Usage of bench marketing technologies for assessment of innovative target program for social and economic development of the region

Максимова И.В.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2011

Please, cite as:
Maksimova I.V. Ispolzovanie tekhnologii benchmarkinga dlya otsenki innovatsionnosti tselevoy programmy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Kreativnaya ekonomika. – 2011. – Tom 5. – № 4. – S. 106-110.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15619466
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
The article touches the problem of efficiency improvement of assessment programs for social and economic development of the region. The paper reflects the need for criterion of innovativity of the project. Bench marketing technology should be used for assessment of this criterion. The author offers the methods of assessment where the main indices are competitiveness of the enterprise and profitability of the company after innovations introduction.

Keywords: competitiveness, bench-marketing, regional planning, management methods, economic programming, social andeconomic development of the region, improvement of social planning, project efficiency assessment, innovativity of the project



Наиболее эффективным средством решения проблем в рамках достижения целей социально-экономического развития в регионе выступает реализация комплексных целевых программ. Целевые программы позволяют осуществить эффективное соединение стратегических целей со средствами их достижения, включая непосредственное финансирование инноваций со стороны государства. Однако реализация программ зачастую не приводит к достижению желаемого результата.

Одной из причин такого положения вещей, по мнению автора, выступает несовершенство методологии их разработки, в том числе оценки их эффективности.

О сущности инновации

Официальная оценка эффективности проектов, реализуемых в рамках государственной поддержки, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациям по оценке эффективности проектов и Методикой расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 23 мая 2006 г. №139/№82н. Заключение о реализации проекта принимается по итогам оценок финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

Таким образом, в настоящее время в число критериев не входит критерий инновационности, который, по мнению автора, во многом определяет значения финансовой, бюджетной и экономической эффективности, так как характер инноваций непосредственно связан как с расходами по реализации проекта, так и возможной прибылью от его реализации.

Обоснование показателей для оценки критерия «инновационность проекта» обусловливает необходимость раскрытия сущности понятия «инновация».

В международных стандартах, в частности в документе «Стандартная практика для обследований и экспериментальных разработок» (Руководство Фраскати), инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1].

В экономической литературе «инновация» чаще всего интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Например, Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированных предпринимательским духом [2].

Анализ этих и многих других подходов в раскрытии сущности инновации приводит к выводу о том, что определить критерий инновационности точнее всего можно как наличие в проекте нововведений по производству и реализации продукции и услуг, позволяющих повышать конкурентоспособность производителя, которая в условиях рынка базируется на росте потребительской удовлетворенности пользователей.

Использование критерия инновационности проекта на практике требует разработки способа его оценки. Для этих целей, по мнению автора, более целесообразным является применение технологии бенчмаркинга.

Бенчмаркинг и методы управления

Впервые бенчмаркинг появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США) [3]. Бенчмаркинг направлен на совершенствование существующих процессов путем оценивания их эффективности и сопоставления с примером «наилучшей практики». При проведении оценки он позволяет не только формулировать вопросы, касающиеся конкретных примеров удачного внедрения нововведений, но и проводить анализ того, почему эти примеры являются удачными [4].

В России использование бенчмаркинга в совершенствовании методов управления исследовали Э.А. Белокоровин, Д.В. Маслов, Е.А. Михайлова, Р. Рейдед, В.В. Стариков и др. Однако работ, посвященных применению бенчмаркинга для оценки эффективности целевых программ социально-экономического развития в регионе, не было.

По мнению автора, в целях оценки инвестиционных программ могут быть использованы такие разновидности бенчмаркинга, как конкурентный и функциональный [5].

Предметом оценки здесь выступает конкретная проблема, требующая решения. Решение сводится к нахождению наилучшего варианта, который больше всего подходит в сложившейся ситуации, и обеспечивает максимизацию необходимого результата исходя из роста качества удовлетворяемой потребности.

Для проведения оценки автор предлагает использовать два показателя: уровень конкурентоспособности предприятия (К1) и прибыльность работы предприятия на рынке после внедрения инноваций (К2).

Формулы для расчета имеют вид:

(1)

где Io – значение конкурентоспособности оцениваемого предприятия; Ib – значение конкурентоспособности предприятия, выбранного в качестве базы для сравнения (предприятия-конкурента).

(2)

( ) – емкость рынка предприятия на различных географических сегментах; Ri – среднегодовой потенциал спроса на товар на i-ом рынке, руб.; di – среднегодовая доля товара на i-ом рынке, где предприятие может иметь конкурентные преимущества; T – время жизненного цикла товара, лет; S – общие затраты по разработке и внедрению на рынок новой продукции, руб.

Положительное решение о реализации проекта принимается, когда значение К1 выше 1, а значение К2 – выше, чем у основного конкурента.

В целях расчета показателя К1, по мнению автора, лучше всего подходят методы, в которых значение конкурентоспособности предприятия приравнивается к конкурентоспособности его продукции.

Исходя из традиционного представления о конкурентоспособности товара: чем выше качество и ниже цена, тем выше конкурентоспособность товара, расчет показателя конкурентоспособности предприятия может принимать вид соотношения качества к цене товара.

Средний потенциал рынка и средняя доля товара

Средний потенциал i-го рынка (Ri) на рынке товаров потребительского назначения определяется исходя из индексированной покупательной способности населения в период всего жизненного цикла товара и структуры расходов, определяемой статистическими обследованиями домашних хозяйств. А на рынке продукции производственного назначения – исходя из индексированной цены в период всего жизненного цикла товара, объема выпуска и структуры расходов предприятий-покупателей по выпуску продукции.

Определение средней доли товара на i-ом рынке, где предприятие может иметь конкурентные преимущества (di), осуществляется на основе использования показателя конкурентоспособности. При этом предприятие может претендовать на долю рынка основных конкурентов при условиях более высокого уровня конкурентоспособности его продукции, наличия собственных каналов сбыта одинаковой или большей мощности, наличия возможности финансирования затрат на продвижение продукции в сумме не меньшей, чем средние затраты основных конкурентов.

Вывод

Из описания представленного метода следует, что он позволяет:

• объективно оценивать степень инновационности проекта с учетом ситуации на рынке;

• осуществлять прогнозирование социальной эффективности инновационного проекта, так как предполагается оценка качества и цены инновационной продукции;

• более обоснованно прогнозировать объем прибыли предприятий, а значит, вносить коррективы в прогнозирование денежных потоков и нормы доходности, что повышает прогностическую ценность оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности инновационных проектов.


Страница обновлена: 13.05.2024 в 23:12:09