Сущность и содержание промышленной и торговой политики

Межецкая Т.А.1, Межецкий А.Н.1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 18 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Межецкая Т.А., Межецкий А.Н. Сущность и содержание промышленной и торговой политики // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 18. – С. 2915-2926. – doi: 10.18334/rp.16.18.1939.

Аннотация:

В статье представлен оригинальный взгляд на понимание промышленной и торговой политики, предлагаются принципы и инструменты их реализации. Кроме того, авторы выделяют уровни осуществления промышленной и торговой политики, рассмотрение которых позволило обратить внимание на их общие закономерности, а также на неполноценность текущего нормативно закрепленного понимания торговой политики.

Ключевые слова: промышленная политика, торговая политика, соотношение промышленной и торговой политики, уровни промышленной и торговой политики

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Промышленная и торговая политики являются важными составляющими, определяющими пути экономического развития, а их эффективное и сбалансированное состояние способствует позитивным экономическим показателям предприятия, региона и государства в целом (Клочко, 2013; Чельдиева, Гониева, 2014).

Политику принято определять как общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей в какой-либо сфере (например, национальная политика, экономическая политика и т.п.). Именно в таком смысле в рамках настоящей работы используется термин промышленная политика и торговая политика.

Кроме того, представляя политику как сложное многоаспектное понятие, распространяемое на разные сферы общественной жизни и оказывающим влияние на них, в контексте данного исследования следует учитывать и иерархический многоуровневый характер политики.

Так, в политике выделяют несколько уровней ее существования и проявления, в том числе: государственный или федеральный уровень (макроуровень), региональный уровень (мезоуровень), уровень предприятия (микроуровень).

На макроуровне характерно решение крупнейших стратегических вопросов, направленных на всестороннее развитие национальной экономики, ее выходу на конкурентоспособный уровень, увеличение доходности ее отраслей, обеспечение лидирующей роли на мировом рынке, расширение и создание новых рынков и т.п.

Региональная политика (мезоуровень) определяет реализацию государственной политики на уровне соответствующего региона, имеет целью создание в регионе условий для реализации и поддержки соответствующей хозяйственной деятельности.

Политика предприятия (микроуровень) развивается из реагирования на ежедневные события, происходящие в деятельности организации. Часто они бывают вызваны сомнением, касающимся адекватности ответа на вопрос, проблему или ситуацию. Политика объясняет не только функции постановки целей и задач субъекта, но и определяет кодекс поведения, используемый как в организации, так и во взаимоотношениях со структурами, внешними по отношению к данной организации.

Рассмотрение общих положений о политике в экономическом контексте позволяет обратиться к анализу понятий промышленная и торговая политика.

Так, в современном экономическом словаре под промышленной политикой понимается политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу. В словаре по экономике промышленная политика – это политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста.

Сущность промышленной политики в значительной степени раскрывается в ее принципах, которые в дальнейшем находят свое применение для формирования инструментов.

В числе основных принципов промышленной политики следует отметить следующие:

- объективная обусловленность технологической модернизации с учетом тенденций развития отечественной и мировой экономики;

- многообразная интеграция предприятий промышленного комплекса;

- учет как особенностей отраслевой и технологической структуры, специфических условий развития промышленности на данной территории, так и системы взаимосвязей регионального хозяйства с экономикой других регионов страны и зарубежных стран;

- социальная ориентированность разработанных технологических изменений;

- согласованность интересов государства, представляется возможным выделение субъектов хозяйствования, населения территории;

- целостность системы государственного регулирования и подчиненность их целям и задачам промышленной политики.

По нашему мнению, такие принципы должны быть учтены при разработке промышленной политики в любом регионе.

Промышленная политика на макроуровне характеризуется решением крупнейших стратегических вопросов размещения производственных сил, выбора приоритетных базовых отраслей промышленности, расходования национально-доступных ресурсов и т.д.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» (от 31.12.2014 № 488-ФЗ) промышленная политика представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

К числу инструментов промышленной политики на макроуровне относятся: поддержка на внешних рынках в рамках возможностей государственных внешнеторговых представительств, консульств; нормативные правовые акты и разъяснения, а также комментарии к ним, адресуемые конкретному кругу или всем предприятиям; экономические рычаги и стимулы: налоговые, тарифные, иные условия; административные меры по выдаче лицензий, квот, сертификатов; сферу образовательных услуг, оказываемых потенциальным работникам предприятия; согласование мер с субъектами РФ.

