Проблемы формирования среднего класса (на примере Республики Татарстан)

Миронова М.Д., Рыков А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (261), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Миронова М.Д., Рыков А.Л. Проблемы формирования среднего класса (на примере Республики Татарстан) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 15. – С. 30-38.

Аннотация:
В статье анализируется развитие среднего класса в Республике Татарстан. Произведена оценка удовлетворенности доходами и жилищными условиями. Рассмотрена возможность самореализации для представителей среднего класса.

Ключевые слова: средний класс, роль в рыночной экономике, образ жизни, система ценностей

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современных условиях к среднему классу относят часть населения, которая, благодаря своему образованию и профессиональным качествам, смогла адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни. Следует отметить, что к среднему классу относятся граждане, имеющие не только собственность и доход, соответствующий современным условиям уровня жизни, но и достаточно высокий уровень образования и общей культуры [2, 3, 6].

Развитие среднего класса в Республике Татарстан

Мировой опыт показывает, что доля среднего класса в обществе должна быть не менее 50% от общего числа населения, а оптимальное ее значение приближается к показателю 65%. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55–60%. В настоящее время доля российского среднего класса увеличивается, но все еще не достаточно велика, что не способствует достижению высокого уровня социально-экономического развития регионов [4].

Состояние и развитие среднего класса в Республике Татарстан отражено в отчете по результатам обследовании населения региона, проведенного специалистами Всемирного банка (WorldBank) в 2009 г. с целью мониторинга уровня и качества жизни. В исследовании приняли участие 5963 домохозяйства из восьми экономических зон, на которые была поделена территория Татарстана, из них 1245 домохозяйства из Казани [1]. Оценивались, прежде всего, такие показатели, как благосостояние домохозяйств (доходы и расходы), уровень образования граждан, занятость, эффективность от реализации государственных программ. Результаты обследования содержали сведения о качестве жизни в республике, сопоставимые с данными по России в целом, профили среднего класса и профили бедности, а также данные об эффективности реализуемых государственных социальных программ.

По данным обследования Всемирного банка, вероятность отнесения людей к среднему классу выше у тех, кто имеет высшее образование (в 1,4 раза), а также у тех, кто проживает в Казани. Анализ показал, что в Татарстане большое значение имеет реализация государственных социальных программ, положительно влияющих на снижение уровня бедности. Наиболее значимой для большинства опрошенных является сфера здравоохранения, далее следуют обеспеченность жильем и пенсионное обеспечение [1].

Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов поставил цель превратить Республику не только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. По его словам, этого можно достичь только на основе опережающего развития предпринимательства. Именно малый и средний бизнес должен сформировать средний класс республики – надежную опору инновационных преобразований в социально-экономической сфере. Региональная стратегия в области занятости населения направлена на эффективность использования трудового потенциала. За последнее пятилетие доля среднего класса в Республике Татарстан в последние годы выросла практически в два раза [1] .

Оценка удовлетворенности доходами и жилищными условиями

Проведенное нами в 2012–2013 гг. исследование с целью определения социальных и экономических проблем среднего класса в Республике Татарстан позволило, в частности, осуществить анализ дифференциации потребительской способности среднего класса и его имущественных характеристик.

В рамках данного исследования было опрошено 120 человек из числа служащих, врачей, инженеров, учителей, представителей малого и среднего бизнеса. Из них 42,5% (51 чел.) мужчин и 57,5% (69 чел.) женщин.

В опросе участвовали представители следующих возрастных категорий: 40,8% – от 25–35 лет, 9,2% – от 35–45 лет, 22,5% – от 45–55 лет, 27,5% – от 55 и выше лет.

На вопрос: «Относите ли Вы себя к среднему классу?» положительно ответили 56,5% опрошенных.

Доля респондентов, позитивно воспринимающая свои личные возможности в улучшении материального положения, составила 27,3%. Ответственность за свое материальное благополучие 13,6% опрошенных возложили на внешние обстоятельства. Сбалансированную позицию заняли 27,3% представителей среднего класса.

Анализ результатов проведенного нами исследования показал, что доля удовлетворенных и неудовлетворенных своими жилищными условиями не одинаковы (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура ответов представителей среднего класса на вопрос об удовлетворенности жилищными условиями

Большинство респондентов проживают в отдельных 2-комнатных (43,5%) или 3-комнатных (34,8%) квартирах, 4,4% – живут в коттеджах. Для 13,04% опрошенных местом жительства служат 1-комнатные квартиры, еще 4,4% респондентов проживают в отдельных домах.

