Потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления

Чаплина А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (43), Июль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чаплина А.Н. Потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 7. – С. 61-66.

Аннотация:
Устойчивое развитие потребительского рынка для городского населения в современных условиях осуществимо в наиболее полной мере с позиций предлагаемой нами новой управленческой парадигмы, ориентированной на создание человеческого потенциала, который имеет принципиально новые ценностные установки, обладает стратегическим и креативным мышлением.

Ключевые слова: город, экономика города, городское население

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Устойчивое развитие потребительского рынка для городского населения в современных условиях осуществимо в наиболее полной мере с позиций предлагаемой нами новой управленческой парадигмы, ориентированной на создание человеческого потенциала, который имеет принципиально новые ценностные установки, обладает стратегическим и креативным мышлением.

Управление потребительским рынком (ПР) для городского населения невозможно без четкого определения сущности категории «потребительский рынок». Поэтому были исследованы основные подходы к определению «потребительский рынок» и дано то толкование, которое, на наш взгляд, наиболее верно отражает его экономическую сущность как объекта экономических исследований и управления.

Потребительский рынок – это подсистема социально-ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Интеграционный потенциал ПР формируют:

‑ человеческий фактор;

‑ субъекты хозяйствования, создающие как материальные товары, так и нематериальные (социально-культурные) услуги, обеспечивающие поддержку и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие человека.

При этом системообразующими блоками и компонентами ПР являются элементы инфраструктуры рынка: финансово-кредитный, информационно-коммуникационный и другие.

Экономическая сущность потребительского рынка как объекта управления заключается в том, что он входит в систему «потребления», отражает процесс удовлетворения потребностей человека в товарах и услугах, участвует в развитии обмена, в формировании и постоянном развитии товарного обращения.

На основании исследования различных точек зрения о процессах возникновения и формирования ПР выделены существующие подходы к теоретическим проблемам управления. Одни ученые связывают их с общим развитием рыночной экономики, другие – с возникновением и развитием городов и крупных поселений, третьи - с действием закона спроса и предложения. Все эти направления едины в одном: ПР рассматривается как объект управления.

Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра и создания нового поколения классификаций, ориентированных на развитие рыночной экономики, и, в частности, такой подсистемы, как потребительский рынок. В этой связи, ПР как объект управления, на наш взгляд, образуют следующие объективно взаимодействующие подсистемы:

‑ субъекты хозяйствования;

‑ секторы инфраструктуры рынка;

‑ население конкретной территории (город).

Таким образом, создается возможность и необходимость изучать ПР, в целом, как открытую систему, ориентируя менеджмент на обеспечение выполнения единой цели ‑ формирования человеческого потенциала.

Графически сущность потребительского рынка как объекта управления подсистемы города, обеспечивающего познание и реализацию товаров и услуг на практике, представлена на рис. 1. Исходя из сформулированных понятий, приведем описание методологических подходов к управления потребительским рынком для городского населения.

Основными субъектами хозяйствования на потребительском рынке (СХПР) выступают организации, предприятия (юридические лица) и отдельные предприниматели (физические лица). В монографии автора «Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения» дается классификация СХПР: по формам создания и функционирования (индивидуальные, партнерские и корпоративные) с учетом итогов реструктуризации и освоения рыночных технологий (например, «новые организации» - бизнес-организации, созданные с 1989 по 1991 гг.).

Рассматривая потребительский рынок как объект экономических исследований и управления, выделим ряд черт, которые вызывают необходимость формирования характерной для него системы управления. К таким чертам следует отнести следующее:

во-первых, ПР отражает создание потребительских ценностей в национальной экономике;

во-вторых, ПР обеспечивает денежное обращение в стране, т.к. денежные средства, в своей основной массе, начинают движение именно в этом секторе национального рынка;

в-третьих, ПР является «инкубатором» новых рабочих мест, что чрезвычайно важно в условиях реструктуризации российской экономики;

в-четвертых, субъектами хозяйствования ПР часто выступают предприятия (бизнес-организации);

в-пятых, ПР оказывает прямое и косвенное влияние на состояние и развитие других рынков городской экономики.

