Anti-Crisis Programs of Supporting Innovation Activities of Small Businesses in Foreign Countries: Expertise for Russia

Гурунян Т.В.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1-1 / January, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Gurunyan T.V. Antikrizisnye programmy podderzhki innovatsionnoy deyatelnosti malogo predprinimatelstva v zarubezhnyh stranakh: opyt dlya Rossii // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 1. – S. 169-174.

Abstract:
The article analyzes the mechanisms of supporting innovation activities of small businesses that were successful in the countries with an average income level. The author believes that the use of foreign experience can enhance the competitiveness of enterprises of the Novosibirsk Region.

Keywords: small business, innovation activity, cluster policy, information support, competitiveness of enterprises, database, information space, support at the regional level



Сегодня большинство антикризисных мер, принятых в ведущих странах, направлено на стимулирование инновационной активности [1, с.10], в том числе в сфере малого предпринимательства (далее – МП).

Правительства подавляющего большинства государств рассматривают развитие национальных инновационных систем (НИС) и стимулирование инновационной активности как основу антикризисного регулирования. Кроме того, это считается необходимым условием обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности в период стабилизации.

Характерной особенностью НИС ведущих стран мира является активная государственная поддержка инновационной деятельности субъектов МП. Применяются следующие методы регулирования инновационной деятельности:

– государственные целевые программы;

– венчурное и бизнес-ангельское инвестирование;

– участие предпринимательства в распределении государственных заказов;

– система грантов и целевых субсидий;

– спонсирование инновационной деятельности через специальные фонды;

– информационная поддержка;

– создание и развитие инновационной инфраструктуры;

– налоговое стимулирование инновационной деятельности;

– льготное кредитование проектов;

– действенная система защиты прав интеллектуальной собственности;

– вовлечение субъектов МП в территориальные инновационные кластеры [2, с. 15];

– участие в наднациональных системах инновационного развития и другие меры.

Информационная поддержка малого бизнеса в Польше

Информационная поддержка МП рассматривается в экономически развитых странах как очень важная мера стимулирования инновационной деятельности. Функционируют сети консультационных услуг, информационные и обучающие центры для субъектов МП, создаются базы данных.

В странах со средним уровнем доходов (Израиль, Республика Корея, Бразилия и страны Восточной Европы) сложилась действенная система мер поддержки инновационной деятельности МП. Так, Польское агентство развития предпринимательства (ПАРП) придает важнейшее значение в регулировании инновационной деятельности МП информационному содействию.

Создаются консультационные пункты, действует сеть центров «Евро Инфо», предоставляющих информацию по вопросам внедрения новых технологических и организационных решений, хозяйственной деятельности в ЕС, норм торгового права в области интеллектуальной собственности, а также осуществляющих подбор иностранных партнеров или организаций и др.

ПАРП ведет также реестр (базу данных) хозяйствующих субъектов – национальную систему услуг для МП. В сети аккредитованы агентства регионального развития, центры поддержки бизнеса, НИИ, хозяйственные, торгово-промышленные, отраслевые и ремесленные палаты, центры инноваций и технологий, центры поддержки предпринимательства и другие организации.

Новый инструмент развития инноваций в Польше – внедрение программ ЕС «Региональные стратегии инноваций» и «Стратегия регионального инновационного и технологического развития», в которые интегрируются инструменты поддержки инновационной деятельности МП (технологические и промышленные парки, центры трансферта технологий, сеть региональных центров инноваций, национальная система услуг, кластеры) [3, с. 154]. Развитие сотрудничества между субъектами МП и научно-исследовательскими организациями в рамках кластеров способствует ускорению трансферта технологии.

Поддержка малых предприятий в Венгрии и Южной Корее

В Венгрии также осуществляется информационная поддержка МП. Действует программа «Электронная торговля как средство развития предпринимательства», в рамках которой происходит подготовка и распространение информационно-образовательных материалов, консультирование предпринимателей с целью подготовки их к работе на электронном рынке (разработка и осуществление Э-стратегии, изменение менеджмента и т.п.) [3, с. 87].

Стратегия стимулирования инновационной активности в странах Европы основывается на региональной составляющей политики поддержки предпринимательства.

Для развития инноваций в экономике очень важна поддержка экспортной деятельности. В условиях кризиса правительства многих стран приступили к применению федеральных, региональных программ поддержки для экспортеров – представителей МП. По данным совместного исследования ОЭСР и АТЭС, существует несколько направлений содействия предприятиям-экспортерам [4, с. 56]. К мерам информационного содействия относятся:

– предоставление общей информации о рынке;

– специализированный маркетинговый анализ;

– организация выставок и ярмарок за рубежом;

– сопровождение встреч

и др.

Например, в Южной Корее для МП, которые очень сильно зависят от спроса на внутреннем рынке, разработана комплексная программа поддержки SME Globalization project. В ее рамках специалисты оказывают максимально возможную помощь на всех стадиях осуществления экспортной операции, начиная с тренингов о подготовке к экспортной деятельности и заканчивая необходимым переводом разработанных пиар-материалов и поиском партнеров за рубежом.

Инновации для малого и среднего бизнеса в Новосибирской области

В условиях глобального кризиса и в период стабилизации требуется совершенствование содействия инновационной активности МП, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

В Новосибирской области существует развитая сеть поддержки инновационной деятельности МП. Предпринимателям доступны бесплатные услуги центра субконтрактации, Евроинфокорреспонденского центра, информационно-консультационных пунктов. Функционирует МУП города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства», включая бизнес-инкубатор, среди функций которого значительное место принадлежит информационной поддержке (см. рис.).

Рис. Направления деятельности МУП города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства»

По результатам выполнения исследовательского проекта «Эффективность государственной поддержки инноваций в системе малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» [5] выявлено следующее. При оценке потребности в ресурсах особую значимость для развития инновационной деятельности имеют меры информационной поддержки (особенно для субъектов МП районов области).

В составе информационных ресурсов 98% респондентов – субъектов МП на первом месте указали потребность в базе данных об инновационных разработках предприятий МП в Новосибирской области.

Субъекты МП для осуществления инновационной деятельности нуждаются в информационной поддержке. Это связано с ограниченностью финансовых и кадровых ресурсов для обращения к консалтинговым услугам по вопросам эффективной организации бизнеса, привлечения инвестиций, защите интеллектуальных прав, работы на электронном рынке, правовой и маркетинговой информации о зарубежных рынках и др.

Рекомендации по информационной поддержке инновационной деятельности

На основе результатов исследования, а также с учетом опыта стран, близких к России по уровню институционального развития, разработаны рекомендации по совершенствованию информационного пространства поддержки инновационной деятельности МП:

1) создание базы данных об инновационных разработках субъектов МП в Новосибирской области (распространение лучшей практики);

2) создание базы данных коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих информационное провождение предпринимательской деятельности (консультационные пункты, торгово-промышленные палаты, центры трансферта технологий, консалтинговые агентства, организации по сопровождению экспортных операций и др.);

3) информационное освещение вопросов кластерной политики в Новосибирской области, информации о формирующихся кластерах и возможностях участия в них субъектов МП;

4) развитие Интернет-выставок инновационных разработок предприятий МП в Новосибирской области.

Рекомендации по информационной поддержке инновационной деятельности МП предлагается включить в раздел «Развитие малого и среднего предпринимательства» плана социально-экономического развития Новосибирской области до 2013 года.

Реализация данных мероприятий будет способствовать укреплению инновационного потенциала и повышению конкурентоспособности предприятий МП, развитию региональной инновационной системы Новосибирской области.


Страница обновлена: 03.05.2024 в 17:23:30