Анализ ответов респондентов также показал, что доля представителей среднего класса, имеющих значительные сбережения, составляет 17,4%, большая часть опрошенных (82,6%) ответили, что их сбережения являются незначительными. Также опрос показал, что свободные денежные средства представители среднего класса предпочитают вкладывать, прежде всего, в покупку предметов длительного пользования (8%), а также хранить деньги на банковской карте (12%) или на счете в банке (8%). Около 4% респондентов вкладывают свободные денежные средства в недвижимость, 28% – откладывают деньги на «черный день», 12% – отметили нехватку денег на текущие расходы.

Возможности для самореализации в Республике Татарстан

Одним из показателей социального самочувствия является восприятие средним классом возможностей для самореализации в том месте, где проживают его представители. В этом смысле ключевым в исследовании был вопрос о том, есть ли необходимость, по мнению респондентов, уезжать из региона для улучшения своего материального положения и развития бизнеса. Результаты исследования показывают, что отношение среднего класса к своей жизненной ситуации достаточно сдержанное – около половины респондентов (43,5%) считают, что для развития своего бизнеса и упрочения финансового положения не нужно уезжать из региона. Настораживает тот факт, что 21,8% затруднились с ответом, также 21,7% опрошенных проявляют наибольший пессимизм, полагая, что для успешной самореализации необходимо уехать из региона, в том числе за рубеж (см. рис. 2).

Рис. 2. Анализ ответа на вопрос: «Считаете ли Вы, что для улучшения материального положения (развития бизнеса) необходимо уехать из региона?»

Важным показателем уровня жизни среднего класса является обеспеченность современными предметами домашнего обихода. Как показал анализ социологического исследования, средний класс хорошо обеспечен современными товарами длительного пользования, в том числе теми, которые вошли в обиход в последние годы: мобильные телефоны (их имеют 100% респондентов), компьютеры (65,2%), видеокамеры, цифровые фотоаппараты (56,5%), автомобили-иномарки (30,4%), кондиционеры (17,4%) .

Материальный достаток далеко не для всех представителей среднего класса является гарантией высокой социальной самооценки. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос анкеты о том, как респонденты повышают уровень своего образования. Большая часть (30,4%) представителей средних слоев населения ничего не делали для того, чтобы расширить свои знания. Для другой части опрошенных способы и направления повышения уровня образования довольно разнообразны: 21,7% респондентов занимались самостоятельно; 13,04% – прошли курсы повышения квалификации; 13,04% – приобрели навыки в новых видах деятельности, 8,7% – учились в техникуме, вузе, аспирантуре; 30,4% – научились работать на компьютере; 17,4% – изучали иностранные языки; 4,4% – прошли переподготовку по новой специальности и др.

Свободное время среднего класса

Анализ ответов респондентов на вопрос о том, как они проводят свободное время, показал следующие результаты. Больше половины респондентов (52,2%) предпочитают проводить свободное время, не выходя из дома – смотреть телевизор, слушать музыку или радио. Общению с друзьями уделяют внимание 47,8% респондентов. Занимаются хозяйством, детьми и работают на даче 43,5% опрошенных. Наиболее частыми ответами были: «Просто отдыхаю» (34,8%), «Читаю газеты, журналы» (39,1%), «Играю в компьютерные игры, выхожу в Интернет» (17,4%). Но есть и те, кто более динамично проводит свой досуг. Так, 28,1% представителей среднего класса предпочитают посещать бары, кафе, рестораны, 56,5% – отдыхать на природе, 39,1% – посещать театры, кинотеатры, концерты, 21,7% – заниматься спортом, посещать секции, тренировки, 13,04% – ходить на дискотеки, в клубы.

Духовным развитием занимается меньшинство: 17,4% из числа опрошенных ходят в церковь (мечеть), 4,4% – посещают музеи, выставки, 17,4% – уделяют время хобби, еще 8,7% – занимаются общественной деятельностью, посещают кружки по интересам и дополнительными занятиями, 4,4% – занимаются политической деятельностью.

Доля представителей среднего класса, которые занимаются спортом регулярно, составляет 16%, 2–3 раза в неделю – 32%, раз в неделю – 31%.

Большинство респондентов, отвечающие на вопрос о том, посещают ли они культурные мероприятия, ответили: редко – 66,7%, часто – 14,3% и не посещаю – 19,1%.

