Государственное управление инвестиционным развитием субъектов российской федерации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В работе построен интегральный индекс инвестиционного развития российских регионов. По данному показателю составлен рейтинг субъектов Российской Федерации. Выделены наиболее важные направления по улучшению инвестиционного климата со стороны государственных структур.

Ключевые слова:

инвестиции, инвестиционный климат, инновационно-инвестиционное развитие, инвестиционная политика, дифференциация, интегральный индекс, рейтинг регионов, коэффициент Джини
Цитировать публикацию:
Государственное управление инвестиционным развитием субъектов российской федерации – С. 49-57.

Gosudarstvennoe upravlenie investitsionnym razvitiem subyektov rossiyskoy federatsii. , 49-57. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В третьем тысячелетии активизация инвестиционного процесса становится одним из стратегических факторов инновационного развития и обеспечения конкурентных позиций государства. Это обусловлено тем, что инвестиции способствуют научно-техническому прогрессу и структурным изменениям в народном хозяйстве, в посткризисный период они помогают оживить экономику и создать циркуляцию финансовых потоков в стране.

Цель данной работы – выделить ключевые инициативы государственных структур по формированию инвестиционной политики исходя из построенного интегрального индекса, характеризующего инвестиционное развитие Российской Федерации в региональном разрезе.

В набор критериальных переменных при разработке индекса были включены следующие показатели: 1) доля городского населения; 2) валовой региональный продукт; 3) инвестиции в основной капитал; 4) иностранные инвестиции; 5) прямые иностранные инвестиции. В качестве источника информации использовались данные Росстата за 2008 и 2009 год [3].

В ходе исследования нами была использована следующая методика: на основании соотношения региональных и средних (расчетных) показателей каждому региону была рассчитана система баллов. Суммирование баллов позволило вычислить интегральный индекс инвестиционного развития и ранжировать регионы, т.е. составить рейтинг субъектов Российской Федерации по инвестиционному развитию их экономики (табл. 1).

Таблица 1.

Рейтинг регионов по уровню инвестиционного развития в 2009 году [1]

Регион (субъект РФ)
Ранг
Интегральный индекс
Доля в общероссийском показателе, %
Изменение ранга, 2009/2008 гг.
г. Москва
1
19,33
23,642
0
Московская область
2
4,64
5,680
0
Тюменская область
3
3,92
4,795
0
г. Санкт-Петербург
4
3,84
4,697
+1
Сахалинская область
5
2,85
3,480
-1
Ханты-Мансийский АО–Югра
6
2,08
2,547
+1
Республика Татарстан
7
1,72
2,109
+1
Краснодарский край
8
1,59
1,939
+4
Ямало-Ненецкий АО
9
1,49
1,824
+2
Свердловская область
10
1,43
1,744
-1
Челябинская область
11
1,33
1,627
-5
Ленинградская область
12
1,32
1,612
+4
Республика Саха (Якутия)
13
1,26
1,540
+19
Красноярский край
14
1,19
1,456
-4
Нижегородская область
15
1,16
1,415
-1
Калужская область
16
1,13
1,385
+6
Ростовская область
17
1,06
1,295
+2
Архангельская область
18
1,03
1,256
0
Самарская область
19
1,02
1,252
-6
Иркутская область
20
0,95
1,165
0
Республика Коми
21
0,94
1,155
+3
Республика Башкортостан
22
0,90
1,095
+1
Кемеровская область
23
0,88
1,081
-6
Пермский край
24
0,87
1,059
+3
Новосибирская область
25
0,83
1,012
+4
Ненецкий АО
26
0,80
0,982
+4
Тульская область
27
0,77
0,936
+7
Оренбургская область
28
0,76
0,925
0
Омская область
29
0,72
0,885
+4
Владимирская область
30
0,71
0,865
+6
Томская область
31
0,69
0,849
-6
Амурская область
32
0,69
0,840
+15
Приморский край
33
0,68
0,832
-12
Саратовская область
34
0,64
0,785
+4
Хабаровский край
35
0,61
0,750
+2
Волгоградская область
36
0,60
0,736
-1
Липецкая область
37
0,59
0,719
-6
Тверская область
38
0,58
0,711
+8
Новгородская область
39
0,55
0,668
+3
Белгородская область
40
0,53
0,650
-14
Воронежская область
41
0,53
0,649
+3
Ярославская область
42
0,53
0,644
-2
Ставропольский край
43
0,51
0,621
-2
Калининградская область
44
0,47
0,579
-5
Вологодская область
45
0,45
0,556
-30
Удмуртская Республика
46
0,45
0,554
+2
Алтайский край
47
0,45
0,552
+6
Мурманская область
48
0,45
0,549
-3
Кировская область
49
0,44
0,541
+1
Республика Дагестан
50
0,44
0,537
+5
Рязанская область
51
0,44
0,533
-8
Республика Карелия
52
0,44
0,532
+7
Смоленская область
53
0,40
0,492
+7
Астраханская область
54
0,39
0,482
+2
Ульяновская область
55
0,38
0,466
-4
Забайкальский край
56
0,37
0,457
-2
Чувашская Республика
57
0,37
0,452
+5
Ивановская область
58
0,36
0,439
0
Курская область
59
0,36
0,437
+2
Пензенская область
60
0,36
0,434
-3
Брянская область
61
0,33
0,402
+3
Тамбовская область
62
0,31
0,384
+1
Чукотский АО
63
0,31
0,382
нет данных за 2008 г.
Магаданская область
64
0,31
0,381
+1
Камчатский край
65
0,31
0,380
-13
Курганская область
66
0,31
0,378
+1
Республика Бурятия
67
0,29
0,352
-1
Республика Мордовия
68
0,29
0,351
+1
Республика Хакасия
69
0,28
0,347
-20
Костромская область
70
0,28
0,345
0
Псковская область
71
0,27
0,332
0
Орловская область
72
0,26
0,323
-4
Республика Северная Осетия–Алания
73
0,24
0,292
0
Еврейская АО
74
0,22
0,265
0
Республика Адыгея
75
0,21
0,260
0
Республика Тыва
76
0,17
0,207
0
Республика Алтай
77
0,10
0,117
0