Рассмотрим управленческие решения для ПР городского населения.

Крупные города — это особые таксономические (сложно организованные) единицы с четко выделенными границами, которые определяются административно-территориальным устройством страны. Будучи центрами регионов областного (краевого) уровня, они развиваются как единые с областью (краем) социально-экономические комплексы.

Опыт зарубежных стран (США, Германии, Японии, Швеции, Китая, Дании, Нидерландов и др.) по формированию и развитию системы управления потребительским рынком говорит о возможности выделения некоторых созидательных направлений в решении этой важной для нашей национальной экономики задачи. Потребительский рынок во всех странах рассматривается как главный актив рыночной экономики. Как объект управления, потребительский рынок сам по себе не является дотационной системой, но нуждается в постоянной поддержке государства. Стратегическое управление выступает как один из приоритетных элементов менеджмента в создании адекватной системы управления ПР (СУПР) и т.д.

Парадигматические изменения в управлении социально-экономическими системами побуждают использовать в исследовании управленческих отношений ПР нетрадиционные подходы. Принципиально новый подход в исследовании поведения в таких системах, как ПР, был сформирован на основе теории синергии, которая, как общая теория самоорганизации, предопределяет следующее: во-первых, происходящие в мире изменения есть закономерный процесс перехода от хаотичной организации к упорядоченной и наоборот; во-вторых, «синергизм является одной из основных компонент товарно-рыночных стратегий фирм». (И.Ансофф).

Сегодня существует необходимость и имеется возможность по-новому описывать состояние ПР как социально-экономической системы, введя термин «нормальное состояние», заменяющий понятие «социально-экономическое равновесие». Под нормальным состоянием понимается не просто среднее из всех характеристик процесса за определенный период времени, а такой механизм регулирования, который в случае колебания может вновь возвращать систему в ее нормальное состояние. Этот подход используется для развития методологии и системы методов управления ПР для городского населения, где главным отличием является ориентация СУПР не на равновесие состояния рынка, а на равновесие интеграции стремлений различных групп и слоев населения, а также отдельных индивидуумов к максимальному благосостоянию.

Желаемый уровень качества жизни населения города достигается при условии интеграции мотивов, интересов, ценностей и стремлений всех слоев и групп населения к благополучию, координируемой адекватной структурой муниципального управления. Применительно к СУПР для городского населения, в порядке постановки и обсуждения, автором сформулированы следующие гипотезы:

Гипотеза 1. Существующая общая тенденция роста реального потребления в странах с рыночной экономикой не устраняет проблемы дифицита товаров и услуг.

Гипотеза 2. Определяя дефицит товаров и услуг как показатель нормального состояния ПР города, мы исходим из того,что на каждом этапе экономического развития повышается уровень требований к потребительским ценностям и создаются как новые потребности, так и новые продукты.

Гипотеза 3. Высокий экономический потенциал национальной экономики способствует повышению требований к качеству жизни по всему спектру потребностей городского населения.

Гипотеза 4 Таким образом, поиск путей формирования концепции системы управления ПР для городского населения, по мнению автора, принципиально важно основывать на синергетическом представлении ПР как объекта управления. Предлагаемая концепция СУПР, в первую очередь, направлена на решение приоритетных и основополагающих проблем, влияние которых значимо для развития потребительского рынка города.

Переход к рыночным условиям хозяйствования требует адекватного сочетания государственного регулирования и механизма развития бизнес-процессов в системе муниципального управления ПР.

Таким образом, поиск путей формирования концепции системы управления ПР для городского населения, по мнению автора, принципиально важно основывать на синергетическом представлении ПР как объекта управления. Предлагаемая концепция СУПР, прежде всего, направлена на решение приоритетных и основополагающих проблем, влияние которых значимо для развития потребительского рынка любого города или района.

Продолжение следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:45