Ювелирный рынок России

Брагин А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Брагин А.Н. Ювелирный рынок России // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 46-49.

Аннотация:
Как показывает практика, активность коммерции тем выше, чем устойчивее и динамичнее развитие действующей среды рынка. В условиях современной России коммерция должна базироваться на отечественной модели формирования рынка и складывающихся рыночных отношениях. Важно иметь в виду то, что коммерческая деятельность не ограничивается заданными пределами, и по мере продвижения к рынку она будет расширяться. Коммерческие процессы следует рассматривать в увязке с субъектами хозяйствования и факторами внешней среды.

Ключевые слова: ювелирная промышленность, ювелирный рынок

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Как показывает практика, активность коммерции тем выше, чем устойчивее и динамичнее развитие действующей среды рынка. В условиях современной России коммерция должна базироваться на отечественной модели формирования рынка и складывающихся рыночных отношениях. Важно иметь в виду то, что коммерческая деятельность не ограничивается заданными пределами, и по мере продвижения к рынку она будет расширяться. Коммерческие процессы следует рассматривать в увязке с субъектами хозяйствования и факторами внешней среды.

Покупательский спрос на ювелирные изделия, наряду с другими дорогостоящими товарами длительного пользования, в ближайшее время будет стимулироваться не только приростом реальных располагаемых доходов населения*, [1] но и отрицательными (с учетом инфляции) или близкими к нулю реальными процентными ставками на депозитные вклады в банках, приводящими к фактическому обесцениванию рублевых накоплений. Золото как средство тезаврации (сохранения денежных накоплений их владельцев) еще отнюдь не утратило свою роль.

На российском ювелирном рынке сохраняется хорошая конъюнктура, в результате чего, по данным Пробирной палаты России, итоги производства и продажи ювелирных изделий в 2001 г. значительно превосходят прошлогодние показатели. Так, по словам вице-президента Российской гильдии ювелиров В. Радашевича, спрос на изделия с бриллиантами увеличился на 25%.

По оценкам Национальной ассоциации ювелирной торговли (НАЮТ), емкость российского рынка ювелирных изделий составляет примерно 1 млрд. долл. Учитывая неудовлетворенный спрос покупателей, недовольных имеющимся ассортиментом изделий (30-40%), оборот розничной торговли, по мнению специалистов ассоциации, сегодня составляет 500-550 млн. долл. в год, из которых 300-350 млн. долл. приходится на изделия с бриллиантами.

Удовлетворение имеющегося покупательского спроса на ювелирные изделия будет определяться, прежде всего, возможностями отечественной ювелирной промышленности, поскольку долю импортных изделий из драгоценных металлов на российском рынке при всем разбросе ее оценок (от 1% по данным Пробирной палаты до 15-30% по данным НАЮТ и Российской гильдии ювелиров, причем последняя оценка относится к импортным украшениям с бриллиантами), можно считать относительно небольшой.

По заявлению Союза золотопромышленников России, в стране растет производство золота (по итогам года с учетом текущих темпов добычи прогнозируется объем в 153 тонны против 144 тонн в предыдущем году или рост на 6,9%). При этом все больше золота перерабатывается в России, в частности, наращивается производство ювелирных изделий.

В настоящее время ювелирная отрасль включает более 500 официально зарегистрированных предприятий, из которых около 80 занимается выпуском изделий с бриллиантами. Однако мощности 13 крупных заводов, на которых сосредоточено более половины официального производства, загружены всего на 60%, а мощности по производству изделий с бриллиантами ‑ лишь на 20-30%.

По данным Министерства по налогам и сборам РФ, на налоговом учете состоит 8141 субъект ювелирного рынка, в том числе, около 5000 магазинов, в то время, как по данным Пробирной инспекции при Минфине, зарегистрировано 22 тыс. ювелирных предприятий торговли и производства. Отечественные производители драгоценностей могут ежегодно потреблять до 50 тонн золота на сумму около 500 млн. долл. и более 100 тыс. карат бриллиантов.

По имеющимся оценкам, в 2001 г. было легально произведено ювелирных изделий на 137,7 млн. долл. (около 4 млрд. руб.), что на 25% выше показателей 2000 г. (110,1 млн. долл. или 3,3 млрд. руб.). Основной причиной, благоприятно сказавшейся на росте производства «ювелирки», эксперты считают снижение в декабре 2000 г. акцизов с 15% до 5%, поскольку высвободившиеся средства были направлены на расширение производства. Однако надо учитывать также теневой оборот рынка: в 2000 г. Пробирная палата изъяла из оборота 50 тыс. неклейменых изделий и 5-6 тыс. изделий с фальшивыми клеймами. По данным МВД, на протяжении последних лет 60-75% рынка принадлежит подпольным производителям и контрабандистам. Многие представители ювелирного бизнеса находят эту оценку завышенной, однако, по данным НАЮТ, она может доходить до 55%.

Об этом свидетельствуют и данные Госкомстата России, согласно которым при производстве в 2000 г. ювелирных изделий на 3,3 млрд. руб. их было продано на сумму 12,1 млрд. руб. (в 1999 г. 2,4 млрд. руб. и 9,6 млрд. руб., соответственно). При этом, как уже отмечалось, официальная доля импорта после 1998 г. не превышает 30%. А это означает, что большая часть ювелирного золота имеет сомнительное происхождение.

Правоохранительные органы признаются в своей неспособности эффективно бороться с теневым оборотом: МВД не может отследить товар на рынке (номерные бирки производителей легко подделываются), а Таможенному комитету не удается снизить объем контрабанды, ввозимой, в основном, частниками небольшими партиями. Государственными органами декларируется необходимость навести порядок на внутреннем рынке, для чего следует проводить рейды по ювелирным магазинам с целью происхождения товаров, выставленных на прилавках, и выявления основных каналов поставок контрабандной и контрафактной (фальсифицированной) ювелирной продукции.

Российский рынок импортной «ювелирки» является выраженно полярным: наряду с огромным количеством дешевых низкокачественных турецких, китайских, индийских изделий на нем присутствуют высококачественные изделия из Италии и Германии, призванные заполнить пробелы в товарном предложении, которые не в состоянии заполнить отечественные производители. Однако в магазинах наблюдается весьма широкий разброс цен на качественные украшения, импортируемые из западных стран, поскольку чаще всего они устанавливаются нецивилизованным путем, например, увеличением ее в среднем вдвое. Часть украшений продается в два раза дешевле, но в совершенно неприспособленных для этого местах. В результате многие потенциальные покупатели, боясь переплатить, едут покупать «ювелирку» за рубеж, где надеются найти изделия модного оригинального дизайна, совершить покупку в цивилизованных условиях и одновременно сэкономить.

В целом, характеризуя столичный ювелирный рынок, следует признать, что сегодня наблюдаемая на нем конкуренция носит по преимуществу недобросовестный ценовой характер, инициируется и поддерживается изготовленными в мастерских низкокачественными копиями пользующихся спросом заводских изделий, и контрабандным товаром, как правило, некачественным, а то и просто фальсифицированным. За реформенные годы произошел внушительный рост предприятий ювелирной розничной торговли, поэтому крупным магазинам приходится работать в условиях жесткой конкуренции со стороны многочисленных мелких, часто недобросовестно конкурирующих продавцов.

[1]* Реально располагаемые денежные доходы равняются суммарным доходам за выплатой обязательных платежей, скорректированным на индекс потребительских цен. По имеющимся оценкам, эластичность объемов реализации ювелирных изделий по доходам населения составляет примерно 1,5-2.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:52