Как видно из таблицы, в первой тройке изменений не произошло. Среди лидеров в улучшении позиции в рейтинге по сравнению с 2008 годом оказались Республика Саха (Якутия), Амурская и Тверская области. В наибольшей степени упал ранг развития инвестиционной деятельности в Вологодской области, Республике Хакасия и Белгородской области. Причиной такого спада согласно нашему анализу является существенное снижение вложений иностранных инвесторов в экономику данных субъектов РФ.

Что касается 6 республик (Калмыкии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни и Марий Эле), по которым не удалось провести исследование ввиду отсутствия информации об иностранных инвестициях, то можно сказать, что они весьма слабо развиты в инвестиционном плане. Значения баллов по критериальным переменным у данных регионов близки к нулю (кроме показателя доли городского населения) или существенно ниже среднестатистических показателей.

Для того чтобы получить представление о степени межрегиональной неравномерности построим кривые Лоренца и приведем значения коэффициентов Джини (G), рассчитанных применительно к критериальным показателям и интегральному индексу [2] (рис. 1).

Рис. 1. Кривые Лоренца и значения коэффициентов Джини для критериальных показателей и интегрального индекса инвестиционного развития регионов РФ

Нулевое значение коэффициент принимает в случае, если показатель является равным для всех регионов, близость же его к единице свидетельствует о высокой дифференциации. Как видно по нашему анализу, дифференциация регионов является достаточно сильной. При этом по удельным иностранным инвестициям различия между субъектами заметно более существенны.

По результатам исследования (табл. 1) можно отметить, что 80% инвестиционного потенциала России сконцентрировано в ее европейской части, несмотря на богатство ресурсов Уральского, Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов. Данная ситуация создает серьезную угрозу перспективному развитию восточных регионов [2].

Следовательно, описанное распределение инвестиционного развития будет притягивать средства лишь в отдельные районы России, отличающиеся устойчивым инвестиционным климатом. Наибольшие шансы в модернизационных трансформациях получают Центральная, Северо-Западная, Южная, Северо-Кавказская (в результате стабилизации социально-экономической ситуации), а также Приволжская зоны. Напротив, другие три округа, могут оказаться за бортом модернизации, что в перспективе грозит постепенным переходом от линейно-узлового к очаговому принципу территориального развития экономики России [2].

Таким образом, в этих условиях необходима грамотная инвестиционная политика в восточных и некоторых северных регионах (Вологодской и Псковской областях, Республике Карелия), предусматривающая сохранение существующих и создание новых инфраструктурных систем, а также точек и зон приоритетного развития (свободных экономических зон) [2], для того, чтобы относительно равномерно распределить инвестиционный потенциал по всем субъектам Российской Федерации.

Обобщенно можно выделить следующие наиболее важные мероприятия со стороны государства по улучшению инвестиционного климата в регионах (по убыванию значимости) [1, с. 7]:

1) сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов (упрощение процедур получения разрешений на строительство);

2) борьба с коррупцией, т.к. именно коррупцию эксперты по-прежнему считают самым основным сдерживающим фактором для привлечения иностранных инвестиций в Россию;

3) меры налоговой политики, направленные на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики (например, оптимизация возмещения НДС; освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения; отдельный налоговый режим для реализации крупных инновационных проектов в высокотехнологичных отраслях и для малых инновационных компаний; освобождение «бизнес-ангелов», вкладывающих средства в инновационные компании, от налогообложения доходов, полученных в результате продажи акций инновационных компаний и т.п.);

4) смягчение требований / процессов к получению налоговых льгот;

5) облегчение доступа организаций к финансово-кредитным ресурсам через снижение процентных ставок и смягчение требований к гарантийному обеспечению кредитов (по легкости доступа к финансированию Россия пока находится на уровне Ирана, Исландии и Греции);

6) продолжение финансирования приоритетных для федеральных округов инвестиционных проектов из Инвестфонда РФ, кредитование эффективных проектов Внешэкономбанком и другими банками с участием государства. В 2011 году объем инвестиций Инвестфонда, направляемых на поддержку инвестиционных проектов посредством создания объектов инфраструктуры, без которых эти проекты не могут быть реализованы, составит более 63,8 млрд. рублей, в 2012 г. – 65,5 млрд.

7) упрощение миграционного режима для высококвалифицированных сотрудников и при реализации крупных инновационных проектов (сейчас же существуют квоты на выдачу разрешений на работу, квоты на выдачу приглашений на въезд, визы действуют только 1 год);

8) предоставление гарантий о неприменении в течение сроков окупаемости проектов к их деятельности изменений законодательства, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки и ухудшению режима в отношении осуществления капиталовложений и многое другое.

[1] Расчеты автора

[2] Расчеты автора



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. О мерах по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации. URL: http://www.moderniz.ru/_ld/0/7_investclimat.pdf.
2. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2008–2009 гг. // Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА»: сайт. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2009/.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.