Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики

Сиразетдинов Р.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать:
Сиразетдинов Р.М. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 45-48.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15246998
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На сегодняшний день актуальным вопросом является становление инновационной экономики. В рамках этого рассмотрена нынешняя ситуация в инновационной сфере, обозначены имеющиеся проблемы, степень государственного влияния, перспективы инновационного развития. Сделан вывод о том, что целесообразно обратить внимание на адекватность национальной модели поддержки инновационного развития, а также необходима разработка конкретной стратегии инновационного развития в привязке к конкретным проектам, отраслям.

Ключевые слова: экономический рост, инновационная активность, инновационная экономика, инновационное развитие, государственная политика, стратегия инновационного развития, институт поддержки инновационной деятельности



Стратегическим направлением увеличения конкурентоспособности нашей страны является переход от экономики, которая базируется на эксплуатации природных богатств, к экономике, основанной на инновационном развитии. Инновационная экономика должна быть построена на использовании человеческого интеллектуального капитала и высоких технологий.

Ныне расходы государства на инновации и науку составляют в среднем 2%. Частные инвестиции находятся в среднем на уровне 0,5% от ВВП. Если сравнивать аналогичный показатель в Китае, то он равен 9% от ВВП, в США – 5%. А совокупные же расходы на инновационное развитие в этих странах составляют более 10%.

Российская Федерация уступает большинству стран по уровню инновационной активности и технологического развития.

Анализ сложившейся ситуации в экономике свидетельствует о необходимости разработки стратегии инновационного развития экономики. Насыщение инновационной активности – важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Что мешает инновациям?

Инновационное развитие промышленности сталкивается с рядом проблем. Одной из проблем видится мотивация промышленников. В секторе промышленного производства инновации незначительны. Их вклад, по мнению экспертов, составляет около 7%.

Также к проблеме инновационного развития следует отнести низкое предложение инновационных разработок, готовых к внедрению в рамках страны. Практически весь спрос предприятий удовлетворяется за счет импорта. Необходимым видится развитие приоритетных направлений в области инноваций за счет экономического роста. В связи с мировым финансовым кризисом экономический рост относится к разряду макроэкономических проблем.

Следует отметить, что проблема небольшого спроса экономики на инновации связана с состоянием конкуренции в стране. В России наблюдается высокая степень монополизированности промышленности.

Вопрос о роли государства в стимулировании экономического роста - один из важнейших. Наиболее трудной задачей является определение степени воздействия государства на экономику. Государство выступает как важнейший стимулятор экономического роста. Однако с точки зрения участия государства в отраслях промышленности, а оно представляет доминирующую роль, ситуация приобретает иной ракурс. В связи с экономическим кризисом и сопутствующими ему неплатежами наблюдается увеличение доли государства в капитале предприятий различных отраслей. В этом аспекте административный ресурс выходит на первый план, отодвигая технологические новации на второй.

Можно выделить несколько вариантов степени влияния государства на экономику.

К первому варианту можно отнести те страны, где преобладает роль государства в управлении (Япония, Франция). Ко второму варианту относятся страны с приоритетным влиянием рыночных механизмов (Англия и США). В третьей группе стран преобладает низкая степень государственного регулирования в сочетании с развитыми рыночными отношениями.

В этом аспекте важную роль играет и социальная политика государства. Эффективные собственники предприятий нацелены на рост производительности труда. В этом плане государственная политика направлена на сохранение и приумножение рабочих мест на предприятиях. Негативным последствием может стать снижение мотивации к инновациям. Здесь необходимо нахождение наиболее оптимального сочетания.

Проведенный анализ показывает, что частные предприятия более мотивированы к инновационным разработкам, чем предприятия с большой долей участия государства в капитале.

В области инновационного воздействия государство может влиять напрямую либо косвенными методами. Выбор степени воздействия зависит от текущей ситуации в экономике.

В стране пока не создано значимых налоговых и тарифных стимулов для предприятий по инвестированию в научные и опытно-конструкторские разработки. Представляет интерес также внедрение системы компенсации части затрат по внедрению инновационных технологий и разработок.

