The Philosophy of Innovative Changes Development in the National Economic System

Зайцев А.В., Крафт Й., Крафтова И.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2013

Please, cite as:
Zaytsev A.V., Kraft Y., Kraftova I. Filosofiya razvitiya innovatsionnyh izmeneniy v natsionalnoy ekonomicheskoy sisteme // Kreativnaya ekonomika. – 2013. – Tom 7. – № 4. – S. 84-93.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=19029220
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The authors justify the actuality of the research and analysis of the nature of innovative processes influence on the economy. In this regard, they show the essence and the meaning of the word 'innovation' in development of postindustrial society. They also represent a classification of innovations. Based on relevant applications of the Russian Federation and the Czech Republic the dynamics of changes in innovation activity of enterprises, human potential development index, and comparison of scientific and innovation profile of both economies are demonstrated. The role and relationship of "idea - intuition – innovation" and "science - research – development" triads in creating conditions for the reformation and the national economy modernization.

Keywords: innovations, product innovations, national economy, process innovations, technical innovations, "idea - intuition – innovation" triad, "science - research – development" triad



Окончание. Начало в № 3/2013 «кэ»

В переплетении триад

В теории и практике управления инновациями играет значимую роль феномен «3И», который представляет последовательность трех элементов, а именно идеи (изобретательности), интуиции и инноваций. Исходным элементом триады «3И» является идея, обусловливающая совокупность таких качеств индивида или социальной группы, как находчивость, сообразительность, способность к поиску новых решений и творческое мышление. Дополняет этот элемент интуиция – способность инстинктивного познания, проникновения, вдохновения, быстрого понимания и оценки сложившейся ситуации в отсутствие рациональности. Интуиция, как правило, подкрепляется опытом и навыками, однако она узко связана с созидательной (творческой) деятельностью. Инновации, т.е. совершенствование или внедрение принципиально чего-то нового (подлежащего коммерциализации), очень часто воспринимаются как завершение триады «наука – исследование – развитие». Впрочем, как раз во взаимосвязи с последовательностью «3И» в практике часто случается, что реализация инновации происходит без прямой связи с триадой «наука – исследование – развитие».

В контексте развития теории инноваций Шумпетера можно воспринимать обе траектории рассматриваемых триад как взаимно дополняющие друг друга. В процессе создания благ триада «3И» неразрывно связана с человеческим фактором и культивированием человеческого капитала, который при этом высокоиндивидуализирован и несет субъективно-этический заряд. Это обусловлено тем, что концепции формирования и использования человеческого и интеллектуального капитала личности специалиста тесно между собой связаны, так как отражают роль человека в экономике организации, основанной на его трудовых и интеллектуально-креативных способностях приносить доход за счет произведенного им экономического продукта [9].

Рядом с подобной трактовкой «3И» триада «наука – исследование – развитие» является представителем институционального элемента, который дает большую возможность количественного измерения качественных признаков и оценки с помощью различных индикаторов. Именно поэтому данная триада является базисом при формировании целей в стратегических документах правительств и предприятий в отличие от таких категорий, как интуиция и изобретательность. При этом является справедливым, что гораздо легче оцениваются входные параметры проектов (затраты и инвестиции в НИОКР), чем конечно выходные его результаты – инновации.

Например, при сравнении стратегических целей ЕС и стратегических целей правительства Чешской Республики является очевидной осторожность правительства Чехии. ЕС в рамках стратегии «Европа-2020» поставил цель, на основе которой инвестиции в НИОКР должны составлять 3 % ВВП. Чешское правительство в своей национальной программе реформ обязалось принять меры, чтобы расходы на НИОКР и инновации достигли в 2020 году уровня 1 %. Одновременно было продекларировано стремление к соответствующему повышению доли финансирования в этой области со стороны частного сектора [10].

Инновационный процесс при этом имеет явный социальный интерактивный характер. Без сомнения, к главным действующим лицам этого процесса относятся представители предпринимательского сектора. Обладая проинновационным предпринимательским духом и высоким потенциалом, они целенаправленно повышают интеграцию с образовательной сферой – университетами, а также с учреждениями государственного сектора. Объединение этих трех игроков (предприятие – университет – государство) привело к использованию термина «triplehelix» («тройная спираль»), направленного к определению взаимных многоцелевых задач этого союза. Стратегия «тройной спирали» имеет характер «win-win-win», это значит, что в случае если ее реализация является успешной, то все участники выигрывают. Вместе с тем очевидно, что выгоды отдельных игроков являются качественно различными.

Стратегия «тройной спирали» расширяет возможности инновационного процесса. В этом случае ядром стратегии является формулирование национальной миссии развития инноваций в контексте ее реализации всеми заинтересованными сторонами. Итогом является не только непосредственная оценка выгод производителей и потребителей технологий и продуктов инновационной деятельности, но и образование так называемого«эффекта перелива». Вследствие влияния этого эффекта могут возникнуть экстерналии (внешние побочные воздействия), предположительно, как позитивные, так и негативные (рис. 5). При этом для отдельных предприятий инновации должны способствовать формированию динамического равновесия, при котором происходит сдвиг экономического оптимума на участке траектории роста.

