Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: актуальные проблемы и перспективы

Афанасьева Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Афанасьева Ю.А. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: актуальные проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 12. – С. 7-12.

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением авторского права на различные научно-технические разработки в экономике России. К сожалению, в настоящее время из-за отсутствия средств многие российские предприятия резко сократили свои технологические программы. В ряде случаев происходит утечка конструкторских разработок за рубеж, и авторы теряют все права на собственное изобретение. Автор рассматривает вопросы, связанные с созданием надежной законодательной базы для защиты интеллектуальной собственности. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных технологий на мировом рынке, позволит предприятиям наладить инновационную деятельность и тем самым за счет экспорта прорывных ноу-хау укрепить позиции России на мировом рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность, Россия, интеллектуальная собственность, авторское право, мировая экономика, ноу-хау



В современных условиях, характеризующихся глобальной конкуренцией на все более интегрирующихся мировых рынках, динамизм, устойчивость и масштабность инновационного технологического развития превратились для любой страны в решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения экономического роста. Характерными чертами современного экономического роста выступают научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства. В развитых странах на долю знаний, реализуемых в новых технологиях и оборудовании, приходится от 80% до 95% прироста ВВП. [1]

Мировое экономическое пространство давно стало единым полем, на котором выигрывает тот, кто быстрее внедряет новые идеи, изобретения и технологии. Способность государства создавать новые технологии и использовать их в своей экономической жизни в условиях роста глобальной конкуренции и развития науки и технологий в мире рассматривается как главный фактор, определяющий перспективу процветания государства в XXI веке. В условиях глобализации ставка делается на развитие прорывных технологий.

Для России обеспечение инновационного характера технологического развития имеет особое значение. Только на этом пути возможно ускоренное создание новой технологической базы, производство конкурентоспособных товаров и выход на уровень устойчивого экономического роста.

В настоящее время инновационная сфера в России переживает кризис. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники. Когда же страна встала на путь рыночных реформ, научно-техническая сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях. Технологические сдвиги приобрели явно регрессивный характер, выразившийся в деградации технологической структуры российской экономики. В результате большинство современных высокотехнологических производств практически свернуто, происходит их вытеснение с внутреннего рынка зарубежными аналогами.

Сложившееся к началу реформ технологическое отставание предприятий промышленности от мирового уровня в целом постоянно увеличивается. Происходит это из-за крайне низкой инновационной активности в реальном секторе экономики и вследствие того, что сокращено государственное финансирование науки. Так, в России в настоящее время только 4-5% промышленных предприятий развивают и внедряют инновационные разработки [2], в то время как в США этот показатель превышает 35%. В перспективе данная ситуация чревата возникновением технологической зависимости России от стран-экспортеров технологий, полным подавлением российского научно-технического комплекса, и, как следствие, – экономически невыгодным положением в мировом разделении труда.

Раньше государство тратило на науку около 2,5-3% ВВП, в настоящее время – всего 0,4-0,5%. Но проблема состоит еще и в том, что ВВП в России уменьшился примерно в 10 раз. Таким образом, общий объем вложений в науку сократился в 50 раз. За последние десять лет число научных сотрудников в стране сократилось почти в четыре раза: с 3млн. до 800тыс. человек. [3] Поэтому на сегодняшний день очень важно, чтобы государство проводило политику, направленную на стимулирование инновационной активности и усиление научно-технического потенциала.

Для развития инновационного бизнеса в России в первую очередь необходимо изменить отношение общества к объектам интеллектуальной собственности. Ведущая роль в этом должна принадлежать государству. Мировая практика свидетельствует о том, что основными задачами государственного управления интеллектуальной собственностью являются реализация научно-технических разработок в массовом производстве, гармонизация отношений между государством, бизнесом и наукой в интересах развития высоких технологий и национальной экономики, стимулирование коммерческого использования результатов НИОКР, созданных за счет государственного бюджета. Смысл государственной политики в области интеллектуальной собственности заключается в актуализации имеющихся возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

По различным оценкам общая стоимость российской интеллектуальной собственности составляет примерно 400 млрд. долларов. Государству принадлежит до 90% интеллектуальной собственности (в виде патентов). В настоящее время оно пытается корректировать итоги приватизации, обосновывая это тем, что стоимость нематериальных активов не была включена в стоимость предприятия.

