Человеческий капитал как главный ресурс инновационной активности предприятий

Колосов А.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (66), Июнь 2012

Цитировать:
Колосов А.Е. Человеческий капитал как главный ресурс инновационной активности предприятий // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 6. – С. 98-105.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773074
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Раскрывается суть человеческого капитала как основного ресурса, способного стимулировать инновационную активность предприятий. Отражены три направления влияния на инновационную активность, каждое из которых является неизменной составляющей единого целого и связано с человеческим капиталом.

Ключевые слова: инновационная активность, опыт, ресурсы, человеческий капитал, интеллект, знания, инновационный потенциал, инновация, инновационный климат, идеи



Эффективность деятельности организаций существенно зависит от того, насколько полно они используют свои факторы производства, работают над снижением непроизводственных затрат, а также внедряют прогрессивные технологии и добиваются высокой мотивации персонала к совершенствованию своего труда.

Активностью определяется интенсивность

Если предположить, что предприятие использует все свои лучшие механизмы деятельности, то вероятнее всего оно достигнет максимального уровня производительности. Основная сложность остается в том, что верхняя граница производительности предприятия не остается неизменной, она постоянно смещается вверх за счет развития технологий и появления новшеств, способных повысить эффективность.

Инновационная деятельность предприятий, ее активность определяется социально-экономическими факторами, влияющими на эффективность экономических отношений хозяйствующих субъектов по поводу создания, распределения, потребления и обмена инновационных товаров. Инновационная активность является важной стратегической характеристикой любого современного предприятия и определяет интенсивность инновационной деятельности компании, то есть динамику действий предприятия по созданию инновационной продукции и ее практической реализации.

Современная экономика характеризуется тем, что высокая инновационная активность становится основным фактором предприятия для формирования стратегических конкурентных преимуществ и усиления своих позиций на рынке. Существует прямо пропорциональная зависимость: чем выше показатель инновационной активности, тем перспективнее предприятие и его деятельность. Таким образом, инновационная активность является очень важным показателем при анализе эффективности деятельности предприятия.

Зачастую происходит недопонимание различий некоторых взаимосвязанных категорий, таких, например, как инновационный потенциал и инновационная активность. Для внесения ясности обратимся к определениям этих понятий и проанализируем их.

Инновационный потенциал – это совокупность ресурсов всех видов, включая материально-производственные, интеллектуальные, научно-технические и другие, необходимые для осуществления инновационной деятельности, связанной с получением и реализацией новшеств.

Наряду с другими факторами, в частности такими, как инновационный климат, потенциал обеспечивает необходимыми ресурсами инновационную деятельность предприятия. Таким образом, потенциал компании – это набор ресурсов, который используется в процессе функционирования, а инновационная активность – это уровень интенсивности деятельности предприятия по реализации его инновационного потенциала [2].

Инновационная активность является очень важной и необходимой характеристикой для любого предприятия, служит фактором его успешности. В более широком смысле ее можно рассматривать как ресурс для роста конкурентоспособности страны на международной арене и как инструмент выявления направлений для повышения эффективности деятельности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом [1].

Усилия дают инновации

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что инновационная активность предприятия – это основа его стратегии и перспектив. Интенсивность разработки и внедрения инноваций определяет операционную и стратегическую конкурентоспособность предприятия, а значит, является основополагающим фактором его коммерческого успеха на развитом рынке.

В целом инновационно активное предприятие является привлекательным как для клиентов и поставщиков, так и для инвесторов, государственных органов и персонала.

Существует много характеристик, связанных с инновационными процессами на предприятии, необходимо смоделировать их взаимосвязь для понимания точек пересечения и различий.

На рисунке 1 приведена взаимосвязь инновационной активности и других характеристик инновационного процесса предприятий.

1

Рис.1. Взаимосвязь основных категорий инновационной деятельности предприятий

Благоприятный инновационный климат, создаваемый обществом и государством, дает возможность наращивать инновационный потенциал страны, ее компаний и предприятий, которые обозначены на рисунке 1 в виде многогранника с площадью S2. В результате усилий по реализации инновационного потенциала, то есть в процессе инновационной деятельности возникают инновации. На рисунке 1 инновационная деятельность обозначена многогранником с площадью S1.

Таким образом, интенсивность инновационной деятельности, то есть эффективность использования инновационного потенциала, приводит к осуществлению все большего числа инноваций и сокращению расстояния А1А2 на рисунке 1. Иными словами, отдача от реализации инновационного потенциала – это инновационная активность предприятия. Ее можно представить в виде отношения S1/S2 и она свидетельствует о том, в какой степени используется научно-технический потенциал предприятия.

