Mechanism for Increasing the Competitiveness of Enterprises of the Clothing Industry

Ильяшик И.В., Полисюк Г.Б.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9-1 / September, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Ilyashik I.V., Polisyuk G.B. Mekhanizm povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy shveynoy promyshlennosti // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 9. – S. 116-121.

Abstract:
The article discusses the state of the light industry in Russia and the government measures for its support as the tools that assist the private sector of the industry in building an efficient production.

Keywords: state support, foreign experience, russia, light industry, russian market, world producers and exporters, domestic production



На сегодняшний день легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. Ее долю в общем объеме промышленности составляет около 6% мирового валового продукта и более 14,5% ресурсов, используемых в промышленном комплексе.

В последние годы мы наблюдали удорожание евро и ослабление деловой активности ряда стран. Эти тенденции привели к застою в производстве продукции легкой промышленности по многим сегментам в Европе и к изменению структуры игроков на международном рынке. Данные экономические условия заставили многие европейские компании пересмотреть свои производственные структуры и перенести массовое производство в регионы с относительно низкими издержками.

Состояние легкой промышленности России и три силы, влияющие на конкуренцию

Сегодня лидерами в легкой промышленности являются, в основном, Китай, Индия и другие страны Азии, а также страны Южной Америки, где в последнее время наблюдается экономический рост в области легкой промышленности. В этих странах легкая промышленность на государственном уровне объявлена приоритетной с целью усиления национальной экономики. К 2020 году производство и развивающиеся рынки этих стран, согласно оценкам экспертов, составят большую часть мировой экономики, а также у них будет более высокий тренд роста дохода по сравнению с экономиками таких высокоразвитых стран, как США и страны Европы.

В 2008 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 23,9 млн тонн на сумму 119 млрд долларов. До конца 2011 году эксперты прогнозируют рост данного сегмента рынка до 29 млн т и 131 млрд долларов, с учетом того, что примерно 41% от мирового рынка технического текстиля – доля нетканых материалов.

На сегодняшний день Россия не входит в число ведущих мировых производителей и экспортеров товаров легкой промышленности. Также, исходя из расчетов объемов легального импорта, к сожалению, Россию нельзя отнести к числу крупнейших мировых импортеров.

Разберемся, какова же структура товарооборота легкой промышленности в России. Анализ внешнеторгового оборота товаров и сырья в легкой промышленности за 2000–2009 годы показывает, что в России основные тренды роста импорта существенно опережают тренды роста экспорта. Следует отметить, что в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год, когда наблюдался самых высокий рост в экспорте России) снизился на 22,8%, а импорт вырос в 3,6 раза [3].

Каковы же пути выхода из данной ситуации существуют для России? И какие пути можно предложить на макро- и микро-уровне?

Для понимания сегодняшней ситуации в легкой промышленности России, рассмотрим факторы, влияющие на развитие предприятия, на его конкурентоспособность.

Три силы влияют на компанию:

Первая макросила – государственное регулирование, через законодательство. Это политика налогообложения и политика поддержки развития отрасли.

Вторая макросила – рынок, конкурентная среда.

Третья микросила – внутренняя управленческая политика каждой компании. В данной статье мы рассмотрим первую макросилу – государственное регулирование, поддержка отраслей легкой промышленности, как один из методов повышения конкурентоспособности отдельно каждого предприятия и отрасли в целом.

Зарубежный опыт господдержки легкой промышленности

Обратимся к зарубежной практике. В 2004 г. Евросоюз создал специальную рабочую группу по вопросам европейской текстильной промышленности, состоявшую из представителей органов ЕС, стран – членов ЕС, Европарламента, а также предпринимателей, работающих в текстильной и швейной промышленности, оптовой и розничной торговле.

Данная группа разработала рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции легкой промышленности, в частности швейной и текстильной.

