"Механизация строительства" – один из старейших научных журналов

Примак Л.В.
Enhancing the access possibilities to specialized document collections of the National Library of the Republic of Tatarstan - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Примак Л.В.1
1 журнал "Механизация строительства"

 Скачать PDF

Аннотация:

Свою историю журнал ведет с декабря 1939 года, в феврале 2011 года вышел 800-й выпуск.

Ключевые слова:

информационные ресурсы, портал, сайт, электронные библиотеки, библиотечное дело, библиотеки, электронные коллекции
Цитировать публикацию:
Примак Л.В. "Механизация строительства" – один из старейших научных журналов // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 21-25. – doi: 10.18334/np2463

Primak, L.V. Enhancing the access possibilities to specialized document collections of the National Library of the Republic of Tatarstan. Scholarly Communication Review , 21-25. doi: 10.18334/np2463 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Свою историю журнал ведет с декабря 1939 года, в феврале 2011 года вышел 800-й выпуск. В декабре 1939 г. (более семидесяти лет назад) вышел первый официально зарегистрированный номер журнала «Механизация строительства».

Создание специализированного журнала, как и отраслевого наркомата, отражало необходимость превращения слабой строительной отрасли в мощную индустрию, способную выполнить непрерывно возрастающие объемы капитальных работ.

Тогда, на начальной стадии механизации строительно-монтажных работ, практически каждая машина, поступившая на стройплощадку, буквально на глазах вытесняла ручной труд. Техника сразу же давала огромный эффект в виде роста производительности труда и снижения продолжительности выполнения работ.

Сегодня, спустя семьдесят три года, весьма интересными представляются установки, отраженные в статьях декабрьского номера «Механизация строительства» за 1939 год. Так, для выполнения программы строительных работ и роста производительности труда в строительстве на 75 % к концу третьей пятилетки и снижения его стоимости на 12 % против уровня конца второй пятилетки необходимо было внедрить скоростные методы строительства, широко развивать комплексную механизацию, применять стандартные конструкции и детали. В этом же номере были напечатаны статьи, иллюстрирующие ряд тезисов партии и правительства об использовании и годовых норм выработки строительных машин, о предпосылках и опыте скоростного строительства в столице, об организации механизированного известкового хозяйства и эксплуатации завода готовых строительных растворов. Авторами публикаций выступали работники Гипрооргстроя, Мосжилстроя, Мосспецжилстроя и других московских организаций. В последующих номерах «МС» отмечалось, что в план скоростного строительства на 1940 г. наркомстроем включены важнейшие для народного хозяйства объекты черной и цветной металлургии, оборонной промышленности. Подчеркивалось значение проблемы подготовки кадров механизаторов.

О чем ещё писали специалисты в первых номерах журнала? О внедрении щитовой проходки при строительстве метро, механизации штукатурных и бетонных работ при реконструкции р. Яузы, монтаже металлоконструкций павильона механизации на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, использовании драглайна в качестве канатно-башенной установки, универсальных пистолетах для малярных работ, индустриальных предприятиях для бетонных работ в США, устройстве свайного основания при строительстве советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Много сообщений и информации по рационализаторской работе непосредственно на стройках: тут и рольганг Орлова для обработки сортового и профильного железа на прессах, и приспособление М.Г. Локтюкова для спиливания свай под водой, о которой написал Н.И. Щеглов.

В номерах за 1939-1940 гг. среди авторов мы видим имена людей, ставших выдающимися механизаторами, учеными, конструкторами и хозяйственными руководителями. Это Н.Г. Домбровский, А.В. Коноров, А.П. Дегтярев, Н.Д. Аверин, Б.М. Шкундин, С.М. Полосин-Никитин, Н.Е. Носенко, Г.Б. Ивянский. Тут и К.М. Соколов, и А.Г. Бойко, в течение многих лет возглавлявшие журнал.

Война прервала выпуск журнала, вновь он стал выходить только в январе 1946 г. как орган Наркомата строительного и дорожного машиностроения, преобразованного позже в министерство.

В передовой редакционной статье журнала № 1-2 за 1946 г. говорилось, что победоносное завершение Великой Отечественной войны ведёт к новому грандиозному размаху строительства. Законом о пятилетнем плане на 1946-1950 гг. было предусмотрено полное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР.

Масштабы предстоящих работ по восстановлению и строительству новых промышленных предприятий и жилищ потребовали решительного повышения производительности труда строительных рабочих, которое могло быть достигнуто только принадлежащей механизации трудоёмких строительных работ.

