Economic security and energy industry: search for optimal solutions

Копеин В.В.1
1 Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 2 (January, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Kopein V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost i energetika: poisk optimalnosti // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2015. – Tom 16. – № 2. – S. 309-320. – doi: 10.18334/rp.16.2.34.

Abstract:

The article examines the evolution of theoretical and practical approaches to the issues of national and economic security, emphasizes the change of priorities in its improvement and management. Based on the results of analysis of the energy industry condition, the author points out the problems arising along the movement towards the energy autonomy of the country and its regions as a way of improving the economic security. The author makes an attempt to substantiate the economic non-expediency of this direction.

Keywords: region, energy, economic security, energy security, autonomy



В связи с нестабильностью мировой экономики, новыми геополитическими рисками, связанными с формированием многополярного мира, в научном сообществе активно изучаются проблемы безопасности стран и регионов. Внимание к теме национальной безопасности, ее составляющих – экономической, финансовой, не ослабевало и до начала мирового кризиса. Но с 2007 г. по настоящее время количество публикаций по этой теме в общей и специальной литературе значительно увеличилось. Проблема безопасности становится все более актуальной и дискуссионной, позиции ученых и исследователей в понимании сущности безопасности и методологии ее изучения расходятся и нередко значительно. Научное изучение категории «безопасность», определяемой в общем плане как способность государства обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, разветвляется на несколько исследовательских направлений. Одним из направлений является получение научных знаний о сущности категории «безопасность», ее содержании, классификации, выявление общих и специфических характеристик ее иерархических уровней. Другим важнейшим исследовательским направлением становится поиск практических способов управления безопасностью с учетом изменений в политике и экономике.

Эволюция приоритетов безопасности

В настоящее время ключевой характеристикой национальной безопасности является, по нашему мнению, представление ее как способности обеспечить территориальную и политическую независимость страны. За несколько последних лет в мире кратно увеличилось число событий, прямо или косвенно ведущих к внешнему или внутреннему ослаблению экономической и политической ситуации в целом ряде стран. Массовые волнения в Турции, Таиланде, Египте, правительственные кризисы, протесты в Европе, военное противостояние Израиля и Палестины, события в Украине, укрепление политических партий радикальной и националистической направленности и их победа на выборах, военные перевороты – все эти социальные и политические факты требуют пересмотра подходов к изучению безопасности. Зарубежными политиками озвучивается необходимость всемерно укреплять обороноспособность страны в связи с выявлением новых врагов государства, увеличивать военные расходы. Можно утверждать, что национальная безопасность все чаще понимается как военная безопасность и способность государства защитить свой суверенитет.

Такое положение приводит к тому, что изучение безопасности экономики страны, отдельного региона связывается с новой классификацией угроз и рисков для экономики, при этом следует максимально полно и всесторонне учитывать политические факторы и способность страны (региона) обеспечивать решение своих экономических задач в первую очередь за счет собственных ресурсов и сил. Проблема модернизации классификации современных рисков и угроз экономической безопасности состоит, прежде всего, в трудности самой постановки исследовательской задачи. Какое направление развития страны будет выбрано сегодня? Какие приоритеты будут основой стратегии и тактики в экономике и обществе? Какие влияющие факторы будут ведущими во внешней и внутренней политике? Однозначной и обоснованной картины текущих и перспективных планов социально-экономического развития отдельных стран и мира в целом пока не сложилось.

Рациональность экономического развития, лежащая в основах многих современных экономических теорий, свойственна любой экономической системе (стране, региону, предприятию и т.д.) и определяет разумное стремление к минимизации своих затрат для обеспечения жизнедеятельности и развития. Если один экономический субъект не может произвести необходимое ему для своего развития, или это дорого для него, то логично приобрести это у того субъекта, кто делает лучше и дешевле.

Бытовая интерпретация подобной макроэкономической ситуации определяет, к примеру, что для обывателя выращенные овощи с собственного огорода лучше и полезней, чем купленные. Но здесь, как правило, часто не учитывается множество других факторов ­– природных, сезонных, собственных временных и финансовых затрат. Для обывателя важна независимость от производителей этой продукции и внутреннее убеждение, что собственная продукция лучше.

С позиции государства стремление наилучшим способом распределить отечественные производительные силы с минимальными затратами и с учетом исторически сложившейся производственной специализации регионов, природных и климатических условий, демографических и производственных ресурсов, находится сегодня под давлением необходимости уменьшать зависимость от своих контрагентов по экономической деятельности. Рациональность и минимизация затрат утрачивает роль ведущего макропоказателя в управлении развитием. Такую смену основных приоритетов в современной экономической политике требуется учитывать и в классификации угроз и мониторинге уровня безопасности. В России также прорабатываются меры по снижению зависимости национальной экономики и ее финансовой системы от неблагоприятных внешних факторов.