Подобное отношение государства к новым технологиям не только не содействует повышению интереса к инновационному бизнесу, но и вызывает негодование производителей и предпринимателей, которые стремятся внедрять государственную интеллектуальную собственность.

Почему же государство до сих пор не перешло на общепринятые мировые стандарты владения, пользования и управления интеллектуальной собственностью? Причина заключается в том, что правовая основа применения значительного числа “заимствованных” технологий, используемых в российской экономике, противоречит мировой практике их защиты. Переход на общепринятые стандарты защиты интеллектуальной собственности сделал бы незаконным использование “заимствованных” технологий. В результате предприятия были бы вынуждены платить значительные суммы за право пользования этими технологиями.

Для оптимизации управления своей собственностью государству целесообразно выделить несколько направлений в инновационном бизнесе, на которых оно бы сосредоточило свои усилия. Учитывая государственные интересы, этими направлениями могут стать развитие военно-промышленного комплекса, энергетики, биотехнологий, информационных технологий. В других областях государству совместно с негосударственным сектором необходимо разработать взаимовыгодный механизм передачи государственной интеллектуальной собственности в частное коммерческое использование.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем, связанных с использованием интеллектуальной собственности, является теневой экспорт технологий. По официальным данным Россия импортирует в 5 раз больше интеллектуальной собственности, чем экспортирует [4]. По оценкам же экспертов “неучтенный” экспорт технологий достигает 50-60% всего экспорта интеллектуальной собственности. [5] С учетом того, что показатели роста числа новых разработок в постперестроечный период были низкими, возникает опасность исчерпания национального запаса коммерчески привлекательных инноваций.

Недостаточность финансирования новых разработок, трудности, связанные с налаживанием производства в России, отсутствие профессиональных менеджеров – вот те причины, по которым происходит вывоз отечественных инноваций. Многие компании, занимающиеся разработкой новых технологий, в настоящее время отдают предпочтение зарубежному патентованию и предоставлению лицензий на производство продукции иностранным компаниям. Российские компании в данной ситуации получает 7-10% от прибыли, возможной в случае внедрения инновационных решений в производство. Как правило, патентование за рубежом происходит с нарушениями Патентного закона РФ. Так, например, из 500 патентов, выданны [6]х за период с 1993 по 1997 годы в Америке, более половины поданы с нарушением российского законодательства, причем 93% заявок подавались непосредственно в ведомство по патентам и товарным знакам США.

Тематический охват патентования российских разработок за рубежом чрезвычайно широк. Особое беспокойство вызывает тот факт, что патентование происходит в таких важнейших областях как электроника, медицина, волоконно-оптическая и лазерная техника. Даже беглое ознакомление с запатентованными решениями показывает, что практически все они были выполнены за счет государственного финансирования.

Вследствие зарубежного патентования российская экономика лишается 90-95% от возможной прибыли, которую получают те страны, где существуют эффективные механизмы - экономические и правовые – для реализации новых технологий.

В результате невостребованности интеллектуальной собственности и интеллектуальных ресурсов в России имеет место массовая утечка умов, ежегодные потери от которой составляют 50-60 млрд. долларов.

Основным фактором инновационного развития в условиях рыночной экономики является наличие частной собственности, в том числе на финансовые и нематериальные ресурсы. Исходным инструментом регулирования конкурентных отношений в наукоемкой сфере является интеллектуальная собственность. Государство посредством правового регулирования правоотношений в области интеллектуальной собственности может способствовать развитию инновационного бизнеса. Рост инновационной активности в России подразумевает наличие четкой законодательной базы с преобладанием нормативной составляющей: договоры, лицензии, авторские и смежные права и т.д.

Проблема заключается в том, что до сих пор нет единого нормативно-правового акта, регулирующего инновационную деятельность, непосредственно связанную с производством интеллектуального продукта, а само определение этого вида деятельности содержится в документах, принятых еще в начале 90-х годов. Большие надежды сегодня возлагаются на принятие федерального закона “Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике”.

[1] Глазьев С. Переход к инновационной экономике - условие будущего развития России // Деловая жизнь - №№9,10 - 2000, стр.21.

[2] По данным Госкомстата, в конце 80-х годов разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 60-70% промышленных предприятий

[3] Коммерсант. – 2001. - 28 сент.

[4] Источник: Российское статистическое агентство, 2000г.

[5]Аналитическая записка к конференции “Инновационный бизнес в России”. - М., “Независимая Аналитическая Консалтинговая Группа”, 2001. - С. 31.

[6]


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:02:47