Помимо необходимости резкого улучшения использования наличного парка строительного оборудования неотложной задачей на ближайшие годы стало значительное пополнение этого парка большим количеством нового оборудования, в первую очередь, такими основными машинами, как экскаваторы, краны, тракторы, бульдозеры, грейдеры, скреперы, дорожные катки, компрессоры. Задача поднятия уровня механизации нашего строительства сводилась не только лишь к количественному росту парка строительного оборудования. Строительное машиностроение должно было теперь же решительно улучшить конструкции машин. Строительное оборудование выпускалось до войны далеко не по последнему слову техники.

Было бы большой ошибкой при восстановлении и расширении строительного машиностроения равняться на довоенные устаревшие модели машин. Строительные и дорожные машины, а также оборудование для промышленности строительных материалов впредь должны были выпускаться на уровне современной советской и мировой техники. Над этим еще придется упорно работать как строителям, так и машиностроителям. Для этого необходимо было создать сильные конструкторские кадры, налаженные научно-исследовательские организации и достаточную экспериментально-исследовательскую базу.

Журнал «Механизация строительства», издание которого возобновилось после тяжелых лет войны, был призван максимально способствовать освоению и внедрению в строительство новой техники, освещать вопросы изготовления и конструирования современных строительных и дорожных машин, пропагандировать передовые методы механизации строительства.

Надо признать, что некоторые из этих поставленных более чем 60 лет назад задач, до сих пор актуальны.

В № 12 за 1949 г. рассказано об опыте возведения высотных зданий на Смоленской площади, Котельнической набережной, у Красных ворот и здания Московского государственного университета. Вот лишь некоторые выдержки из статьи:

«Монтаж стальных каркасов высотных зданий в Москве производится новыми методами, неизвестными иностранной строительной технике. Советские инженеры-монтажники отказались от обычных для американской практики методов монтажа небоскребов при помощи вантовых дерриков, создав новый тип ползучего башенного крана. Конструкции каркаса здания на Смоленской площади разработаны на базе следующих основных принципов: максимальная экономия стали; снижение трудоемкости изготовления; наибольшая повторяемость элементов; приспособленность для скоростного монтажа».

Надо сказать, что некоторые из этих принципов получили распространение и широко применяются в современных ДСК.

Широко освещался опыт крупных строек – Куйбышевской, Братской и Камской ГЭС, БАМа, Камского автозавода и многих других.

В № 1 за 1951 г. в статье «За дальнейший подъем строительного и дорожного машиностроения» говорится:

«Задачи восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР, поставленные планом на 1946–1950 гг., привели к невиданному развороту строительных работ. Если за годы первой пятилетки в нашей стране было построено 1500 крупных предприятий, а во второй пятилетке – 4500, то в истекшей послевоенной пятилетке было восстановлено и построено вновь около 6000 крупных промышленных предприятий, не считая мелких государственных и кооперативных».

В № 12 за 1952 г. речь шла о завершении одной из громадных строек – Волго-Донского судоходного канала. Это вступившее уже в строй действующее предприятие открыло новую техническую эру в нашей стране. И, несмотря на грандиозность сооружения, оно являлось опытной стройкой, на которой были созданы кадры, испытано оборудование.

В № 8 за 1960 г. рассказано о механизации и автоматизации строительства Красноярской ГЭС, где впервые были применены внешняя скользящая опалубка, кабель-краны грузоподъемностью 25 т, пролетом 1120 м, непрерывно-поточный метод бетонирования и много других новшеств. В журнале широко освещался опыт строительных организаций, отдельных механизаторов, бригадный подряд.

В подшивке за 1974 г. присутствовали такие статьи как «Лучший экскаваторщик Москвы, Ленинграда, Киева», «Механизаторы на строительстве стана 3600», «Соревнование рационализаторов треста Магнитострой», «Передовики социалистического соревнования Воронежского управления механизации треста Строймеханизация-1», и на эту тему публиковалось более 25 материалов в год.

В № 8 за 1976 г. в рубрике «В Госстрое СССР» рассказано о распространении бригадного подряда, Всесоюзном слете бригадиров в Волгограде, в котором приняли участие более 400 бригадиров от различных строительных министерств и ведомств.

Регулярно выходили и юбилейные номера журнала, посвященные ДСК-3, МГСУ, МАДИ (ГТУ), 60-летию факультета МИАС МГСУ и многим другим организациям строительной отрасли. Последнее время большое внимание в журнале уделяется реформе ЖКХ.