Если следовать логике изложенного способа практического повышения безопасности, то такие действия в своей крайней точке должны привести экономику страны к полной автономии и независимости от внешних факторов и контрагентов, соответственно – к максимальной изоляции от всех воздействий и рисков. Наглядная реализация принципа «каждый за себя» в государственном масштабе. Конечно, такой мысленный эксперимент не корректен как по своей постановке, так и по абсурдности цели и несоизмеримости финансовых и иных средств для ее достижения. Неперспективными выглядят и результаты, в которых сложно найти положительные следствия эффекта полной независимости при глобализации экономики. Но в сегодняшних условиях такое направление поиска повышения экономической безопасности выглядит вполне реалистичным и оправданным. Эту задачу, даже оценивая ее с позиции научного познания и экономики как шаг назад, можно поставить в проблемы исследования, разработав своеобразный параметр «автономии экономики» и формализовав связь такого параметра с уровнем безопасности.

Новейшая история энергетической безопасности

В качестве аналога исследовательской проблемы такого рода предлагается рассмотреть российскую энергетику, безопасность которой определяется исследователями как элемент экономической безопасности страны. Если содержание этого сегмента, как части целого, не будет оценено исследователями с позиции достаточности для сложившихся условий, то, следуя диалектическому подходу, нельзя дать суждение о достаточном уровне целого.

Россия является частью мировой экономики, из года в год растет внешнеэкономический оборот, расширяются межгосударственные связи, повышается информатизация общества. В энергетике, наряду со специфическими особенностями и тенденциями, в процессе изучения и абстрагирования допустимо выделить общие с экономикой черты. Несмотря на продолжающийся мировой экономический кризис, потребность в энергоресурсах остается. Продолжается и реформа российской энергетики, что вносит свою корректировку в общую динамику развития и устойчивость экономики. Системная перестройка отношений в энергетической отрасли, активное внедрение в ней действий «невидимой руки рынка», произошедшие немногочисленные, но серьезные аварии в генерации и передаче электрической энергии заставляют по иному взглянуть на вещи, ранее казавшиеся вполне понятными и обоснованными.

Многими экспертами отмечается, что реформа российской энергетики, на которую возлагались большие надежды, буксует. Эта мысль уже неоднократно была озвучена и на правительственном уровне. Важно, что сегодня есть понимание необходимости внесения корректировок в государственную энергетическую политику, переосмысление самого хода и механизмов реформ. Для формирования эмпирической базы исследования рассмотрим укрупненно состояние и основные итоги реформирования энергетической отрасли с позиции экономической безопасности.

Сегодня состояние экономики России и ее положение в мире в значительной степени определяется ее экспортным потенциалом и имеющимися энергетическими ресурсами. Огромный природный топливно-энергетический потенциал России является базой экономического развития. В стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено до 30% мировых запасов топливно-энергетических ресурсов. Поэтому Россия как «энергетическая сверхдержава» и одна из крупнейших экспортеров энергетических ресурсов играет большую роль в балансе мировых экономических и политических сил. От эффективности деятельности топливно-энергетического комплекса в значительной степени зависит обеспечение экономической безопасности страны.

Наличие энергетических ресурсов, постоянная востребованность их в мировой экономике привели к появлению в научном обороте понятия «ресурсное проклятие», когда страна (регион), обладая мощнейшими природными ресурсами (энергетическими), отстают по объемам и темпам экономического развития от стран-импортеров этих ресурсов. Сырьевая ориентация России стала ее характерной чертой, своеобразным «экономическим штампом», а нефтегазовые доходы – основным источником наполнения федерального бюджета. В первом квартале 2014 г. их доля в общем объеме доходов составила 51,9%, что на 3,5% превышает соответствующий показатель 2013 года (48,4%).

Доля обрабатывающей промышленности в российском экспорте за период 1995-2007 гг. снизилась с 27% до 17%, а доля энергоносителей соответственно увеличилась с 43 до 64% [1]. Являясь третьим в мире крупнейшим производителем энергии – 1182 млн т н.э. (Китай – 2085, США – 1686 млн т н.э.), Россия в потреблении энергии на душу населения существенно отстает (справка: н.э. – нефтяной эквивалент – единица измерения количества условного топлива, которое используется для счисления полезного действия различных видов топлива в их суммарном учете, т.е. нефти и ее производных, природного и специально получаемого при перегонке сланцев и каменного угля, газа, торфа).

