Развитие научно-исследовательских университетов (НИУ) в РФ

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье рассказывается об особенностях развития НИУ (научно-исследовательских университетов) в России. Рассказывается о мировом опыте формирования аналогичных структур. Приводятся успешные примеры работы отечественных НИУ (в сфере прикладных знаний). Анализируются проблемы реализации проектов в рамках НИУ. В заключении дается оценка о вероятной перспективности НИУ при наличии необходимого финансирования и (что более важно) организационного и мотивационного ресурса.

Ключевые слова:

Россия, инновационное развитие экономики, научно-исследовательский институт, эндаумент, научные разработки
Цитировать публикацию:
Развитие научно-исследовательских университетов (НИУ) в РФ – С. 373-381.

Razvitie nauchno-issledovatelskikh universitetov (NIU) v RF. , 373-381. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Развитие научно-исследовательских университетов (НИУ) в РФ

В период с начала 2000-х годов Правительство России предприняло ряд шагов, призванных кардинальным образом улучшить ситуацию в системе высшего образования в целом и стимулировать ее вовлеченность в решение актуальных задач построения инновационной экономики в частности. Одним из таких шагов, предпринятых в 2009 г., стало решение о формировании в России новой категории вузов – национальных исследовательских университетов [1] (далее – НИУ) в качестве «высших учебных заведений, одинаково эффективно осуществляющих образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Понятие «исследовательского университета»

Термин «Исследовательские университеты» был введен в 1970 г. Комиссией по высшему образованию [2] (англ. Commission on Higher Education) Фонда Карнеги для продвижения образования (англ. The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching) в рамках специальной разработанной классификации колледжей и университетов, призванной облегчить работу фонда по разработке и оценке программ и проектов вузов.

Среди важных критериев отнесения университета к исследовательским, наряду с размерами федеральной помощи в этой классификации, фигурирует понятие «целевого фонда капитала» (эндаумента, английский вариант – endowment) и его размера. В настоящий момент число индикаторов увеличено и включает следующие показатели: § объем дотаций и пожертвований; § число членов Национальных академий (всего 3 академии); § количество научных премий; § число защит докторских диссертаций (должно быть более 20 в год); § число стипендий для постдоков (англ. Postdoctoral position) и т.д.

Приведем максимальные значения некоторых из показателей американских исследовательских университетов в 2008 г. [3; 4, 81]:

Общий объем финансирования научно-исследовательских работ (далее – НИР)
1,5 млрд. долларов США
Объем государственного финансирования НИР
1,31 млрд. долларов США
Размер фонда целевого капитала
34,6 млрд. долларов США
Объем дотаций и пожертвований
0,83 млрд. долларов США
Число членов Национальных академий
284 чел.
Научные премии
78 чел.
Число защит докторских диссертаций
903
Число стипендий для молодых докторов
4286
Вообще целевой фонд капитала – это фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, науки, культуры. Наиболее известный из них – Нобелевский, созданный в конце XIX века. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Его отличительной чертой является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета). Впервые эндаументы возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. [5]

Основными направлениями финансирования из целевого фонда капитала могут быть (на примере фонда Томского политехнического университета (ТПУ):

  • повышение качества и престижности инженерного образования, создание эффективного механизма взаимодействия бизнеса и вузовской науки;
  • создание мощной материально-технической платформы для развития научно-образовательного потенциала университета;
  • финансирование инвестиционных проектов, научно-исследовательской работы студентов и преподавателей университета;
  • финансовая поддержка целевых программ посредством налаживания тесного диалога университета с бизнес–сообществом. [6]
  • Также могут указываться и другие направления финансирования расходов университета. Вообще, эта форма финансирования только приживается в России. Не случайно, что первый взнос в целевой фонд финансирования того же ТПУ внес после встречи со студентами в феврале 2010 г. президент РФ Д.А. Медведев.

    Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

    Построение сети «исследовательских университетов» в России имеет свои национальные особенности, что следует из следующих фактов [7]: а. вузы-претенденты на получение категории НИУ должны иметь значимый и признаваемый в мире задел по определенным научным направлениям - так называемым «приоритетным научным разработкам» (далее – ПНР), поэтому большинство победителей конкурса НИУ – специализированные, отраслевые вузы; б. только два университета из четырнадцати НИУ «первой волны» Двум университетам – Национальному исследовательскому ядерному университету «МИФИ» и Национальному исследовательскому технологическому университету "МИСиС", на момент проведения первого конкурса в августе 2009 г., уже были присвоены категории «НИУ» и шесть университетов из пятнадцати НИУ «второй волны» являются классическими университетами; в. среди показателей результативности и эффективности реализации программ развития НИУ на ближайшие 10 лет, помимо традиционных показателей по образовательной и научно-исследовательской деятельности, содержатся и показатели состояния и развития инновационного предпринимательства вуза; г. наблюдается четкая научная профилезация НИУ, отвечающая пяти приоритетным направлениям инновационного развития экономики, сформулированными Президентом Д.А. Медведевым летом 2009 г., а именно, энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. [8]

    Примеры деятельности победителей конкурса, включенных в список НИУ

    Также следует отметить ряд особенностей, характеризующих критерии выбора НИУ. Очевидно, что попасть в число победителей многим вузам удалось благодаря существенной поддержке местных властей. Один из показательных примеров – история с Белгородским госуниверситетом. [7]

    Ещё десять лет назад в возможность победы бывшего пединститута вряд ли мог кто-то поверить. Сегодня по объёмам научных исследований он конкурирует с ведущими техническими вузами. Вложения областного бюджета в развитие БелГУ исчисляются сотнями миллионов рублей. В общей сложности за последние десять лет на его развитие потратили свыше пяти миллиардов рублей из разных источников финансирования. Вуз оснащён по последнему слову техники, может похвастать современным кампусом и развитой инфраструктурой.

    Кратко охарактеризуем направления деятельности победителей конкурса. В Южно-Уральском госуниверситете (ЮУрГУ) также взялись за актуальную для страны тематику – энерго- и ресурсоэффективность. Это магистральное направление, которое развивается в университете с момента его основания 66 лет назад.

    «Одна из тем связана с энергосбережением в социальной сфере, – рассказывает ректор ЮУрГУ Александр Шестаков. – Вместе с предприятиями-партнёрами мы создали комплекс индивидуального учёта энергоресурсов в каждой квартире. Аналогов ему в мире нет. Вся система энергоснабжения должна преобразоваться из затратной в эффективную. Челябинская область становится пилотным регионом для разработки и апробирования этой программы. Это совершенно потрясающая масштабная задача, которая будет решаться в рамках программы национального исследовательского университета». [9]

    Московский институт электронной техники будет работать над двумя темами: «Микро- и наноэлектроника» и «Радиоэлектронные приборы и устройства». Предполагается создать пять лабораторий мирового уровня, в том числе физических и химических сенсоров, функциональной диагностики, интеллектуальных систем навигации и управления. Каждую оснастят оборудованием стоимостью не менее чем в 100 миллионов рублей.

    Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского ставит перед собой цель обеспечить инновационное развитие «умных» отраслей экономики, что улучшит инвестиционную привлекательность Саратовской области и всего Нижнего Поволжья, отмечает ректор СГУ Леонид Коссович: «Большую роль в этом сыграют и малые предприятия, которые будут создаваться вокруг СГУ и работать в области повышения продуктивности аграрного сектора, разработки аналого-цифровых микросистем нового поколения, выпуска изделий из композиционных материалов для авиационной и строительной промышленности, создания радиочастотных идентификаторов для современных транспортных систем и спецслужб». [9]

    Ещё по итогам первого конкурса руководители некоторых вузов, не вошедших в число победителей, лоббировали свои интересы, приводя в качестве аргумента то, что их учебное заведение представляет важную отрасль народного хозяйства, которую нужно развивать, а соответственно вузу следует присвоить статус НИУ. Это стало, пусть и не бесспорным, но весомым критерием получения данного статуса.

    Одно из обязательных требований к НИУ – коммерциализация НИОКР. Классическим университетам было сложнее победить в конкурсе НИУ, чем техническим или отраслевым, которым достаточно было, дать обязательство спроектировать какой-нибудь особый технологический объект. Это объясняет, отметим еще раз, их доминирование в списке.

    В списке НИУ, особенно второй волны, явно прослеживается «отраслевая» логика, считает Игорь Федюкин, ведущий эксперт Центра экономических и финансовых разработок, директор по прикладным исследованиям Российской экономической школы. [9] Во второй состав НИУ вошли: главный энергетический вуз, главный медицинский, нефтегазовый, нанотехнологический и т.д.