Региональная промышленная политика (мезоуровень) должна являться продолжением государственной и определяться исходя из направлений и характеристик социально-экономического и инновационного развития региона.

Вводятся примерно одинаковые дефиниции промышленной политики на уровне субъектов Российской Федерации (рис. 1). Так, в соответствии с законом от 01 марта 2002 года № 7 «О региональной государственной промышленной политике в Тюменской области» [1], по существу, региональная промышленная политика – процесс государственного управления в сфере промышленности, направленный на повышение эффективности промышленной деятельности, в регионе исходя из социально-экономических интересов населения.

По нашему мнению, под промышленной политикой на региональном уровне следует понимать скоординированный комплекс мер органов государственной власти региона, направленных на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное регулирование в области промышленной деятельности, учитывающих промышленную политику федеральных органов государственной власти и интересы субъектов промышленной деятельности.

Рисунок 1. Сущность и содержание промышленной политики

В числе инструментов промышленной политики на мезоуровне следует выделить: меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, реализацию региональных научно-технических и инновационных программ, содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере промышленности и др.

Промышленная политика с позиций микроэкономики (как и торговая) теоретически и практически разработана недостаточно.

Промышленная политика предприятия представляет собой совокупность общих ориентиров для действий и принятия решений относительно производства продукции. Вместе с тем, содержание промышленной политики включает в себя такие направления, как номенклатура продукции, объем производства, качество продукции, технологические решения, оборудование, запасы, организация производственного процесса, структура управления производством (Межецкая, 2014a).

Выбор непосредственного направления промышленной политики предприятия предполагает учет следующих положений:

– текущее технико-технологическое и экономическое состояние;

– оценка способов обеспечения стабильной конкурентоспособности продукции как основы устойчивого экономического положения;

– оценка емкости рынков сбыта продукции, как на внутреннем рынке, так и за рубежом;

– анализ потребности в ресурсах для предприятия;

– состояние оптово-розничной торговой сети, через которую осуществляется реализация продукции, т.е. эффективная промышленная политика предприятий в своем логическом завершении должна способствовать активной торговой политике.

Промышленная политика оказывает существенное влияние на принятие решений в целом по организации, в том числе и на торговую политику. В то же время эти политики вполне самостоятельны, со своими ориентирами, целями и показателями.

Анализ понятия торговой политики также следует осуществлять с учетом ее рассмотрения на трех уровнях (рис. 2).

Рисунок 2. Сущность и содержание торговой политики

Государственная торговая политика (макроуровень) имеет направленность на регулирование внешнеторговой деятельности. Значительное число экономистов также фактически отождествляют торговую политику с политикой внешней, международной торговлей. В таком смысле понимали и изучали торговую политику экономисты английской классической школы, для которых не существовала внутренняя торговая политика [2].

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» торговой политикой России является составная часть экономической политики, направленная на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

К числу основных принципов торговой политики относятся:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

- равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

Обозначенные принципы торговой деятельности находят свое отражение в ее инструментах, которые в науке принято делить на тарифные барьеры (также называемые ценовыми мерами) и нетарифные барьеры (НТБ) (Межецкая, 2014b). Главное различие между такими видами мер состоит в том, что тарифные барьеры оказывают прямое влияние на цену товаров, являющихся предметом торговли, и косвенное влияние на объемы торговли. Вместе с тем, нетарифные барьеры оказывают прямое влияние на объемы торговли и косвенное влияние на цены. Основными ценовыми мерами являются: тарифы, субсидии и налоги.

К нетарифным инструментам при реализации торговой политики также следует отнести: проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей; открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей; осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в числе прочего определяет объем компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ таких полномочий свидетельствует о том, что торговая политика на мезоуровне, в целом, носит исполнительский, утилитарный характер и направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности предприятий соответствующего региона путем организации соответствующих региональных программ, информационного обеспечения, открытия представительств и т.д.

Необходимо отметить, что в ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» закреплено понятие государственной политики в области торговой деятельности как совокупности организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законодательством.

Развитие внутренней торговли осуществляется на основе государственной политики в области торговой деятельности, которая в целом направлена на защиту интересов участников потребительского рынка, создание эффективной конкурентной среды, развитие инфраструктуры, других отраслей экономики, созданию условий для привлечения инвестиций и т.д (Межецкая, 2014b).

