Reformation of the Russian power industry in the modern market conditions

Комиссарова М.А.1, Сторожук И.Н.1
1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 15 (August, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Komissarova M.A., Storozhuk I.N. Voprosy reformirovaniya energeticheskogo sektora Rossii v sovremennyh usloviyakh rynka // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2015. – Tom 16. – № 15. – S. 2375-2382. – doi: 10.18334/rp.16.15.559.

Abstract:

This work discusses the following tasks: firstly, the necessity of assessment of the laws and regulations that regulate the relationships in the fuel-power sector; secondly, the definition of the directions for the industrial policy aimed at improving the current situation in the industry. The article analyzes these reforms and reviews some directions of the activity in the sphere of regulation of the relations between power industry companies. 

Keywords: power industry, regulation, restructuring



Введение

Россия инициировала масштабную программу реформирования нормативно-правовой базы, включающую наиболее важные составляющие своего энергетического рынка; а именно, производство и транспортировку электричества, добычу и транспортировку природного газа, нефти, их сжижение и переработку, добычу угля. Программа реформ предусматривает приватизацию, либерализацию, а также коренную перестройку всего топливно-энергетического сектора экономики.

Реформа РАО «ЕЭС России» началась еще в декабре 1999 года. В результате разработанной концепции процесс реструктурного преобразования и приватизации электроэнергетического сектора подразумевал разъединение энергохолдинга на компании, осуществляющие деятельность в различных сферах энергогенерации и энергораспределения в том числе: генерацией, передачей и сбытом электроэнергии (ожидалось произвести структурное слияние генерирующих компаний (ОГК), территориальных генерирующих компаний (ТГК) и межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)). Для обеспечения бесперебойной работы предприятий анализируемой отрасли необходимо постоянное обновление энергообъектов, строительство новых или значительная модернизация старых объектов.

В реализуемой реформе с точки зрения технологии важно разделение АО-энерго по функциональному признаку: появление в регионах генерирующих, сетевых, сбытовых компаний с последующей межрегиональной интеграцией. На базе предприятий, производящих элетро- и тепловую энергию, в свою очередь, – оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК, ТГК), а сетевые должны быть созданы активами ведущих к созданию межрегиональных сетевых компаний. Распределительные сети в настоящее время относятся к МРСК, а магистральные энерго-сети, консолидирующие субъекты федерации – в Федеральную сетевую компанию.

Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Его достижение возможно путем внедрения мероприятий по сбережению ресурсов и всех видов энергии; благовременному переходу к новым технологическим разработкам, технологическим процессам, базирующимся на использовании и распространении наиболее эффективных и инновационных идей и разработок, при помощи внедрения оптимизационных процессов управления; снижения потерь при транспортировке энергии; использованием международного опыта (Васильев, 2004; Васильев, 2007; Ершов, 2011; Зеленкова, 2011; Израэль, Лиознов, Расновский, 2008; Костицына, Костицына, 2012; Реформирование энергетики: мнения экспертов, 2013; Barton, Onselen, 2003; Gunn, 1997a; Gunn, 1997b; Habtetsion, Tsighe, 2007; Ibarra-Yunez, 2015; Jaccard, Yushi, 2001; Kozulj, Sbroiavacca, 2004; Pashechko, 2013; Patlitzianas, Doukas, Kagiannas, Askounis, 2006; Ruiz-Mendoza, Sheinbaum-Pardo, 2010) и другими мерами. Внедрение данного вида мероприятий позволит не только снизить издержки и затраты на производство и транспортировку, но и приведет к повышению конкурентоспособности предприятий данного сектора, что будет способствовать повышению устойчивости всего ТЭК, эффективности инвестиций на введение в эксплуатацию дополнительных мощностей, а также будет способствовать росту данной отрасли экономики и завоеванию новых рынков сбыта своей продукции за счет снижения технологических ограничений.

Все это создаст предпосылки для удовлетворения нужд внутреннего потребительского рынка путем создания экономически обоснованного снабженческого потока поставки тепло- и электро- энергии. Перспективные уровни производства электро- и теплоэнергии должны быть определены на основе расчета ожидаемого внутреннего спроса, что в перспективе позволит существенно увеличить спрос на первичные топливно-энергетические ресурсы. Тем не менее, на значительный рост потребления электроэнергии оказывают существенное влияние стратегии социально-экономического развития каждого субъекта, в результате чего в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском регионе этот рост будет существенно выше, чем средние темпы по России, однако принятая стратегия развития страны до 2020 года подразумевает одновременное значительное повышение спроса на данные виды продукции в Западно-Сибирском и Дальневосточном регионе, а также Республики Крым. При изучении перспектив развития топливно-энергетического комплекса России в разрезе энергетического сектора необходимо учитывать следующие тенденции:

- наблюдается изменение центров электропотребления в стране, проявляющееся в росте спроса на электрическую и тепловую энергию в южных регионах страны и в городах вновь присоединенных субъектов России;

- значительное увеличение сезонных и суточных нагрузок в объединенной энергетической системе России, связанных с климатическими изменениями.