2014-09-12 18-31-03 Скриншот экрана

Рис. 5. Инновационный процесс в пространстве стратегии «тройной спирали»

Источник: авторское построение с использованием [NITHI]

Инновационная призма

Чешское правительство в управлении экономической деятельностью страны рассматривает инновационную стратегию как приоритетное направление. При всем при том осознавая, что в сравнении с остальными странами-членами ЕС Чехия в области развития инноваций находится ниже средних показателей и отстает в интенсивности инновационной деятельности предприятий, технологическом трансферте, в расходах предпринимательского сектора на НИОКР, в патентно-правовой деятельности, а также в сотрудничестве исследовательских учреждений с промышленностью и использовании венчурной формы финансирования. Поэтому правительство, учитывая, что инновации представляют один из главных факторов конкурентоспособности производственного сектора национальной экономики, реализует конкретные меры для поддержки инновационной деятельности, нацеливая бизнес-сообщество на достижение значимых результатов роста экономики и повышение занятости населения.

Инновационная деятельность и сотрудничество с научно-исследовательскими учреждениями весьма узко связаны с частным предпринимательским сектором. Развитие инновационной деятельности предприятий обусловлено не только достаточным количеством разработок НИОКР, возможных для реализации инноваций, но и наличием совершенной инновационной инфраструктуры, доступных финансовых источников, а также инновационных человеческих ресурсов. Проблематика формирования человеческих ресурсов относительно обширна и характеризуется сложностью управления этим процессом. Продемонстрируем это на примере расчета индекса развития человеческого потенциала (HDI), рекомендуемого ООН для отдельных стран и включающего индикаторы уровней образования, здоровья и дохода населения. На рисунке 6 показано, как с точки зрения изменения индекса развития человеческого потенциала формировались человеческие ресурсы в Чешской Республике и Российской Федерации в период с 1980-го по 2011 год.

На основе анализа графиков рисунка 6 отметим, что в целом индекс развития человеческого потенциала у обеих стран растет. Чехия достигает значения выше уровня России, однако динамика роста у Чешской Республики снижается. После 2000 года на это оказывают влияние индикаторы образования и здоровья населения.

2014-09-12 18-31-48 Скриншот экрана

Рис. 6. Сравнение индекса развития человеческого потенциала и его трех главных составляющих для Чешской Республики и Российской Федерации в период с 1980-го по 2011 год

Источник: UN: Human Development Index. [Электронный ресурс] // http://hdr.undp.org/en/data/trends/

Интересным является сравнение научного и инновационного профиля обеих экономик, который определен с помощью единой методики ОЭСР. Графическое отображение профиля обеих стран показано на рисунке 7 для России и на рисунке 8 для Чехии, который с помощью лепестковой диаграммы демонстрирует значения 13 индикаторов. На первый взгляд, очевидно, что оба государства имеют различную форму и площадь профиля диаграммы. Более равномерный профиль у Чехии, но подобно России (исключение составляет венчурный капитал и количество научных статей на млн. населения) она тяготеет к левой части графика. При детальном анализе графика необходимо учитывать различия использованных индикаторов.

2014-09-12 18-32-27 Скриншот экрана

2014-09-12 18-33-39 Скриншот экрана

2014-09-12 18-34-30 Скриншот экрана

2014-09-12 18-35-35 Скриншот экрана

2014-09-12 18-36-41 Скриншот экрана

Выводы

Исходя из вышеизложенного, важно отметить, что для модернизации народного хозяйства и успешного перехода на инновационный путь развития необходимо сформировать конкурентную среду, восприимчивую к внедрению различных нововведений. Поэтому усиление инновационной составляющей в стратегии государства или предпринимательского субъекта должно быть сопряжено с реальными действиями, которые осуществляются правительством в сфере регулирования инновационной деятельности на макроэкономическом уровне. В качестве примера, рассматривая слабые стороны чешской экономики связанные с триадой «наука – исследование – развитие», приведем приоритетные направления инновационной стратегии страны, нацеленные на решение подобных проблем:1) повышение годовых расходов на НИОКР; 2) изменение структуры направления расходов на НИОКР; 3) поддержка частных инвестиций на НИОКР посредством косвенного финансирования;4) усиление интенсивности использования инструментов охраны прав интеллектуальной собственности научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями;5) развитие инновационной инфраструктуры; 6) улучшение возможности использования финансовых ресурсов для инновационных предприятий.

Предпринимательский дух, идея и интуиция сегодня пока не являются стратегическим объектом государственных структур при создании условий эффективного развития народного хозяйства. Формирование понимания и восприятия триады «идея – интуиция – инновации» на уровне общественно-политического сознания как необходимой социально-экономической категории для реформирования и модернизации бытия человека – процесс комплексный и достаточно сложный. Однако в обществе идет поиск новых парадигм, вектор которых направлен на формирование ценности интеллектуализации производства благ.


Страница обновлена: 16.05.2024 в 19:18:19