Успехи и самооценка представителей среднего класса

На моральный настрой и социальное самочувствие представителей среднего класса существенно влияет оценка собственных активных действий, которые позволили добиться успехов в какой-либо области. Анализ ответов респондентов о том, чего респондентам удалось добиться за последние три года, показал следующие результаты:

1) экономические успехи:

– повысили уровень своего материального положения – 21,7%;

– сделали дорогостоящие приобретения – 8,7%;

– улучшили жилищные условия – 17,4%;

2) достижения в трудовой и образовательной сферах:

– повысили уровень образования, квалификации – 26,1%;

– получили повышение на работе или нашли более походящую работу – 8,7%;

3) успехи в бизнесе:

– открыли собственное дело – 8,7%;

– расширили свой бизнес – 4,4%;

4) организация отдыха и расширение кругозора:

– побывали в других странах мира – 26,1%.

Ответ «Ничего из вышеперечисленного» выбрали лишь 8,7% респондентов.

Важной характеристикой среднего класса также является самооценка своего положения в обществе. Самоидентификацию можно рассматривать в двух смыслах: во-первых, отнесение себя к какой-то социальной группе или общности на основе критерия, объединяющего индивида и данную общность; во-вторых, как стремление самореализации индивида в определенном социальном статусе.

Подавляющее большинство респондентов определили положение среднего класса как «оценка ниже среднего – 3 балла» – 45,5%, «оценка средняя – 5–6 баллов» – 40,9%, «оценка выше среднего – 7–8 баллов» – 9,1%, также остальная часть определили положение среднего класса, как оценка высокая – 9–10 баллов» – 0% и «оценка низкая – 1–2 балла» – 4,5%.

Анализ ответов респондентов, отвечающих на вопрос о проблемах среднего класса, с которыми им приходилось сталкиваться, показал, что отметило проблему коррупции – 47,8% респондентов, плохие жилищные условия – 30,4%, безработицы – 26,1%, в равных долях отметили проблемы недостаточно высокого уровня социальной защиты и проблемы в системе образования – 21,7%, а также проблемы задержки заработной платы – 13,04%.

В ходе проведенного нами опроса респондентам было предложено указать возможные пути решения проблем среднего класса, позволяющие повысить его социальный статус и экономическую активность. Среди наиболее часто встречающихся ответов были ответы следующего содержания: необходимо (или желательно) на уровне правительства реализовать следующие мероприятия:

– улучшение законодательства в области антикоррупционной деятельности;

– избавление от бюрократизма и произвола чиновников;

– осуществление реформ во всех областях жизни, начиная с политической системы;

– уделение большего внимания борьбе с безработицей;

– повышение заработной платы;

– понижение ставки по ипотечным кредитам с целью повышения доступности жилья.

Выводы

Процессы формирования среднего класса идут достаточно неравномерно в различных сферах. Но в настоящее время средний класс выступает как активный субъект социально-экономической деятельности. Анализ показал, что в общественной жизни в основном уже сформированы структурные позиции среднего класса как самостоятельной общности людей, характеризующейся особенностями сознания, поведения, социального статуса.

Становление российского среднего класса уже позволяет выполнять многие функции, присущие ему в экономически развитых странах. Именно образованный средний класс осуществляет активную инновационную деятельность в высокотехнологичных отраслях экономики, является основным источником воспроизводства квалифицированной рабочей силы и формирует потребительские предпочтения на рынках товаров.


Источники:

1. Портал Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prav.tatar.ru/rus/index.htm/news/28276.htm.
2. Бунин И. Проблема среднего класса в современной России // Материалы конференции «Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста» 28 апреля 2008 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insor-russia.ru/ru/news/about_insor/375.
3. Михайленок О.М. Понятие «среднего класса» в современной социально-политической науке // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 1. – С. 106–120.
4. Шкаратан О.Н. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества // Мир России. – 2004. – № 1. – С. 3–48.
5. Романова А.И., Ланцов В.М., Афанасьева А.Н. Национальная безопасность: доступность жилья в ракурсе прав граждан России на материнство и детство // Финансы и кредит. – 2013. – № 42. – С. 63–68.
6. Чернякова М.М. Модернизация системы образования в современной социальной политике через создание образовательного центра // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6 (17). — c. 39-51. — http://www.creativeconomy.ru/articles/26920/
7. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
8 Электронная библиотека «Библиофонд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliofond.ru.
9. Аналитический центр Ю. Левада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.levada.ru.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 17:09:33