К числу основных проблем в данной отрасли относятся:

- недостаток мощностей генерирующих и распределительно-сетевых предприятий в ряде субъектах страны;

- отсутствие эффективной организации генерирующих мощностей, проявляющееся в недостатке пиковой генерации энергии современных электростанций;

- снижение уровня эффективного снабжения электроэнергией, обусловленное значительной степенью износа основных производственных фондов и, как следствие, снижение государственных и сторонних инвестиций, направленных на модернизацию и замену оборудования;

- существенный технологический разрыв в создании и освоении современных инновационных технологий, направленных на развитие эффективности использования экологически чистых газовых, угольно-газовых, тепловых и электросетевых технологий;

- очень низкий уровень эффективности данной отрасли в разрезе энерго-генерирующей и экономико-технологической составляющей (падение значений КПД (коэффициента полезного действия) основных гидро-, тепло- и атомных электростанций, рост потерь электроэнергии в процессе транспортировки и передачи);

- значительная доля природного газа, как основного топлива для производства энергии;

- отсутствие экономически сформированного, целостного рынка тепловой и электрической энергии при снижающихся мощностях и пр.

В рамках разработанной концепции развития электроэнергетического комплекса России стратегическими целями являются:

- повышение безопасности страны и субъектов в области энергетического обеспечения;

- обеспечение потребностей предприятий, организаций, населения и экономики страны в целом в тепловой и электрической энергии по экономически обоснованным ценам, способствующим повышению показателей окупаемости инвестиционных вложений в электроэнергетическую отрасль.

Для достижения стратегических целей развития энергетической отрасли необходимо решить следующие задачи:

- осуществить эффективное и полноценное развитие генерирующих и распределительных мощностей предприятий, способствующих поддержанию необходимого уровня поставки тепловой и электрической энергии как в масштабах страны в целом, так и отдельных ее субъектах;

- разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие объединенной совокупной энергетической системы страны, путем слияния и поглощения изолированных неэффективных энергосистем с более конкурентоспособными и экономическо- и инвестиционно-привлекательными;

- обеспечить полную замену или модернизацию основных производственных фондов в электроэнергетическом секторе за счет внедрения инновационных технологий сетей, строительства новых или реконструкции старых предприятий и распределительных сетей, с целью повышения энергобезопасности страны;

- развитие розничных рынков страны и повышение конкуренции в отношениях на внутренних рынках эклектической и тепловой энергии, обеспечение прозрачности и обоснованности в области политики ценообразования и тарифов на данные товары и услуги;

- способствование развитию атомного, возобновляемого и когнитивного производства электрической энергии (включая гидро-, паро- и угольную энергетику), направленному уменьшению доли природного газа в производстве, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

- расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли и т.д.

Как упоминалось ранее, необходимо организовать новый субъект управления, который позволит регулировать рынок электро- и теплоэнергии, осуществляющий ряд функций, включающих в себя:

- установление и поддержание новой системы лицензирования,

- подготовка и принятие подзаконных актов, позволяющих сделать систему более прозрачной в области регулирования правоотношений всех субъектов энергетического рынка,

- определение прав клиентов естественных монополий в течение длительного периода времени,

- регулирование тарифов по передаче и распределению электроэнергии в области обеспечения розничных услуг несвободных потребителей,

- регулирование оптовых тарифов,

- государственное регулирование газораспределительных сетей и тендеров на поставку и распределение ресурсов и пр.

- разработку и применение административной ответственности к лицам, которые нарушают законодательство. При этом данный регулирующий орган должен иметь административную и финансовую автономию, и он не должен финансироваться из государственного бюджета. Осуществление деятельности должно быть за счет сбора доходов в основном от реализации электроэнергии и лицензионных сборов, а также от установленной надбавки на тариф за поставляемую энергию (наибольший – 1%).

Недавно проведенные реформы четко нацелены на либерализацию российского энергетического, газо- и нефтедобывающего рынков, конечной целью является рыночное регулирование в долгосрочной перспективе. Тем не менее, требуется разработка эффективных конкурентных преимуществ, влияющих на деятельность современного рынка, Поскольку Россия не имеет стабильно функционирующих (или даже просто функционирующих) рынков электроэнергии и природного газа, не говоря уже эффективной конкуренции на этих рынках. Что касается газовой промышленности, есть насущная необходимость реструктуризации и в этой отрасли, в которой доминирует ряд компаний с государственным участием. Все экономические обоснования для полной или частичной приватизации приведены в литературе или законодательстве, действующем на сегодняшний день в России. Однако, несмотря на это, существуют различные политические и институциональные барьеры на пути к приватизации и реструктуризации отрасли в России. Отсутствие эффективного управления на данных предприятиях может способствовать задержке или полной блокировке процесса реформирования энергетического сектора.

Заключение

Несмотря на сформированную законодательную базу, существующая нормативно-правовая политика России в отношении энергетической отрасли на практике далека от идеальной. Разработанные реформы зачастую имеют вид «учебниковых реформ», это означает, что они просто скопированы из литературы с некоторыми изменениями, но на практике решающее значение имеет экономическая логика и экономическая ситуация. При этом не следует забывать, что появление каждой новой структуры влечет за собой и новое понимание, а также является продолжением государственной политики в области управления энергоресурсами. С другой стороны, энергетика является достаточно сложным сектором экономики, и создание нового рынка или разделение старого сопряжено с рядом проблем.

Если ожидаемые реформы окажутся действенными и эффективными, то это будет способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвесторов в выходе на рынок с отличным потенциалом роста, так как российский рынок электроэнергии значительно недооценен. И в случае их успешной реализации, проводимые изменения будут способствовать превращению России из простого так называемого «сырьевого придатка, энергетического коридора» в «энергетическую базу», где электричество производится и экспортируется в различные регионы, особенно в Европу.


Страница обновлена: 17.05.2024 в 07:03:10