привлекательность». Если первый определяет уровень развития объекта – набор экономических показателей, то инвестиционная привлекательность характеризуется состоянием объекта, перспективами его дальнейшего развития, доходности и роста.

Анализируя инвестиционную привлекательность того или иного объекта вложения средств, инвестор определяет не только стабильность и доходность этого объекта, но и все возможные риски, связанные с ним.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Инвестиции: учебник / кол. авторов, под ред. Г.П. Подшиваленко. М.: КНОРУС, 2008. С. 25.
2. Васильев А.Г. Анализ маркетинговых возможностей. М.: ЮНИТИ, 2009. С. 11.
3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ – Консультант Плюс: Версия Проф. – Электрон. дан. и прогр. – ЗАО «Консультант Плюс».
4. Инвестиции: учебник / кол. авторов, под ред. Г.П. Подшиваленко. М.: КНОРУС, 2008. С.10-11.
5. Васильев А.Г. Анализ маркетинговых возможностей. М.: ЮНИТИ, 2009. С. 14.
6. Научно-внедренческая компания «Позиция». Инвестиционная привлекательность. – 2008. Режим дос-тупа: www.pozmetod.ru, свободный.
7. Шайхалисламова А.А. Анализ критериев рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности предприятия. – 2008. Режим доступа: www.student.km.ru, свободный.
8. Грибов В., Грузинов В. Экономика предприятия. – 2009. Режим доступа: www.inventech.ru, свободный.