В России в 2009 г. на душу населения приходилось 4561 кг н.э., что сравнимо с уровнем потребления в Швеции и почти на 40% меньше, чем в США и расположенной в тех же широтах Канаде [4]. Такие соотношения в первом приближении отражают низкий уровень потребления энергии населением России как следствие неразвитости общественного потребления. Если привести эти показатели к сравнимой базе с учетом энергоэффективности, то потребление на душу населения должно быть еще скорректировано. При этом валовой внутренний продукт на душу населения в России более чем в 4 раза меньше, чем в США.

Роль энергетики для России огромна. Энергетика является не только базой для развития отечественной экономики, но и инструментом проведения внутренней и внешней политики, элементом которой является энергетическая безопасность. Правительством РФ разработана Доктрина энергетической безопасности с учетом положений Стратегии национальной безопасности до 2020 г. В этом плане энергетическая безопасность тесно увязывается с экономической и национальной безопасностью [6].

Энергоначала

Начало создания российской энергетики было положено в 1920 г. разработкой плана Государственной комиссии по электрификации России (план ГОЭЛРО). Этот план и сегодня признается российскими и зарубежными специалистами как масштабное, обоснованное и своевременное решение не только задач энергетики, но и подъема отсталой и разрушенной российской экономики.

Особенностями плана являлись учет огромных пространств России, большого количества часовых поясов, климатических зон, исторической специализации территорий и источников топлива. Энергоснабжение строилось на «бассейновом» принципе, когда произведенная электрическая энергия перераспределялась в те регионы, где она требовалась. Энергетические объекты проектировались с учетом размещения крупных промышленных потребителей и наличия местного топлива. Фактически, это была первая научно обоснованная схема территориального районирования России с определением дальнейшего промышленного и социального развития.

Те регионы, которым было недостаточно электрической энергии для обеспечения своего промышленного потенциала, получали ее с использованием межтерриториальных перетоков, что позволяло региону экономить, не создавая собственные генерирующие мощности. Коэффициент, учитывающий долю собственных источников электрической энергии, присутствует в методиках оценки энергетической и экономической безопасности региона [3, 8, 9].

Регионы сырьевой ориентации и с мощным промышленным потенциалом, к которым относится Кемеровская область, – наглядная иллюстрация решения энергообеспечения без дополнительной собственной генерации. На рисунке показано, что потребление электрической энергии регионом покрывается за счет собственной генерации и перетоков электрической энергии из регионов, где она производится с меньшими на тот момент затратами. Следует отметить, что график потребления электрической энергии отражает, в первую очередь, (без учета температурных колебаний) общую динамику экономического развития – подъем или падение промышленного производства как наиболее крупного потребителя.

С момента распада СССР (1990 г.) экономика Кемеровской области находилась в стагнации, разрушились старые экономические связи и отношения, формировались новые, развивался институт частной собственности. Соответственно, эта ситуация привела к падению объемов потребления электрической энергии. Период до 1998 г. по ряду показателей относится к периодам спада, когда нарастали объемы задолженностей, увеличивалось количество убыточных предприятий.

Рисунок. Динамика потребления и выработки электрической энергии в Кемеровской области (источник – составлено автором по данным Росстата, ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы»)

С 1999 г. окрепла и стала устойчивой тенденция роста объемов потребления электрической энергии. Однако мировой экономический кризис сказался и на кузбасских предприятиях – объемы потребления электрической энергии в 2008 г. упали более чем на 20%. С 2009 г. отмечается повышение спроса на электрическую энергию, что свидетельствует о восстановлении экономики региона.

По состоянию на 2011 г. потребление электроэнергии достигло уровня 1993 года. Если с 1997 г. наблюдался устойчивый подъем экономики региона, то мировой экономический кризис 2008-2009 гг. отразился в Кемеровской области опять же снижением объемов потребления электрической энергии. В 2013 г. потребление электроэнергии в Кемеровской области уменьшилось почти на 3% по сравнению с 2012 г. Необходимо отметить, что снижение объемов выработки электрической энергии с 2011 г. объясняется проводимыми реконструкциями энергетического оборудования электростанций региона.

Анализ сегодняшнего состояния энергетической отрасли приводит к заключению, что экономические показатели за годы реформ значительно ухудшились. Развитие энергетической отрасли в России испытывает серьезные трудности. С 1991 г. более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери электроэнергии в сетях при ее транспортировке, более чем в 1,5 раза выросла удельная численность персонала в электроэнергетике, причем в большей степени этот рост связан с увеличением руководящего состава. Происходит перестройка кадровой структуры: опытные инженеры и мастера уходят из отрасли.

На смену им приходят менеджеры-управленцы, ориентированные на получение финансового результата, управление организационными преобразованиями, финансами, но слабо представляющие реальное производство. Доля профессионалов технического профиля катастрофически уменьшается при малом притоке молодых инженеров.