2

Для того чтобы предприятие стремилось стать максимально инновационным, необходимо выполнение условия (1):

Чем ближе соотношение (1) к единице, тем выше инновационная активность предприятия, а значит, инновационный потенциал реализуется максимально возможным образом. Это, в свою очередь, означает, что интенсивность инновационной деятельности не определяется уровнем инновационного потенциала, а инновационная активность колеблется в пределах отношения (1).

О критериях активности

За основу оценки инновационной активности с позиций теории человеческого капитала рассмотрим критерии, предложенные в работе Л.Е. Товстых [4]. По его мнению, инновационную активность необходимо трактовать исходя из трех критериев: 1) интеллектуальность; 2) инновативность; 3) инновационность.

На рисунке 2 представлена данная структура в виде схематичного изображения.

Интеллектуальность компании определяется наличием научно-технических достижений, интеллектуальных результатов. Здесь следует учитывать, насколько активно предприятие выполняет исследования и разработки собственными силами, а сколько интеллектуальных идей является результатом закупленных патентов или сторонних НИОКР.

Интеллектуальность компании – это ее научные перспективы. Человеческий капитал как некий запас полезных знаний, навыков и опыта сотрудников предприятия является наиболее существенной частью интеллектуальности предприятия. От его уровня развития и наличия зависит научная перспектива предприятия. Человеческий капитал – основной генератор интеллектуальных ресурсов и идей.

3

Рис.2. Структура инновационной активности предприятия

Инновативность представляет из себя критерий инновационной активности предприятия, который можно определить как способность компании стабильно работать в нестабильных условиях внешней среды. Основной характеристикой данного критерия является позитивное восприятие новшества и в целом инновационной деятельности на предприятии персоналом [3]. Здесь снова на первый план выходит персонал и человеческий капитал предприятия. Непонимание инновации, неготовность к ее применению и внедрению, отсутствие со стороны руководства интереса к инновационным идеям сотрудников – путь к снижению уровня инновативности и инновационной активности в целом.

Неприятие инновации, негативное отношение к ней, чаще всего возникает из-за непонимания ее технического, коммерческого, экономического смысла. А происходит это вследствие отсутствия достаточного набора знаний и умений для анализа ее потенциальной пользы и значимости. Повлияв на такие составляющие человеческого капитала, как специальные и инновационные знания и навыки, уровень мотивации и система коммуникаций сотрудников для обмена опытом и знаниями, можно прийти к существенному повышению уровня инновативности.

Третий критерий оценки инновационной активности предприятия – его инновационность, она характеризует способность превращать интеллектуальный продукт в новшество, выводить его на рынок, а также стремление к лидерству в инновационной сфере деятельности.

Инновационность как критерий инновационной активности включает в себя как количество внедренных инноваций, так и их качественные характеристики. Любое изобретение, новшество и инновация оценивается с позиций выгоды для предприятия. Это логично, поскольку главная цель любого коммерческого предприятия и отдельного коммерческого проекта – добиться максимальной прибыли. Собственник в первую очередь будет анализировать конечный эффект от инновационной деятельности, выраженный в денежном эквиваленте.

Выводы

Высокий уровень инновационности компании является свидетельством активной инновационной деятельности, направленной на регулярное создание и реализацию новшеств. Человеческий капитал – основа инновационности, поскольку от умений и навыков сотрудников будет зависеть скорость внедрения и эффективность освоения инновации, эффективность продаж инновации на рынке.

Рисунок 2 наглядно демонстрирует, что только наличие трех обозначенных выше компонентов формирует инновационную активность предприятия, только при их пересечении на предприятии можно говорить о том, что оно инновационно активное. А человеческий капитал есть основа инновационной активности. Его развитие, повышение качества полезных навыков и знаний, непрерывные стажировки и обмен опытом, снабжение необходимой для разработки и внедрения инновации информацией – все это положительно влияет на компоненты инновационной активности. Затраты на данные мероприятия можно считать инвестициями в человеческий капитал, поскольку они принесут собственникам предприятия положительный эффект в будущем.

Таким образом, влиять на инновационную активность надо по трем направлениям, каждое из которых является неизменной составляющей единого целого. Каждый компонент так или иначе связан с человеческим капиталом организации, с ее персоналом, а значит, развивая человеческий капитал, мы получим положительный стимулирующий эффект с отражением на инновационной активности всего предприятия.


Источники:

1. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Методика оценки инновационной активности организации [Текст] // Экономический анализ: теория и практика, 2005, №34.
2. Заенчковский А.Э. Оценка инновационного потенциала [Текст] //Интеграл, 2011, №6.
3. Прихач А.Ю. Проблемы восприятия инновационных преобразований [Текст] // Инновации, 2005, №4.
4. Товстых Л.Е. Новая инновационная сфера в экономике третьего тысячелетия и новые задачи [Текст] // Инновации, 2003, №6.

Страница обновлена: 27.04.2024 в 08:04:04