«Новаторство» в «чудо-программе» Грефа

Потемкин А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Потемкин А.П. «Новаторство» в «чудо-программе» Грефа // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 2. – С. 3-8.

Аннотация:
Финансовое положение России в последние два года заметно улучшалось. Золотовалютные резервы на начало августа 2000 года составляли 21 миллиард, а в середине ноября 2002 года они превысили 45 миллиардов долларов. Существенное влияние на рост золотовалютных резервов оказывает внешний фактор - рост мировых цен на золото. Если в сентябре 1999 года цена тройской унции золота составляла 252 доллара, то в начале ноября 2002 года - свыше 325 долла­ров. Еще более парадоксальные успехи достигнуты в области ме­ждународного перелива капиталов.

Ключевые слова: национальная экономика, экономика России, финансовая система, объем золотовалютных резервов



Финансовое положение России в последние два года заметно улучшалось. Золотовалютные резервы на начало августа 2000 года составляли 21 миллиард, а в середине ноября 2002 года они превысили 45 миллиардов долларов. Существенное влияние на рост золотовалютных резервов оказывает внешний фактор - рост мировых цен на золото. Если в сентябре 1999 года цена тройской унции золота составляла 252 доллара, то в начале ноября 2002 года - свыше 325 долла­ров. Еще более парадоксальные успехи достигнуты в области ме­ждународного перелива капиталов.

За первое полугодие 2002 года отрица­тельное сальдо по движению легального - учитываемого Центральным банком Российской Федерации - капитала составило всего 1,6 млрд. долларов. В то время как в прошлые годы оно составляло 18-25 млрд. долларов в год. В предшествующие годы ежемесячный отток капиталов из страны составлял 1,5-2 млрд. долл. В марте 2002 года он снизился до 1,2 млрд. долларов, в апреле - до 0,7 млрд. долларов. С конца второ­го квартала 2002 года отток капитала за границу почти прекратился, а в отдельные периоды, впервые с 1992 года, наблюдалось невиданное для России явле­ние - приток валюты из-за границы был выше ее оттока.

Мы уже стали привыкать к тому, что с бюджетом в стране все благополучно. Действительно, последний дефи­цитный бюджет был в России в 1999 г. Тогда дефицит федерального бюджета в процентах к ВВП составил 1,4 процента. Уже в 2000 году все в корне изменилось. Федеральный бюджет был сведен с профицитом в 2,3 процента от ВВП. В 2001 году размер профицита увеличился до 3,3 процента от ВВП. И это при росте ВВП в 2000 году на 9 процентов, и в 2001 году - на 5 процентов. В прошедшем 2002 году профицит бюджета составил 1,2-1,5 процента от ВВП. Наконец, показателем финансовой стабильности является сни­жение в августе 2002 года ставки рефинансирования до 21 процента годовых. Ставка понижена до уровня осени 1997 г., когда было достигнуто ее минимальное значение за все годы реформ. Однако это финансовое благополучие весьма зыбкое.

Основ­ными его источниками являются: во-первых, рост цен на экспортируе­мые из России нефть и газ. Цена на российскую нефть в 2002 году колебалась от 21 до 27 долларов за баррель. В 1998 году эта цена изменялась в пре­делах от 8 до 12 долларов за баррель. Во-вторых, в 2002 году наметился значительный рост цен на второй по значимости экспортный товар России – металлы, прежде все­го, цветные.

В-третьих, уже несколько лет подряд огромными темпами от 10 до15 процентов в год растет экспорт вооружений. В прошедшем году, по расчетам экспертов правительства, он принес в казну прибыль в размере примерно 5 млрд. долларов, а по оценкам независимых, в том числе зарубежных, экспер­тов Россия уже в 2001 году экспортировала вооружений на 5,8 млрд. дол­ларов, что составляет около четверти мирового рынка оружия. Это составляет около трети от экспорта вооружений периода СССР. Но тогда оружие поставлялось, в основном, в безвозмездном порядке или в кредит, который также рас­сматривался как безвозвратная помощь странам-сателлитам. Поэтому реальные денежные поступления от экспорта вооружений в настоящее время даже несколько выше, чем во времена СССР.

Прекращение бегства капитала из страны связано не с улуч­шением инвестиционного климата в России, не с ростом рынка сферы вложения денег, а с ухудшением экономической ситуации в США и странах Европейского союза. В результате продол­жающегося уже второй год экономического кризиса процентные ставки в мире резко упали. В Японии и Швейцарии проценты по депозитам составля­ют от 0 до 1 процента годовых. Потребительские кредиты населению в США - в целях поддержания спроса на продукцию реального сектора - выдаются под 0 процентов годовых. Еще более сложная ситуация на за­падных рынках ценных бумаг. Котировки акций в США и Западной Ев­ропе резко упали.

В этих условиях российские юридические лица и, прежде всего, коммерческие банки, стали выводить свои активы из зарубежных финансовых учреждений и перемещать их в Россию - предоставлять кредиты экономике и помещать на депозиты в Центральный банк. По­этому намечающееся изменение тенденции вывоза капитала из страны на обратную есть не что иное, как репатриация ра­нее вывезенного российскими юридическими и физическими лицами капитала из-за ру­бежа.

Нетрудно заметить, что все перечисленные факторы улучше­ния финансового положения России вызваны не внутренними причи­нами, а исключительно благоприятной для страны внешнеэкономиче­ской конъюнктурой. Но конъюнктура мирового рынка изменчива. Вспомним, что четыре года назад цены на нефть были в 2-2,5 раза ниже нынешнего уровня. Да и цены на металлы в свое время падали в 1,5-1,7 раза.