Эффективность использования капитальных вложений в отрасли снизилась более чем в 2,5 раза. Почти в 5 раз сократился ввод новых генерирующих мощностей по сравнению с вводами 80-х годов. Идет «вымывание» мощностей, что в итоге на фоне снижения выработки и роста потребления приведет к дефициту энергии и жесткой зависимости от внешних поставщиков.

Реформы энергетической сферы России, основанные на внедрении рыночных принципов в эту сферу, оцениваются экспертами по-разному, но проблема обеспечения надежного энергоснабжения остается по-прежнему актуальной. Техногенная катастрофа в 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС связана, по мнению экспертов и специалистов, не только с человеческим фактором, но и изношенностью основных фондов.

В 2003 г. в США, которые гораздо раньше внедрили рыночные отношения в энергетику, более 50 млн человек в 8 штатах остались без электроэнергии по причине выхода из строя генерирующего оборудования и невозможности решить эту проблему из-за недостатка местных источников энергии. Ранее аналогичные аварии в США произошли в 1965, 1977 гг.

Энергетика России, созданная несколькими поколениями, обеспечивает потребности экономики в энергетических продуктах и энергетических услугах, вносит весомый вклад в формирование финансово-экономических показателей страны. Сегодня энергетика фактически работает на том оборудовании, что было создано 70-80 лет назад, а инвестиций для содержания и развития энергетического комплекса направляется все меньше. Уровень износа основных фондов в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2012 г. составило 51,2%, что является одним из самых высоких по видам экономической деятельности и превышает степень износа по всем основным фондам – 48,6% [7].

В Кемеровской области сырьевая ориентация определила состав и распределение производительных сил. Добыча полезных ископаемых, крупная промышленность и инфраструктура ее обслуживания, транспорт, энергетика, типология городов, по большей части структурированных как заводские поселки, профессиональное образование – все элементы выстроены для обеспечения индустриального развития. В структуре валового регионального продукта на долю добычи полезных ископаемых приходится 35-40%, доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляет 4-5% [5].

Вопрос энергетической безопасности региона становится все более актуальным. Энергосистема Кемеровской области – одна из самых крупных в стране и третья по величине в Сибирском федеральном округе (после Иркутской и Красноярской). В целях повышения энергонезависимости в регионе предпринимаются значительные усилия. В 2014 г. после реконструкции введены в строй два новых энергоблока: № 4 на Беловской ГРЭС (г. Белово), который отработал 46 лет, № 5 на Томь-Усинской ГРЭС (г. Мыски), который эксплуатировался 54 года.

Реконструкция этих энергоблоков потребовала серьезных финансовых вложений собственников предприятий – 13 млрд руб. в течение двух лет, но такое решение позволяет повысить энергобезопасность и надежность энергоснабжения потребителей Кемеровской области. Обновление и создание новых основных фондов при высоком износе имеющегося электроэнергетического оборудования – положительная тенденция, но значительная капиталоемкость энергетики и длительные сроки окупаемости генерирующих объектов требуют от бизнеса, особенно в условиях экономического кризиса, более тщательно прорабатывать финансовые аспекты и цели бизнеса, которые не всегда совпадают с целями энергетической и экономической безопасности.

Заключение

1. Проведенный на примере энергетической отрасли анализ показывает, что выбор между автономностью страны (региона) и оптимизацией внешних связей связан не только с материальными и временными затратами, но и с политическим аспектом внешней и внутренней политики. Двойственность подходов к созданию концепции национальной, экономической безопасности есть главное теоретическое и практическое звено разногласий в процессе научного изучения безопасности.

2. Попытки одностороннего способа решения проблем экономической (в том числе энергетической) безопасности за счет достижения в каждом стране (регионе) энергетической самодостаточности – направление экономически бесперспективное, организационно сложное, финансово затратное, а в политическом плане – способное активизировать и сепаратистские настроения.

3. Достижение ощутимого уровня самодостаточности в энергетике сомнительно без активного использования внутренних резервов, повышения энергоэффективности, что является признанным и объективным направлением работы. Сегодня энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) России остается самым высоким среди развитых стран. Электроемкость ВВП России в 1,6 раза выше, чем в США, более чем в 2,4 раза – Италии, Германии, Великобритании.

4. Праксеологический подход к разработке концепции экономической безопасности страны (региона) должен содержать возможность управления «коэффициентом автономии» ряда экономических, энергетических, финансовых и иных показателей в зависимости от реальной ситуации в стране и мире, целей и приоритетов социально-экономического развития.


Страница обновлена: 01.05.2024 в 10:44:17