Логистика как важный элемент системы управления крупного города

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Динамичный рост разнообразных потоков в логистической системе крупного города при условии медленного изменения параметров, его характеризующих, сегодня привел к возникновению комплекса проблем, требующих решения. В статье рассмотрено понятие «городская логистика», выявлен ряд логистических проблем г.о. Самара и предложены направления их решения.

Ключевые слова:

городская логистика, городской логистический центр, логистическое администрирование
Цитировать публикацию:
Логистика как важный элемент системы управления крупного города – С. 78-82.

Logistika kak vazhnyy element sistemy upravleniya krupnogo goroda. , 78-82. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современные города сегодня столкнулись с комплексом проблем жизнеобеспечения своих жителей, для решения которых необходимо внедрять логистическую концепцию как в работу всей системы городского управления, так и в жизнь каждого отдельного человека, сформировав логистическую культуру на всех уровнях деятельности.

Город является образованием с высокой концентрацией множества логистических потоков: материальных, пассажиропотоков, транспорта, торговли, финансов, менеджмента, политики, культуры, администрации, энергии, воды, отходов и других. И с каждым годом концентрация этих потоков возрастает, причем необходимо отметить, что существенно меняются и параметры города как сложной логистической системы.

В этой системе происходит увеличение объема и скорости движения, прежде всего, информационных потоков, которые инициируют динамичный рост других потоков. В результате формируется комплекс проблем, требующий для решения именно логистического подхода на уровне городского управления.

Так, например, бурное развитие личного автотранспорта приводит к заторам на дорогах. Эта проблема характерна как для российских, так и для зарубежных мегаполисов. Статистика по Самаре выглядит таким образом: в 2011 году 300 автомобилей приходилось на 1000 жителей; к 2012 году прогнозируется 500 автомобилей на 1000 жителей [1]. И это происходит при условии, что существенных изменений в транспортной инфраструктуре города ждать придется достаточно долго. В результате единой концентрации офисных центров в одной части города, а зон высотной застройки в другой интенсивность потоков меняется по направлениям утром и вечером. Одно из логистических решений в данном случае – завершение строительства метро по направлению к железнодорожному вокзалу. Однако это требует значительных инвестиций, которые не готовы предоставить ни город, ни область.

Следует отметить, что многие специалисты, рассматривая логистику крупных городов, концентрируют свое внимание именно на транспортной проблеме, которая, по их мнению, стоит наиболее остро. Однако нельзя забывать и о других не менее значимых аспектах сити логистики.

Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) – комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, ин­формации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

Плотность указанных потоков и их распределение по территориям городов неодинаковы. В ряде районов, как правило, расположенных в центральной части городов, потоки масштабны по величине и степени их концентрации. Они обусловливают перегрузку коммуникаций города, возникновение заторов в продвижении потоков необходимых городу ресурсов, осложняют работу общественного транспорта, коммунальных и социаль­ных служб. Методической основой городской логистики служат интегри­рованная и инновационная логистики.

Субъекты городской логистической деятельности: люди (в традиционной логистике люди не являются ее субъектом), транспорт, дороги, образование, здравоохранение, вода, электричество, отходы, производители промышленных и продовольственных товаров, предприятия торговли, транспортно-экспедиторские предприятия и т.п.

Целью городской логистики является:

  • удовлетворение потребностей его жителей;
  • рациональная организация в пространстве и во времени материального и социального потоков, обеспечивающая максимальную ориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий на удовлетворение потребностей населения.
  • Задачами городской логистики являются:

  • интеграция города в единую логистическую систему, отличающуюся свойствами интегративности и эмерджентности;
  • развитие логистической культуры и грамотности в обществе;
  • рационализация материальных и социальных потоков;
  • максимизация загрузки производственных мощностей предприятий;
  • экономия материальных ресурсов на всех стадиях движения материального потока;
  • оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции и услуг населению;
  • снижение выбросов токсичных и парниковых газов в окружающую среду.
  • Логистика города уже широко используется во многих странах мира. Там расположены и необходимые институты, которые проводят международные научно-практические конференции. Имеются и соответствующие директивы ЕС по городской логистике. Городская логистика фактически является конкретной формой проникновения логистического менеджмента во властные структуры. Управление всеми подсистемами города осуществляется «Городским логистическим центром» (ГЛЦ). ГЛЦ состоит из информационно-аналитического центра и автоматизированного сервисного центра. Он исполняет роль головного объекта. Осуществляет связь с подобными ГЛЦ других городов, сходных по параметрам управляемому городу. Для успешной работы ГЛЦ требуются квалифицированные кадры городских логистов и информационные модели. На это нужно время и значительные материальные средства.

    В целом г.о. Самара является подобием логистического центра, который сформировался стихийно за много десятков лет благодаря своему географическому положению. И в случае понимания новым логистическим оператором данной ситуации, и тщательной проработки стратегии создания современного высокотехнологичного и эффективного логистического центра при существующей ситуации в сфере инвестиций важной становится задача получения доминирующего контроля логистического рынка самарского региона, и в итоге заметное участие в мировом логистическом рынке.

    Однако для достижения этой задачи требуется решить комплекс проблем логистического характера. Самые главные из них: загруженность транспортом центральных районов, удаленность складских помещений от мест розничных продаж, отсутствие паркингов, оптимизация движения маршрутных транспортных средств, нерациональное размещение предприятий розничной торговли, низкий уровень логистической культуры производителей, посредников и жителей городского округа.