Редакция постоянно участвует в международных и российских семинарах, конференциях, выставках и конкурсах. Для, привлечения дополнительного интереса читательской аудитории и подписчиков мы регулярно проводим опросы, предлагаем заполнить анкеты. На основании этой позитивной обратной связи мы отвечаем на потребности рынка и целевой аудитории расширением тематики. Активно откликаются молодые ученые на возможность принять участие в формировании сети региональных представителей. Используя все возможности современных технологий, с ними проводятся регулярные обсуждения редакционной политики, заслушиваются предложения по повышению конкурентоспособности журнала. Он становится все профессиональнее, интереснее и востребованнее. Большое значение мы придаем оперативности и стабильности выхода в свет. Очередной номер сдается в типографию не позднее 25 числа предыдущего месяца, а попадает подписным агентствам и рассылается редакционным подписчикам уже в первую неделю месяца выхода журнала.

Такая слаженная работа и нацеленность на результат дала возможность увеличить в два раза объем журнала за полтора года – с 32-х до 64-х полос. Редакционный портфель журнала на сегодня составляет более 140 высококачественных материалов, т.е. более чем на 9 номеров вперед! Поэтому объемные материалы мы стали публиковать в печатной версии в сокращенном варианте, давая возможность заинтересовавшимся читателям ознакомиться с полной версией этих материалов на нашем сайте http://ms.enjournal.net/ в формате PDF в свободном доступе без оплаты!

С апреля 1953 г. по декабрь1991 г. журнал был органом Госкомитета Совета Министров СССР по делам строительства и Центрального правления Всесоюзного научно-технического общества строительной индустрии.

С декабря 1991 г. учредителем журнала становится ассоциация производителей и пользователей строительных и дорожных машин, с 1995 г. учредители журнала – акционерные общества «Компания Главмосстрой», тресты «Мосстроймеханизация» № 1,4,5, «Механизация-2» и Московский государственный строительный университет.

Хочется сказать теплые слова в адрес бывших руководителей журнала. Это А.Г. Бойко, возглавлявший журнал более двадцати лет, Р.Р. Кормилицын, руководивший журналом с 1981 по 1991 гг., чей опыт и профессионализм в значительной степени способствовал развитию журнала, завоеванию им прочных позиций и уважения читателей, Почетного строителя России академика РАПК В.М. Мешкова– 1992-2010 гг. всесоюзный, а теперь всероссийский журнал все эти годы работал на благо строительной отрасли страны.

Сейчас в журнале публикуются материалы под рубриками: рыночная экономика, развитие средств механизации, новые технологии, ресурсо- и энергосбережение, эксплуатация строительных машин, зарубежная техника, охрана окружающей среды, исследования, проектирование, системы автоматизированного управления на уникальных объектах, международные выставки и конгрессы, нормативно-технические материалы, трибуна директора, качество, надёжность.

За распространение передового опыта сотрудники редакции многократно награждались медалями ВДНХ СССР. В 2005 г. редакция журнала награждена специальным дипломом Экспоцентра и на основании решения Президиума Российской академии естественных наук за высокие научные достижения и большой вклад в развитие России – почетной серебряной медалью. В.И. Вернадского.

Журналу «МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА» в 2012 году исполняется 73 года. И наша главная задача остается прежней – на высоком профессиональном уровне освещать многообразие вопросов механизации, распространять научно-технический и производственный опыт.

Нам пишут известные ученые и специалисты из многих регионов России и стран СНГ, и я выражаю благодарность нашим уважаемым читателям и авторам статей за активное сотрудничество с журналом. Слова благодарности я высказываю членам редакционного совета и редколлегии журнала.

Особую признательность выражаю надежному коллективу редакции – отличным специалистам, профессионалам своего дела, неравнодушным и всегда готовым прийти на помощь: главному редактору Елене Юрьевне САЛТЫКОВОЙ, заместителю главного редактора Виталию Михайловичу МЕШКОВУ, ответственным редакторам Ирине Ивановне ГУСЕНКОВОЙ, Нателле Петровне БОГАТОВОЙ; директору по развитию Алексею Ивановичу МОИСЕЕВУ; начальнику отдела управления проектами Нине Викторовне КАЛИНИНОЙ; начальнику отдела продвижения Николаю Николаевичу ДАНИЛИНУ; начальнику отдела выставок и конференций Михаилу Александровичу БИРЮЛИНУ; начальнику международного отдела Евгении Борисовне МАХИЯНОВОЙ!



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241