Были предложены следующие меры:

1) по улучшению системы охраны объектов интеллектуальной собственности;

2) улучшению системы профильного образования и распределения кадров;

3) повышению конкурентоспособности;

4) развитию системы финансирования текстильной промышленности за счет региональных фондов развития;

5) внедрению инновационных разработок, интенсификации НИОКР;

6) развитию профильных малых и средних предприятий;

7) обеспечению доступа товаров европейской текстильной и швейной промышленности на рынки развивающихся стран;

8) развитию экономического сотрудничества с Китаем в данной сфере.

Данные рекомендации позволили европейским производителям сохранить лидирующие позиции на мировом рынке. Об этом сообщает официальный интернет-сайт Еврокомиссии.

Стремительной развитие легкой промышленности в развивающихся странах при существенной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил в мире. Центр массового производства сместился из стран Запад ной Европы и США в страны с значительно меньшей ценой рабочей силы: Юго-Восточную и Сред нюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось исключительно на выпуске товаров с высокой добавленной стоимостью, как правило, это высокотехнологичные производства крашения и заключительной отделки, инновации и качественный дизайн, выпуск остромодной продукции высочайшего класса и технически сложного и специального текстиля – «умный» текстиль.

Как мы видим, европейская экономика пошла по пути создания интегрированных структур путем переноса массового производства в регионы с низкой стоимостью издержек. Такие структуры позволили организовать производственно-хозяйственные связи между их участниками на основе максимального учета взаимных интересов сторон, что привело к повышению эффективности их функционирования.

Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года

Обратимся к российской практике. 4 июня 2010 г. в День работников текстильной и легкой промышленности министр промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко в своем выступлении еще раз подчеркнул основные направления развития промышленности: курс на инновационное развитие, повышение конкурентоспособности российской продукции.

В сентябре 2009 г. был утвержден план мероприятий, согласно которому государство оказывает предприятиям отрасли поддержку через механизмы субсидирования, таможенно-тарифного регулирования и административного воздействия.

Основные мероприятия плана:

1) повышение инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности;

2) создание условий, стимулирующих улучшение снабжения отрасли материально-сырьевыми ресурсами;

3) защита внутреннего рынка от контрафактной продукции;

4) стимулирование экспорта;

5) стимулирование и развитие трудовых ресур сов [2].

С начала 2010 года в результате выполнения данных мероприятий увеличился выпуск товаров в отрасли, на 30% возрос экспорт товаров, а также в целом по отрасли средняя заработная плата повысилась на 13%.

Общая реализация Стратегии по развитию легкой промышленности до 2020 года:

– ориентирует переход экономики легкой промышленности на новую технологическую базу, за счет на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов,

– совершенствование производственной и управленческой организации отрасли.

Положения Стратегии включают в себя:

– целевые индикаторы и технико-экономические показатели, на которые будут ориентироваться при оценке результатов в этапах развития легкой промышленности России,

– перечень основных пилотных и инновационных проектов, предполагаемых к реализации в рамках инновационного сценария развития отрасли,

– меры, направленные на бесперебойную сырьевую поддержку отрасли [1].

На сегодняшний день, разработанная правительством Стратегия – это один из основных инструментов в решении проблем легкой промышленности, который призван увязать задачи экономического роста отрасли и обеспечение потребностей в качественной и доступной продукции для потребительских нужд и для технического и стратегического назначения.

Ключевые задачи, стоящие перед правительством России

Практическая реализация Стратегии позволит добиться устойчивой динамики развития отрасли и занять достойное место легкой промышленности на мировом рынке.

Ключевые задачи, стоящие перед правительством России:

– ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур на основе инновационного развития с учетом кластерного подхода;

– широкое применение лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии производства легкой промышленности, включая использование нанотехнологий и нанопродуктов;

– преодоление технологической отсталости российского производства;

– повышение производительности и улучшение условий труда, обеспечение существенного роста заработной платы;

– целенаправленная работа по повышению прозрачности процедур по ввозу продуктов легкой промышленности на территорию РФ;

– борьба с контрабандой и контрафактом, продуманная таможенно-тарифная политика. – и как результат, доведение объемов отечественной продукции отрасли в объемах не менее 50% емкости российского товарного рынка.


Страница обновлена: 17.05.2024 в 14:56:54