Стратегией развития российской экономики должно быть рас­ширение внутреннего рынка. В связи с этим правомочен вопрос: как об­стоят дела со структурной перестройкой экономики? Что конкретно предлагает господин Греф?

При переходе от плановой экономики к рыночной должна ра­дикально измениться структура соотношений между сферой производства и слабо развитой в СССР сферой услуг. В странах с развитым рынком на сферу услуг приходится до 70-80 процентов ВВП. Каковы достижения в этой области в России? В 1995 г. доля сферы услуг в ВВП страны составляла 54,9 процентов, в середине 2002 г. — ме­нее 50 процентов. То есть происходит регрессивное изменение соотношений между сферами производства и услуг.

Еще более удивительные процессы происходят с одним из главных двигателей рыночной эконо­мики, основным элементом сферы услуг - торговлей. В 1992 году на ее долю приходилось 28,9 процента ВВП, к середине 2000 года эта доля упала до 22,0 процентов, в начале 2002 года она составила совсем уже неприличную величину 16,8 процента. Вот такая произошла структурная перестройка при движении к рынку. По сути, это изменение структуры в обратную сторону, то есть возвращение к элементам командно-административной экономики.

А что же в сфере производства? В странах с развитым рынком доля промышленности, как правило, не превышает 20-25 процентов от ВВП. В России же в 1995 г. доля промышленности находилась на уровне 29 про­центов, а в настоящее время она составляет около трети ВВП. Вновь движение вспять, регрессивное изменение отраслевой структуры.

Теперь посмотрим, какие изменения произошли в самой про­мышленности. Как и в СССР, основу российской промышленности составляют топливно-энергетический (ТЭК) и военно-промышленный комплексы (ВПК). Поднялись цены на нефть, увеличился экспорт вооружений поч­ти в 1,5 раза (а смежниками ВПК являются в той или иной мере более 50 процентов промышленных предприятий) – значит, началось оживление производства. Опять все завязано на экспорт энергоносителей и оружия. А где же структурная перестройка в промышленности?

А как меняется структура субъектов рынка? В развитых странах основу рыночной конкурентной среды составляют малые предприятия, а это 70-90 процентов всех хозяйствующих субъектов. Именно они в силу своей специфики наиболее сильно реаги­руют на различные изменения экономической конъюнктуры.В России доля малых предприятий составляет около 30 про­центов, что в 2-3 раза меньше, чем за рубежом. Это является од­ной из главных причин того, почему в стране столь слабы рыночные начала, почему об интенсивной и справедливой конкуренции мы можем только мечтать.

Таким образом, несмотря на все потуги реформаторов разных мастей - от Гайдара и Ясина до Грефа, в стране все явственнее воспро­изводится старая, дореформенная структура производства.

Каковы же дальнейшие планы Правительства в области эконо­мики? В начале августа 2002 года глава МЭРТ Г. Греф представил несколько сце­нариев развития экономики России на 2003-2005 годы. Согласно наиболее реалистичному из них темп роста ВВП в 2003 году составит 3,5 процента, соглас­но наиболее благоприятному сценарию - 4,4 процента. Планы, откровенно говоря, удручающие. Ведь мировой ВВП, согласно прогнозам международных финансовых институтов, будет расти на 1-1,5% выше. Но эти планы не только удручающие, но и странные. Ведь в стране скапливаются все большие объемы финансовых ресурсов. Намечается тенденция к росту положительного сальдо движения капи­талов между Россией и зарубежьем. Видимо, для неблагоприятных про­гнозов есть серьезные аргументы.

Какие же аргументы привел Греф? Его аргументация удивляет даже на фоне многочисленных полуграмотных высказываний властей за последние 10 лет. Ее суть сводится к тому, что если цена нефти будет на уровне 21,5 доллара за баррель, то ВВП вырастет на 4,4 процента. Если же цена нефти снизится до 18,5 долларов за баррель, то ВВП вырастет на 3,5 процентов. Вот, буквально, все аргументы.

А где же мероприятия по структурной перестройке, созданию благоприятного климата для товаропроизводителей, привлечению ино­странных инвестиций и тому подобное? Судя по всему, Минэкономразвития этими вопросами не владеет. А на господина Грефа, видимо, повлияло невероятно жаркое лето, если он позволяет себе публично демонстрировать столь «глубокие» познания в экономике и дискредитировать Правительство РФ в глазах россий­ской и мировой общественности.

Однако максимально упрощенные и в силу этого квазиубе­дительные аргументы г. Грефа при более детальном рассмотрении ста­новятся нонсенсом. Почему в 1999 году при среднегодовой цене россий­ской нефти в 17,2 доллара за баррель ВВП вырос на 5,4 процента, а Греф пла­нирует рост ВВП на 3,5 процента при цене нефти в 18,5 долларов за баррель? Почему с 1999 по 2001 гг. цена нефти поднималась с 17,2 долларов до 23 долларов за баррель, а темпы роста ВВП в нашей стране снижались с 5,4 до 5 процентов? Выскажу крамольную и, по-видимому, трудную для понимания руко­водства Минэкономразвития мысль: не только от цены нефти зависит изменение ВВП.

Впрочем, есть у финансовых властей еще один, скрытый от постороннего глаза, источник доходов. Речь идет о кредитах, которые министерство финансов берет у Центрального банка РФ. В самое ближайшее время суммарный объем заимствований за последние годы приблизится к 19 млрд. долларам. Финансовые власти в очередной раз пустились в опас­нейшую авантюру. Правительство в приказном порядке заимствует средства у государственного органа - Центробанка. Откуда же главный банк страны берет эти средства? Их источник – это денежная эмиссия. В экономику влито свы­ше 550 млрд. рублей. Они используются для обслуживания государственного долга. Вот причина того, что планы правительства по сниже­нию инфляции из года в год не выполняются.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:35:18