Политика в области внутренней торговли реализуется также путем использования тарифных и нетарифных инструментов.

По нашему мнению, внешнеторговая деятельность так же, как и внутренняя торговля, будет более эффективной, системной и основанной на действительных потребностях экономики лишь с учетом их взаимного состояния.

Поэтому полагаем, что в широком смысле (в экономическом контексте) государственная торговая политика должна включать не только внешнеторговые отношения.

В контексте изложенного нами предложено определение региональной торговой политики, которая представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер региональных органов государственной власти в сфере внутренней и внешней торговли, сформированных с учетом политики федеральных органов государственной власти на основе учета региональных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, современные процессы насыщения рынка товарами и усиления конкуренции требуют изучения различных аспектов торговой деятельности, одним из которых является разработка и реализация торговой политики предприятия (микроуровень).

Как отмечалось выше, понятие торговой политики предприятия является недостаточно разработанным. Кроме того, некоторые экономисты ставят под сомнение самостоятельность такой политики от промышленной. Промышленная политика, как и производственная функция в целом, оказывает существенное влияние на принятие решений в целом по организации, в том числе и в сфере торговой политики. В то же время промышленная политика и торговая политика вполне самостоятельны, со своими ориентирами, целями, ценностями и показателями.

Так, производство с точки зрения максимальной эффективности обычно нацелено на сужение ассортимента продукции с целью снижения издержек, эффективного использования производственных мощностей и повышения соответственно конкурентоспособности на рынке. С точки зрения сбыта, чем больше выпускается видов продукции, тем больше шансов найти потребителей и соответственно – получить конкурентные преимущества. Такой пример наглядно свидетельствует об известной обособленности данных политик.

В целом, торговая политика включает в себя такие элементы, как выбор поставщиков и потребителей, каналы распространения товара, цены на продукцию, реклама, планирование прибыли и рентабельности, планирование рыночной доле предприятия, решения по торговым маркам.

Непосредственное содержание торговой политики предприятия включает следующие элементы:

- товарная политика, которая в свою очередь подразделяется на ассортиментную (вопросы формирования ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка) и марочную (определение количества торговых марок, ассортиментное наполнение и позиционирование на рынке каждой из них);

- ценовая политика направлена на рассмотрение принципов и методов определения цен на товары или услуги с учетом уровней формирования цен;

- сбытовая политика строится на основе упорядоченного анализа потребностей и запросов, восприятий и предпочтений, свойственных потребителям продукции предприятия;

- кадровая политика рассматривает генеральное направление работы с персоналом и отражает совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы;

- коммуникационная политика направлена на создание и поддержание постоянных связей между предприятием и рынком с целью активизации продажи товаров и формирования положительного имиджа путем информирования, убеждения и напоминания о своей деятельности.

Изложенные элементы находятся в тесной взаимосвязи, соответственно достижение целей торговой политики определяется эффективностью каждого из указанных элементов.

Заключение

1. Под влиянием имеющегося в России законодательства, отождествляющего торговую политику с политикой внешней торговли, под влиянием терминологии обыденной жизни, свидетельствующей о задачах торговой политики, о ее характере и мерах, современные экономисты нередко исключают всю обширную область мероприятий, относящихся к внутренней торговле, из понятия торговой политики. По нашему мнению, в широком смысле (в экономическом контексте) государственная торговая политика должна включать не только внешне торговые отношения, но и внутреннюю торговлю.

2. При определении смыслового наполнения торговой политики также необходимо принимать во внимание разницу ее целей и условий формирования на макро-, мезо- и микроуровне. Так, на макро- и мезоуровнях наблюдается некоторая общность целей. Поскольку на таких уровнях в той или иной степени задаются условия для торговой деятельности. В то же время на микроуровне происходит практическая реализации, применение заданных условий.

С учетом изложенного торговая политика государства (в лице его федеральных и региональных органов государственной власти) и торговая политика предприятия по своим непосредственным целям, условиям формирования, очевидно, не совпадают. Однако некоторая общность таких политик все же сохраняется (например, влияние на развитие экономики в целом).

3. Промышленная политика и торговая политика предприятия вполне самостоятельны, со своими ориентирами, целями, ценностями и показателями.

[1] Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

[2] Межецкий, А.Н., Межецкая, Т.А. (2014). Правовое регулирование торговой деятельности. Тюмень: ТюмГНГУ.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 01:40:29