Инновационная практика

Получить необходимый оборотный капитал в современных рыночных реалиях без специальных мер поддержки является достаточно проблематичным мероприятием. В качестве выхода предлагается объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную деятельность.

К положительным моментам такого симбиоза можно отнести повышение заинтересованности всех участников проекта в успешном осуществлении этапов единого инновационно-инвестиционного цикла.

Важным моментом является создание стимулов и благоприятной среды для инновационной деятельности. Известен факт, что стимулом к любому виду предпринимательской деятельности, в том числе инновационному, является уровень налогообложения.

Следует обратить внимание на зарубежные традиционные институты поддержки инновационной деятельности. Финансирование инвестиционных и инновационных проектов из венчурных фондов в настоящее время уже применяется, но не имеет такого широкого распространения, как во многих зарубежных странах. Весьма перспективным направлением является и бизнес-ангельское инвестирование. Количество реально действующих бизнес-ангелов и венчурных фондов находится на очень низком уровне и отстает во много раз от показателей развитых стран.

Венчурный капитал обозначает рисковые капиталовложения. Потребность в финансировании инновационных предприятий обуславливает рисковое вложение капитала. Венчурные фонды инвестируют средства в проекты со значительной степенью риска, ожидая высокой доходности. Как правило, это проекты в области высоких технологий и научных разработок. Следует отметить, что не все проекты являются успешными, но уровень дохода, обеспечиваемый удачными проектами, окупает возникшие убытки.

В Татарстане создана государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» в целях реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы и поддержки внедрения инноваций в производство.

В инвестиционной сфере бизнес-ангел – это инвестор, вкладывающий средства в проект с целью получения коммерческой прибыли. В обмен на финансирование он получает значительную долю в компании. Следует отметить, что данное инвестирование осуществляется в высоко рисковые, прежде всего в инновационные проекты ранних стадий, при этом объем инвестиций в один проект, как правило, не превышает 1 миллион долларов. Различие между венчурным фондом и бизнес-ангелами состоит в том, что для венчурных фондов существуют формальные требования на прибыльность и риск проектов, которые управляющие компании вынуждены выполнять для привлечения капиталов широкого круга инвесторов; бизнес-ангелы, напротив, рискуя лишь «своим» капиталом или объединяясь между собой, абсолютно свободны в своих действиях, а управление компанией носит неформальный характер.

Главным препятствием на пути развития бизнес-ангелов в Республике Татарстан является наличие альтернативных источников привлечения инвестиций: недвижимость, акции сырьевых компаний, финансовый сектор. Однако у бизнес-ангелов есть перспективы для финансирования высоко рискованных инновационных и весьма прибыльных проектов.

Россия в мировых рейтингах инновационного развития занимает места в лучшем случае средние. Одной из главных причин является качество институциональной среды и государственных институтов. Все те факторы, что критичны для осуществления стандартного бизнеса, еще более значимы для инновационных проектов.

Следует отметить, что в современных условиях конкурентным преимуществом будет обладать тот, у кого наиболее качественная и развитая инфраструктура инноваций.

Существуют внутренние и внешние мотивы инновационной активности. К внутренним мотивам следует отнести необходимость замены устаревшего технологического оборудования и стремление к реализации творческого потенциала сотрудников предприятия. К внешним мотивам можно отнести конкуренцию предприятий. Однако в условиях монополизма крупных предприятий имеет место консерватизм мышления по отношению к инновациям.

Вывод

В настоящий момент времени целесообразно обратить внимание на адекватность российской национальной модели поддержки инновационного развития, а также необходима разработка стратегии такого развития в привязке к конкретным отраслям, проектам.


Источники:

1. Прогнозирование тенденций инновационного развития хозяйствующих субъектов Магаданской области: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук // www.mirrabot.com.
2. Столяров Б. Инновации в промышленность // Ведомости, 15 июля 2010 г.
3. Иванова Р.М. Формирование стратегии развития инновационной экономики на основе активизации инвестиционной деятельности: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - 2009.
4. Озорнин П.Н. Влияние научно-технического прогресса на развитие мировой экономики: реферат. – Екатеринбург: 2002.

Страница обновлена: 26.04.2024 в 00:58:47