Социальная ответственность рекламы

Кайдаков С.В., Зайцева М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кайдаков С.В., Зайцева М.В. Социальная ответственность рекламы // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 48-52.

Аннотация:
Недавно Дума вдруг напала на рекламу, а телевидение – на Думу. Неужели депутаты не понимают, что без рекламы у ТВ не будет денег? Телевизионщики закричали о финансовой гибели ТВ. Разговор о вреде рекламы волшебным образом превратился в лекцию о пользе рекламы. Нам еще раз объяснили, что на рекламные деньги закупаются фильмы, существуют телеканалы значит, она необходима и полезна. Телеканалам да, а людям? Что важнее: сытое ТВ или люди, которых это ТВ уродует?

Ключевые слова: реклама, социальная ответственность, телевидение, удовлетворение потребностей



Недавно Дума вдруг напала на рекламу, а телевидение ‑ на Думу. Неужели депутаты не понимают, что без рекламы у ТВ не будет денег? Телевизионщики закричали о финансовой гибели ТВ. Разговор о вреде рекламы волшебным образом превратился в лекцию о пользе рекламы. Нам еще раз объяснили, что на рекламные деньги закупаются фильмы, существуют телеканалы ‑ значит, она необходима и полезна. Телеканалам ‑ да, а людям? Что важнее: сытое ТВ или люди, которых это ТВ уродует?

Люди веками жили без ТВ и были не глупее нас. Всего 50 лет назад планета жила без ТВ, но совершались открытия, сочинялись песни, ставились рекорды.

Тогда были счастливые, были несчастные. И сейчас есть счастливые и несчастные, умные и глупые, добрые и злые. Неужели телевизор кого-то сделал счастливым, добрым, умным? Зачем вещать круглые сутки? Ведь большинству каналов сказать совершенно нечего. Не хватает денег ‑ ограничьте себя тремя часами. Зачем вываливать в эфир откровенный мусор, лишь бы не умолкать?

Разговор о рекламе начала вовсе не Дума. Напротив, она очень долго молчала. Возмущались известные писатели, знаменитые артисты, простые люди. А ситуация такая. Телекомпании сами платят за электричество и сигнал, платят за фильмы и программы, за видеокамеры и перегоны, платят тысячам сотрудников и т.д., а получают деньги только от рекламодателя (государственные каналы иногда получают гроши из бюджета, но большей степенью в виде обещаний).

Итак, можно сделать вывод о том, что все телевидение содержит рекламодатель. Его цель ‑ продать как можно больше товаров. Для этого ему надо сделать так, чтобы нашей целью стало съесть, например, как можно больше "Сникерсов". Чего хочет наш народ?

Все опросы говорят: порядка. Хотите? Получите. На экране возникает жующий человек. Он чавкает, а мужественный закадровый голос говорит "Съел ‑ и порядок". И вот когда мы, "уболтанные" телевизором, покупаем "Сникерс", жвачку, средства от перхоти (подсознательно надеясь навести порядок и изменить жизнь к лучшему) ‑ вот тогда мы и платим за (или на) существование ТВ. Деньги получает производитель, часть уходит телевизионщикам за рекламу. Так оно и крутится.

И, отвергая умную, добрую, но "совершенно ненужную" передачу, руководитель канала откровенно говорит, что за эту ерунду никто не будет платить. И они ищут сериал, который усадит к телевизору женщин в возрасте от 26 до 48 лет, потому что они главные покупатели косметики и стиральных порошков. Кто бы мог подумать, что такой критерий решает судьбу художественных произведений! Если поразмыслить, то рекламируют вовсе не товар, а едока, "жевака", не читающего ничего и никогда.

В печати тоже полно всякой ерунды. Но читателя защищает сама природа газеты, природа печатного слова. В газете рекламу читает только тот, кто хочет и только ту, какую хочет. А самая прелесть: только тогда, когда хочет. Мечтает о щенке ‑ ищет 'ZOO" магазин и даже не смотрит тарифы мобильных телефонов. ТВ заставляет всех смотреть всю рекламу. Говорят: "Выключите звук". Это ‑ слабая защита. Если выключить звук в момент исчезновения фильма, каждый вынужден хоть в полглаза смотреть рекламу, чтобы поймать момент возвращения прерванного действа.

Газета, слава богу, не вставляет врезки с рекламой в текст статьи. А ТВ реклама ‑ хоть смотри, хоть не смотри ‑ забирает время. За 3-4 часа у телевизора вы тратите чуть ли не час своего свободного времени на рекламу. Или на то, чтоб ее не смотреть. Недовольным говорят: не хочешь ‑ не смотри. Оно конечно, но за 3-4 минуты ничего не сделаешь, это раздражающие перерывы, потерянные в любом случае.

