Притворова Татьяна Петровна – д.э.н., профессор (Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза)
Петренко Елена Степановна – д.э.н., доцент (Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза)
Аяганова М.П. – студент PhD (Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза)
В статье рассматриваются вопросы типирования основных бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве, для идентификации типов и стратегического анализа действующих в Казахстане организаций. За основу бизнес-модели взята структура, предложенная О. Грассманом, которая выделяет четыре элемента формирования экономической ценности: предложение, целевые потребители, цепочка и ресурсы для создания стоимости, механизм извлечения дохода от деятельности. Нами предложен подход, который соединяет эту бизнес-схему и инклюзивный подход к социальному предпринимательству, что позволяет определить профиль социальной компоненты на фоне базовой экономической модели. На основе этой методологии нами определены пять типичных моделей и описано содержание их элементов с учетом произведения экономической ценности и социального эффекта. Применение метода кейс-анализа к 21 организации социального предпринимательства позволило выявить типы применяемых ими бизнес-моделей и провести их стратегический анализ с определением основных проблем и возможностей долгосрочного развития. Результаты исследования дают основание выделить ряд особенностей у организаций, появившихся на базе некоммерческого сектора и организаций, которые изначально создавались под бизнес-проект.
Основные тезисы:
• успешная деятельность, приносящая доход, выявлена у некоммерческих организаций в сфере специальных услуг для инвалидов (всех возрастов) и пожилых людей, услуг профессионального спорта для детей
• наименее проработанными являются бизнес-модели с отдельным производственным подразделением
• общей слабой чертой бизнес-моделей этих организаций является стремление максимально диверсифицировать ценностное предложение товаров и услуг при нечетком позиционировании своих конкретных преимуществ и отсутствии положительных примеров и отзывов
• условиями для повышения хозяйственной самостоятельности субъектов некоммерческого сектора в долгосрочной перспективе будут предоставление новых ресурсных возможностей в рамках партнерства внутри сектора (с профсоюзами, партиями) и с другими секторами, а также совершенствование нормативно-правовых условий для стимулирования социального предпринимательства
Tel : +7 495 648 6241
Fax : +7 495 648 6241
E-mail : info@idbg.ru
Address : 101000, Москва. ул. Мясницкая, д. 13, стр. 2
Сейчас у нас проходит акция - издание научной монографии стоит всего 15 т.р.
Подробнее