Привлечение венчурного капитала для развития негосударственных авиакомпаний Украины

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современные условия хозяйствования и предпринимательской деятельности различных отраслей экономики Украины напрямую связаны и обусловлены ее общим экономико-политическим положением, не стала исключением и авиация Украины.

Ключевые слова:

авиастроение, венчурное финансирование, авиакомпании, авиационная отрасль
Цитировать публикацию:
Привлечение венчурного капитала для развития негосударственных авиакомпаний Украины – С. 150-153.

Privlechenie venchurnogo kapitala dlya razvitiya negosudarstvennyh aviakompaniy Ukrainy. , 150-153. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современные условия хозяйствования и предпринимательской деятельности различных отраслей экономики Украины напрямую связаны и обусловлены ее общим экономико-политическим положением, не стала исключением и авиация Украины. За последние 1,5-2 года количество авиакомпаний в Украине уменьшилось в 3 раза. Если в 2004 году в Украине официальные эксплуатанты насчитывали около 300 авиакомпаний, в 2007 — близко 210, то на начало 2010 года их количество сократилось до 70. такое положение украинских авиаторов вызвано, прежде всего, несовершенной номативно-законодательной базой, которая затрудняет процессы сертификации как воздушных суден (ВС) в Украине, так и самих авиакомпаний. Для украинского эксплуатанта купить и эксплуатировать ВС дешевле, чем его сертифицировать. Прослеживается досадный нонсенс — в небе Украины на внутренних воздушных маршрутах работают иностранные перевозчики, например авиакомпания Wissair, что свойственно транспортной отрасли развивающихся стран. Однако кроме законодательных трудностей и проблем существуют и экономические, которые не дают возможности развиваться украинским авиакомпаниям, работать на внутреннем рынке и выходить на международный. Анализ деятельности украинской авиатранспортной инфраструктуры показал, что современный парк ВС авиакомпаний Украины это, в основном, старые морально и физически изношенные типы ВС, такие как АНы, ЯКи — различной модификации, Боинги, которые требуют значительных капиталовложений, на свое содержание и модификацию. И если импортные ВС, оснащены всей необходимой авионикой, позволяющей им соответствовать нормам по мировым стандартам эксплуатации — шуму, навигации и т.д., то отечественные ВС требуют значительной модернизации. Основной проблемой, в Украине на сегодняшний день, является оснащение таких ВС системами ACAS II — система предотвращения столкновений в воздухе, ЕGPWS — система аварийной сигнализации приближения к земле и ELT- аварийный передатчик местоположения, которые предусмотрены Едиными авиационными требованиями/правилами — JAR к коммерческим перевозкам — OPS. Данная проблема усугубляется тем, что украинские авиакомпании не имеют в своем распоряжении свободных денежных средств на сертификацию такого оборудования, при его возможном приобретении и установке. Целью данного исследования является обоснование приемлемых источников финансирования таких инноваций для украинских авиакомпаний. Так как основная часть украинских авиаперевозчиков это авиакомпании негосударственной формы собственности, в большинстве своем — общества с ограниченной ответственностью (ООО), то перспективным решением будут привлечение венчурного капитала, однако на определенных условиях. Как правило, украинские авиакомпании типа ООО за период 1991-2010 годов достигли в своем развитии этапа зрелости жизненного цикла компании. Именно на этом этапе такие компании интересны для венчурных инвесторов, т.к. при минимальном уровне риска и минимальных капиталовложениях дают возможность приумножить вложенный капитал в несколько раз. Во-первых, осуществляется финансирование непосредственно развития компании на стадии расширения, которое предполагает срок инвестирования от 2 до 5 лет, что приемлемо для Украины с ее уровнем риска капиталовложений. Кроме того, возможен большой диапазон инвестируемых средств $500 тыс. — $5 млн., уровень прибыльности около 25%, доля, инвестируемая в уставной фонд около 50%. Во-вторых, целью финансирования является поддержание деятельности компании, которая нуждается в значительном оборотном капитале, что влечет за собой возможность повышения конкурентоспособности, и как следствие, расширение рынка сбыта; после чего компания может переходить к следующей стадии капиталовложений — называемая также «mezzanine financing» — выделение средств на масштабное расширение деятельности и разработку новых продуктов. При этом компания приблизилась к точке безубыточности. В-третьих, финансирование авиакомпании на этапе зрелости жизненного цикла дает возможность авиакомпании получить определенные устойчивые конкурентные преимущества, благодаря привлечению менеджмента венчурного инвестора. Следующая проблема, которая стоит перед украинскими авиакомпаниями, это выбор венчурного инвестора, но тут возникает вопрос, кто вообще может согласиться на инвестирование денежных средств в частную авиакомпанию. В Украине это крупные финансово-промышленные группы (ФПГ), которые включают в себе большое количество предприятий и организаций разных отраслей национальной экономики, и которые по роду своего менеджмента нуждаются в мобильном передвижении: - во-первых, авиакомпания — это еще одно перспективное предприятие в структуре ФПГ; - во-вторых, инвестирование в уставной фонд — это возможность получения контроля над деятельностью авиакомпании, участие в ее менеджменте. Корпорации являются основным и быстро развивающимся источником инвестирования для вновь образуемых венчурных предприятий. В современной новой предпринимательской экономике реальный акционерный капитал создается компаниями, чьи корпоративные интересы совпадают, включая совпадение и хорошо разработанных венчурных стратегий. Партнерство между небольшими фирмами и крупной корпорацией жизненно необходимо обеим сторонам. Если сотрудничающие предпринимательские компании смогут объединить свои усилия в технологии и на рынках сбыта и ускорить процесс капитализации, то они смогут достичь высочайшего уровня, заключив соглашения по развитию технологии и сбыта с корпорациями, занимающими глобальное положение. Кроме того, на современном этапе развития авиатранспортной отрасли для венчурных капиталистов нет смысла в реализации последней стадии венчурного финансирования — продажи бизнеса, т.к.: 1. Авиакомпания так быстро не капитализируется — оценка стоимости компании — важнейший этап венчурного процесса, от ее правильности будет во многом зависеть успех инвестиций. На стоимость компании влияют складывающаяся конъюнктура и перспективы отрасли, доля рынка, бизнес-модель, компетентность управляющих, прогнозируемые финансовые результаты, конкурентные преимущества и др. Наиболее популярный способ оценки — на основе среднего для данной отрасли отношения рыночной стоимости компании к ее годовой прибыли. 2. Уровень развития в Украине вторичного фондового рынка недостаточно высок для осуществления процессов слияния и приобретения, акции авиакомпаний в свободную продажу не попадают. В идеале, компания, которая рассматривает возможность быть купленной, может сначала наладить деловые отношения с компанией — претендентом на покупку и оценить перспективы их дальнейшего развития. Один из возможных способов достичь это — привлечение стратегических инвестиций. Тем не менее, все преимущества и риски для каждой из сторон должны быть тщательно взвешены. Таким образом, привлечение венчурного капитала с целью модернизации основных фондов компании в виде ВС является перспективным направлением и требует дальнейшей разработки механизма венчурного финансирования и долгосрочной капитализации, методики создания венчурного предприятия и осуществления его операционной деятельности (администрирование, маркетинг, производство).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Венчурный бизнес как катализатор роста, Патрик Коувни, Джеффри Элтон, Байджу Шах, Брэдли Уайтхед - www.vestnikmckinsey.ru
2. Angel Investing, Osnabrugge, M.V. & Robinson, R.J., 2000.
3. Электронный бизнес-тренер для предпринимателей, менеджеров,, инвесторов, консультантов - www.icsti.su
4. Проблеми та перспективи фінансового забезпечення інноваційних процесів в Україні, Недбаєва В.М., Кравченко С.І. - Праці Четвертої міжнародної наукової конференції студентів та молодих учених "Управління розвитком соціально-економічних систем: глобалізація, підприємництво, стале економічне зростання". Частина 5 / Ред. кол. Ступін О.Б., Александров І.О. та ін. - Донецьк: ДонНУ, 2003. - 337 с.
5. Вплив інноваційної діяльності підприємств на результати розвитку країн з соціально-орієнтованою ринковою економікою, С. Наливайченко,- Справочник економіста №7, 2005.
6. Официальный сайт Государственной авиационной администрации (Госавиаадминистрации) Министерства транспорта и связи Украины - www.avia.gov.ua