Что было предложено Думой? Первое, убрать рекламу табака и алкоголя с улиц. Второе, ограничить рекламу на ТВ. Относительно первого все ясно. Реклама табака и алкоголя противоречит интересам нации. Относительно ограничений рекламы на ТВ было сказано, что она мешает смотреть кино. Предложено ставить рекламу до и после фильма, но не внутрь. Предложено убавить звук. Еще предложено убрать ее из детских передач. Вот и все. И никто не сказал, что значительная часть рекламы должна быть запрещена. Категорически!

Огромная часть рекламы рекламирует совсем не то, что она рекламирует. Например, реклама о том, как учитель строго спрашивает подростков: "кто принес в класс банку газировки?!", - мы уверены, что все они, вставая по очереди, будут говорить: "Я, я..." . Тем более, что банка есть у каждого. Думается, какой ловкий рекламный ход! "Я, я ,я...", ‑ каждый купил и признается в своей страсти. То есть страсть к банке сильнее страха наказания. И вдруг подростки стали вставать и говорить: "Он, он, он...", ‑ и показывать пальцем на следующего. Это же учит врать, избегать ответственности, учит перекладывать вину на другого.

Девушка летит в ракете, и на нее нападают космические убийцы. Девушка отчаянно зовет спасателей. А они, услышав мольбу о помощи, выключают экран, чтобы ничто не мешало пить. Это не товар рекламируют, а самую настоящую подлость. Видно кто-то исследовал умы и выяснил, что, чем ближе реклама к бандитскому жанру, тем легче попасть в резонанс с сегодняшним народом, особенно молодым.

Вот чудовище нападает на людей, топчет, рвет на куски. "Джин, джин! Спаси нас!", -кричат они в ужасе. А джин полеживает и пьет. Джин пьет, наверное, другой напиток в отличие от космических спасателей, но суть рекламы та же: будь подонком, будь подлецом, пусть все умрут, лишь бы у тебя было все хорошо.

Летчики идут в хвост самолета. Один из удивленных пассажиров спрашивает командира: "Все в порядке?". Вместо ответа командир экипажа протягивает конфету и идет выпрыгивать с парашютом. Пассажир остается в сладком неведении, но мысль летчика нам совершенно ясна: мол, пусть пожует, прежде чем все они погибнут.

Вот два мужика сидят и пиво пьют, а за окном женщина пропалывает огород. Тяжелая работа. А мужики передвигают бутылку так, чтобы не видеть работающую женщину.

Разве рекламируются средства от перхоти, шампуни, лосьоны, бритвы?... Нет, в этих разных рекламах рекламируется одна и та же совершенно убогая модель: намажься этой штукой ‑ и все женщины твои. Вымойся этим мылом ‑ и все мужики твои. Пожуй ‑ и она твоя. Жуй и молчи ‑ и она твоя. Не надо ума, души, совести, таланта. Ничего! Даже дара речи не надо. Только побрызгайся, пожуй, подмажь.

Реклама не говорит: купи шампунь. Она говорит: купив шампунь, "закадришь" любую (любого). Предлагается не жвачка, а отмычка, которая откроет дверь в счастье.

Подросткам, а именно они жуют, пьют, выводят прыщи, внушают чудовищные вещи. Им внушаются модели поведения и образ мыслей. И это должно быть давно и категорически запрещено. И никакая Дума не сделает этого, ибо рекламный рынок ‑ это слишком большие деньги.

О языке и говорить не приходится. Надо быть глухим, чтобы придумать противное "сникерсни". Если же говорить о русском языке, то в словосочетании "не тормози - сникерсни" к русскому языку можно отнести только "не".

И, наконец, есть реклама и по интонациям, и по языку вполне приемлемая, однако... Симпатичная дама в белом халате ласковым, заботливым голосом советует: купи это и у твоего ребенка пройдет кашель и температура. Она только забывает предупредить, что у твоего ребенка при этом могут навсегда разрушиться почки, печень...

В этом мире, в котором, размножаясь, производят "Сникерс", дезодорант, нет книг вообще, а, следовательно, и нет героев. В мире ТВ-рекламы нет справедливости, нет достоинства, ума... Человеческие добродетели отданы товарам. Чистота ‑ стиральным порошкам, стойкость ‑ жвачке. Честь и доброта ‑ отсутствуют. И над толпой красивых, загорелых и красивых молодых людей, скрывая небо, появляется "риглиссперминтджусифрутбезсахара". И толпа с застывшими лицами идет туда. Куда? Они ничего не читают и без конца моют посуду. В точности, как в Уголке Дурова.

ТВ показывает рекламу, чтобы заработать деньги на покупку мыльных опер, чтобы было куда ставить рекламу, чтобы заработать ... Понятно. Это у них замкнутый цикл и очень доходный. А мы тут просто жертвы чужих интересов.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:54:28