    Причины возникновения транспортного коллапса и варианты эффективного решения проблем города ищут представители Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, ГУВД по Самарской области, госавтоинспекции, РЖД, Аэропорта «Курумоч», руководители крупных логистических компаний и организаций, занимающихся междугородними перевозками и многие другие. При этом четко можноговорить о том, что так необходимая тесная взаимосвязь между всеми системными звеньями управления городского округа сегодня отсутствует. Формирование единого информационного пространства, характеризующего деятельность города как сложной живой логистической системы, имеющей комплекс важных для принятия управленческих решений параметров, происходит медленно и с большими трудностями. В результате ряд решений, принимаемых отдельными городскими департаментами, основан не на целостной картине того или иного вопроса, а только на той, которая доступна департаменту. Такая ситуация противоречит принципам логистического подхода и, как следствие, снижает эффективность принятых решений и реализуемых мероприятий.

    Логистическое управление возродилось в обновленном виде 30 лет назад с появлением компьютерной техники, поэтому гармонично поддается полной автоматизации. Автоматизированная логистическая система управления – это мощнейший инструмент управления всеми системами в режиме «онлайн» – реального времени, что на порядок увеличивает скорость и качество принятия решения. Проблема не успевает вырасти, поэтому издержки на ее решения минимальны. Учитывая, что в автоматизированной логистической системе 85-90% задач решается автоматически компьютерной программой, использующей план-фактный анализ, и только в 10-15% решение принимает человек, можно говорить о целесообразности использования подобных систем и на уровне городского управления [2].

    В поле зрения логистического администрирования сити логистики находятся вопросы использования ресурсов (свет, вода, газ, коммуникации), возникает потребность в повышении социальной ответственности граждан. Так, например, проведенный весной 2011 года опрос жителей г.о. Самара на тему: «Готовы ли вы осуществлять раздельный сбор мусора?» показал, что только 15% опрошенных являются социально ответственными гражданами и выразили готовность, а также, что не менее важно, понимание самого процесса – зачем это нужно. Сегодня эта программа пока не реализована.

    Поскольку на Западе с большой силой начинают осознавать реальность многих экологических проблем и «всемирного потепления», потребители там уже задают и будут задавать еще больше вопросов, касающихся приобретаемой ими продукции, именно с этой точки зрения. Производители должны быть готовы говорить о том, насколько «экологичен» на их предприятиях производственный процесс, как строится экологическая логистика компании («green logistics»), и реализована ли в ней идея создания «зеленой» цепочки поставок.

    Руководители некоторых крупных самарских компаний уже осознают необходимость построения «зеленых» цепочек поставки и начинают работу в данном направлении. То, что сначала выглядело уступкой общественному мнению, оказывается, можно превратить во всевозрастающую выгоду. Множество компаний уже продемонстрировало доказательства того, что меры, направленные на заботу об экологии, ведут также к улучшению их финансовых показателей и имиджа.

    В целом, исследуя проблемы городской логистики в г.о. Самара, необходимо выделить следующие направления их решения:

  • формирование целостной системы логистического администрирования на уровне города;
  • создание программ логистической грамотности на различных уровнях;
  • привлечение к решению логистических проблем города крупных российских и зарубежных компаний, работающих на территории г.о. Самара.
  • Интересной в рамках рассматриваемой проблемы является приведенная в докладе президента Национальной логистической ассоциации и Международного центра логистики профессора В. Сергеева экономическая оценка потерь нашей страны из-за неудовлетворительного состояния национальной логистики. Так, ВВП России в 2010 г. составил около 44 500 млрд руб. Логистические издержки в РФ в среднем составляют около 20% ВВП (8 900 млрд руб.). Снижение логистических издержек на 1% даст экономию 445 млрд руб./год. Транспортная составляющая логистических издержек – 30-50%. Возможная экономия в среднем – 178 млрд руб. [3]. Это на уровне всей страны, а этот результат складывается из результатов отдельных муниципальных образований. И именно в них есть сегодня, над чем работать в области логистики.

    Создание служб логистики на городском и федеральном уровнях позволит сформулировать и взаимоувязать в единую систему логистические задачи. При этом важно то, чтобы в создаваемых департаментах логистики работали специалисты с профильным образованием. В таких кадрах сегодня на самарском рынке сформировался дефицит. Работа таких логистов основывается на глубоком анализе сложившейся ситуации, имеющихся взаимосвязей и учетом специфики процессов в рамках логистического подхода.

    Таким образом, с нашей точки зрения, только построение логистических моделей взаимодействия всех субъектов, участвующих в жизни крупного города, а также формирование единого логистического пространства и грамотности в области логистики среди жителей позволят находить приемлемые эффективные решения ряда логистических проблем крупного города.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Храмцова Е.Р., Зайчикова Н.А. Динамическое моделирование торговой логистики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2011. №114. С.273-278.
    2. Лобанов Н. Логистика и мегаполис: проблемы и решения / www.e-xecutive.ru/community/articles/1453825/.
    3. Зубаков Г. В. Проблемы национальной логистики / www.aercity.ru/publikaczii/stati-assocziaczii/3104-problemy-naczionalnoj-logistiki.html