Многоуровневое профессиональное образование в регионах России

Горбунова М.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (27), Март 2009

Цитировать:
Горбунова М.Ю. Многоуровневое профессиональное образование в регионах России // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 78-81.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838121

Аннотация:
Экономическая обстановка в большинстве территорий нашей страны в настоящее время, на первый взгляд, не благоприятствует появлению новых форм образовательных процессов. Многие руководители образовательных учреждений считают, что сегодня главной задачей является «выживание» даже за счет некоторого сокращения бюджетного контингента студентов, состава преподавателей и оснащения кабинетов и лабораторий современным оборудованием. И в тоже время именно сейчас, в ходе борьбы за выживаемость, появились новые образовательные учреждения интегрированного типа. Молодежи предоставляется возможность, не уезжая далеко от дома, получить, практически, любой уровень профессионального образования, либо существенно расширить свои профессиональные знания и навыки.

Ключевые слова: инновации, высшее образование, образование, профессиональное образование, качество образовательных услуг, региональный аспект



Экономическая обстановка в большинстве территорий нашей страны в настоящее время на первый взгляд не благоприятствует появлению новых форм образовательных процессов. Многие руководители образовательных учреждений считают, что сегодня главной задачей является «выживание» даже за счет некоторого сокращения бюджетного контингента студентов, состава преподавателей и оснащения кабинетов и лабораторий современным оборудованием. И в тоже время именно сейчас, в ходе борьбы за выживаемость, появились новые образовательные учреждения интегрированного типа. Молодежи предоставляется возможность, не уезжая далеко от дома, получить, практически, любой уровень профессионального образования, либо существенно расширить свои профессиональные знания и навыки.

Термин «непрерывное образование» в последнее время употребляется в значении – «интеграция образовательных учреждений». Объединяются все – предприятия, банки, естественные монополии, государства. И в образовательной сфере происходит интеграция. Создаются комплексы, центры, объединения, успешно решающие задачи подготовки и переподготовки специалистов с различным уровнем образования. [2]

Однако в регионах имеются свои существенные особенности. Как правило, для малого города или небольшого региона требуются:

  • ограниченное количество молодых специалистов,
  • достаточно большая номенклатура специальностей.
  • При этом местная Администрация имеет скромные финансовые возможности, хотя и желает помочь, а иногда и возглавить учебный процесс.

    Создание образовательных объединений решает многие жизненно важные проблемы малых регионов. Объединения создаются либо с одним уровнем образования, либо с несколькими, а чаще всего образуются смешанные. Причем отношения между образовательными учреждениями могут быть юридически оформленными или действующими на основе прямых договоров с передачей друг другу частичных полномочий.

    Вузы, как правило, объединяются по смешанному уровню образования. В их структуре появляются факультеты среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО). При этом экономятся педагогические силы, материальные ресурсы, уровни положительно влияют на соседние, дополняя друг друга.

    Однако в регионах России нет самостоятельных вузов, либо их очень мало. Более того, на базе таких учебных заведений нет возможности организовать объединения – они сами нуждаются в помощи со стороны.

    Создание образовательных объединений на базе существующих в региональных учебных заведениях СПО – это решение многих проблем.

    На региональном уровне экономятся финансовые ресурсы, более интенсивно используется материальная база колледжей. Педагогический коллектив повышает свою квалификацию на кафедрах вузов и имеет реальные условия для дополнительного заработка по основной своей специальности.

    Создание филиалов вузов можно приветствовать только в больших городах, где ежегодно требуется существенное количество специалистов по одним и тем же специальностям, что для регионов абсолютно не приемлемо. Но в этих городах появляется избыток специалистов по одним и тем же направлениям. Филиалы вузов не могут оперативно изменять свои специальности. Уже через 2-3 года дипломированные специалисты не могут найти себе работу и стоят на биржах труда. [2]

    Колледжные объединения, комплексы в отличие от филиалов вузов обладают большей гибкостью, маневренностью, свободой выбора как различных кафедр вузов с перманентным их изменением, так и возможностью многоканального финансирования в зависимости от потребности региона, материально-технического и кадрового обеспечения.

    Для качественного развития уровней профессионального образования в регионах России необходимо, во-первых, создать образовательные объединения в регионах России на базе учреждений СПО, что позволит удержать будущих специалистов в пределах своего региона. Во-вторых, необходимо более детально изучить деятельность филиалов и признать их деятельность в регионах нецелесообразным.

    Для этого должны быть решены самостоятельные, отдельные задачи:

  • лицензирование федеральными учредителями образовательных учреждений СПО;
  • правовое регулирование многоуровневых образовательных учреждений;
  • финансирование образовательных учреждений.
  • Одним из примеров колледжных объединений в регионе России является Новочеркасский государственный промышленно-гуманитарный колледж. Это региональный многопрофильный колледж — крупнейшее в России образовательное учреждение СПО повышенного уровня квалификации. Колледж обеспечивает подготовку и переподготовку обучающихся по 25 лицензированным специальностям на многоуровневой (ступенчатой) и многопрофильной основе по авторским учебным планам и образовательным программам на четырех основных факультетах: электротехническом, технологическом, педагогическом и экономическом. Систематическое проведение маркетинговых исследований рынка интеллектуальных (образовательных) услуг позволяет колледжу гибко реагировать на конъюнктуру рынка труда.

    Опыт создания подобных комплексов есть и в ряде других городов. К примеру, на базе Перевозского (Нижегородская область) строительного колледжа, Дмитровский образовательный комплекс в Московской области, Государственного колледжа технологии и управления «Колледжный комплекс» г. Электроугли Московской области и в ряде других учебных заведениях различных регионов успешно работают филиалы и факультеты государственных и негосударственных вузов в составе колледжных комплексов.

    Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных образовательных систем для достижения гармонии интересов населения различных территорий. При этом важно рассматривать факты, события, тенденции в их взаимосвязи и взаимообусловленности, интерпретировать их значимость с точки зрения их системных свойств, вклада в развитие единого образовательного пространства (регионального, федерального, мирового) как главного условия интеграции различных экономических и политических систем. [3]

    Повышение социокультурной роли этнического фактора во всех сферах общественного устройства явилось важнейшей особенностью современного мира, привело к усилению регионализма в развитии общества. Термин «регионализм» (учет национальных, экономических и других особенностей, присущих какому-либо региону страны) конкретизируется в понятии «регионализация образования». Опираясь на научные труды Т.В. Абанкина, можно констатировать факт, что регионализация образования – это процесс обеспечения полноты и непрерывности процесса образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории. [1]

    Регионализация образования с точки зрения дидактики – это учет региональных особенностей в содержании и организации учебного процесса. Подобный подход получил отражение в нормативных документах, подготовленных Министерством образования РФ. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. [4]


    Источники:

    1. Абанкина Т.В. Методические рекомендации по внедрению модели ассоциации образовательных учреждений в региональные образовательные системы. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004. – 113 с. – ISBN 5-7552-0098-9.

    2. Лиферов А.П. Глобальное образование – путь к интеграции мирового образовательного пространства. – М. : Педагогический поиск, 1997. – 108 с. – ISBN 5-901030-10-9.

    3. Молчанова Т.К., Носкова Г.В., Виноградова Н.К. Возможность непрерывного образования: общие подходы. – М. : УЦ Перспектива, 2007. – 40 с. – ISBN 5-98594-066-7.

    4. Консультант Плюс (2008г.): Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 2002 года ст. 29.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:47