    Проблемы и перспективы развития НИУ

    В программах НИУ видятся большие перспективы. Но где возможны проблемы? Вообще «исследовательский университет» (или, точнее, англоязычный оригинал этого термина — research university) несет и важную содержательную нагрузку. Это не просто хороший вуз с высококвалифицированными научными кадрами, которому присвоили статус исследовательского. Речь идет об особой технологии проведения научных работ, предполагающей активное участие в них не только полностью сформировавшихся ученых, но и студентов, которые лишь осваивают профессиональные знания и компетенции.

    Можно подойти к той же проблеме и с педагогической стороны содержательном отношении исследовательский университет базируется на такой организации учебного процесса, которая предполагает его интеграцию во «взрослую» исследовательскую программу, а порой и прямое подчинение ей. При этом важные (в том числе и для судьбы самого вуза) научные цели исследования не допускают ни малейших скидок на учебный характер работы части участников. Необходимо добиться положительного результата, несмотря на то, что именно «обучаемый персонал», т.е. попросту студенты количественно преобладает среди занятых в работе над темой. [10, 115-116]

    Еще одна смежная проблема, на которую указывают практически все вузы – привлечение иностранных студентов. Это требование – одно из обязательных для НИУ – на практике оказывается наиболее трудновыполнимым.

    Многие вузы могут похвастать большим количеством студентов из СНГ. А вот с вузами Европы и Америки пока не налажены тесные связи. Это партнёрство пока идёт на уровне совместных НИР и штучного обмена студентами, а требуется организовать поток обучающихся. Для этого нужна инфраструктура, современные кампусы, общежития, то есть речь идёт о предоставлении приезжающим комфортных условий пребывания в российских вузах. [9]

    Кроме того, требуется перестройка учебного процесса. Нельзя привести иностранного студента и заставить его по шесть часов ежедневно слушать лекции, а в конце семестра попросить отчитаться. За границей – другой подход. Там студенту сразу дают задание, он осваивает какой-то материал, приходит на занятие подготовленным и работает с профессором в режиме он-лайн.

    Ещё одна трудность, с которой могут не справиться вузы, связана с ростом объёма инновационного пояса малых предприятий. Оправданием здесь может служить следующее пояснение. Их перспективность зависит в целом от экономической ситуации в регионе, стране, и вуз не может повлиять на скорость роста их объёма. В этом направлении уже сделаны определенные шаги, связанные с принятием ФЗ-217. [11]

    Учитывая эти факты и наличие огромного количества проблем в системе российского образования, концепцию НИУ можно было бы раскритиковать - вузы ничего не добьются и деньги окажутся выброшенными на ветер. И этот вывод был бы небеспочвенен, учитывая недостаточный объём финансирования НИУ, жёсткие ограничения по статьям расходования средств, немотивированность сотрудников к занятию наукой и т.п. Это все те ограничения, которые не позволят исследовательским университетам совершить прорыв.

    Но это понимают в коридорах власти. И параллельно с проектом НИУ запускают ещё несколько принципиально важных программ – по стимулированию кооперации вузов и бизнеса, привлечению в университеты лучших учёных мира, развитию инновационной инфраструктуры. [12, 11] На это из бюджета выделяются десятки миллиардов рублей. Посмотрим, насколько эффективны будут эти вложения. Но пока следует отметить серьезность задуманного потенциала.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. См. Справку по вопросу «О Концепции создания сети национальных исследовательских университетов» к заседанию коллегии Минобрнауки России 4 марта 2009 года.
    2. http://classifications.carnegiefoundation.org/index.php
    3. National Science Foundation Survey of Research and Development Expenditures at Universities and Colleges. FY 2008
    4. Исследовательский и/или предпринимательский. Какие университеты создаются в России? Кейс СПбГУ ИТМО. Н. Тойвонен, В. Васильев. Инновации, 2010, № 5.
    5. http://endowment.tpu.ru/ru/terms.htm. С сайта Томского политехнического университета.
    6. http://endowment.tpu.ru/ru/about.htm
    7. http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=30142. Попасть в элиту: рецепт для вузов.
    8. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. http://президент.рф/transcripts/8786.
    9. http://www.strf.ru/material.aspx?d_no=31279&CatalogId=221&print=1. НИУ по-русски.
    10. Исследовательский университет: изучаем российские быстрорастущие компании. Е. Медина, А. Андрющенко, А. Юдонов. Менеджмент и бизнес-администрирование, 2010, № 3.
    11. Федеральный закон № 217 от 2 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=53857.
    12. http://www.strf.ru/material.aspx?d_no=29370&CatalogId=221&print=1. Наука, деньги, вывеска