Привлечение активов пенсионных фондов в региональные проекты: инфраструктурные проекты и управление рисками инвестирования

Бахарева О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бахарева О.В. Привлечение активов пенсионных фондов в региональные проекты: инфраструктурные проекты и управление рисками инвестирования // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 23. – С. 208-213.

Аннотация:
Пенсионные фонды могут использовать активы для долгосрочного инвестирования в инфраструктуру российских регионов, в проекты, обеспечивающие ежегодные доходы, сопоставимые с уровнем инфляции. Инструменты привлечения активов инвесторов ограничены в настоящее время и могут быть расширены за счет инфраструктурных облигаций. Для обеспечения обязательств перед клиентами фондов риски потерь по инфраструктурным облигациям должны быть исключены за счет гарантий и управления рисками в фондах. Эффект от развития инфраструктуры в регионах создаст преимущества в регионе для экономического роста.

Ключевые слова: финансирование, экономический рост, управление рисками, управление активами, долгосрочное инвестирование, проектирование и проведение экспертизы инфраструктурного проекта



Использование долгосрочных инвестиционных ресурсов российских негосударственных пенсионных фондов может позволить существенно расширить возможные источники финансирования региональных инфраструктурных проектов, в том числе в инвестиционно-строительном комплексе регионов России. Вместе с тем, фонды ведут социально ответственную инвестиционную политику, нацеленную на сохранение и прирост пенсионного капитала своих клиентов.

Баланс интересов субъектов инвестиционного процесса может быть достигнут при соблюдении принципов разумного инвестора, организации процесса управлениями рисками в фонде и дополнением на законодательном уровне состава активов фондов путем включения относительно нового для российского рынка вида ценных бумаг - инфраструктурных облигаций.

Институциональные инвесторы

Российские негосударственные пенсионные фонды заметно нарастили клиентскую базу и обладают в настоящее время значительными активами. За последние 3 года пенсионные активы фондов увеличились в 2,3 раза, составляют 2,1 трлн руб. (см. рис.), фонды становятся значимыми инвесторами на российском рынке. Пенсионные фонды организуют инвестирование активов в ограниченный законодательством Российской Федерации перечень финансовых инструментов.

Источники: [1, 7].

Рис. Динамика собственных средств негосударственных пенсионных фондов

за период с 2004 г. по 1 квартал 2014 г.:

левая шкала - млрд руб.; правая шкала - количество клиентов

Инвестиционная политика пенсионных фондов

Социальная направленность деятельности фондов ограничивает направления инвестирования пенсионных активов фондов установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Активы являются привлекательными долгосрочными инвестиционными ресурсами с особыми требованиями по сохранности в связи с обязательствами фонда перед клиентами, в том числе необходимостью ежегодного отражения инвестиционного дохода на пенсионных счетах по итогам календарного года. Фонды организуют инвестирование в финансовые инструменты, которые позволяют обслуживать текущие обязательства перед клиентами и обеспечивают соответствие активов долгосрочным обязательствам, организуя службу риск-менеджмента [4].

Для достижения этих целей российские пенсионные фонды придерживаются инвестиционной политики, направленной на сохранение капитала с целью защиты средств клиентов от инфляции, формирования денежных потоков, достаточных для обслуживания обязательств по пенсионным выплатам, а также для наполнения внутренних резервов для выплат в гарантированных случаях.

Облигации могут быть объектами инвестирования, при этом они должны обладать рейтингами высокого уровня или должны быть включены в один из котировальных списков высшего уровня организаторов торгов [9]. Выпуск таких финансовых инструментов требует значительных усилий и затрат по организации и обслуживанию, что ограничивает круг эмитентов и не позволяет в полной мере использовать инвестиционные ресурсы пенсионных фондов для финансирования развития региональных проектов.

В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопроса о возможностях использования долгосрочных пенсионных ресурсов пенсионных фондов для развития инфраструктуры субъектов РФ, об условиях и механизмах обеспечения пенсионных фондов финансовыми инструментами с учетом целей пенсионных фондов по сохранению и приросту активов и приемлемого риска инвестиций. Российским экспертам включение в портфель пенсионных накоплений относительно нового для российского рынка ценных бумаг вида инфраструктурных облигаций представляется удобным инструментом финансовых вложений с высокой значимостью для общества [5].

Рынок государственно-частного партнерства в России

Принимая во внимание, что в большинстве субъектов РФ отсутствуют подготовленные проекты развития инфраструктуры региона с обеспечением всех требований институциональных инвесторов, слабо развита финансовая инфраструктура, следует отметить незначительное число примеров успешного управления инфраструктурными проектами.

По данным Центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП) отмечено, что за 9 лет работы в России Федерального закона «О концессионных соглашениях» [10] появился 131 проект ГЧП, реализовано около 10 проектов, в 23 регионах проектов нет, нормативные документы о ГЧП приняты в 65 регионах, больше всего проектов в социальной сфере – 56, в транспортной – 30, в коммунальной – 23 [3].

Финансирование развития региональной инфраструктуры

Для расширения инвестиционного портфеля пенсионных фондов представляется целесообразным рассмотрение вопроса о включении новых финансовых инструментов в состав активов, в том числе инфраструктурных облигаций, с учетом необходимости управления рисками инвестиций в фонде.

В целях инвестирования пенсионных активов пенсионных фондов в регионах возможно использование механизма выкупа фондом облигаций эмитентов-участников проекта. Объекты инфраструктуры могут передавать в лизинг специальным организациям, которые выпустят инфраструктурные облигации, обеспеченные потоком платежей за пользование объектом инфраструктуры [6].

Существующие риски для инвестиций в инфраструктурные облигации (например, фиксирование тарифов, неплатежи потребителей, неустойчивое финансовое состояние организаций-участников проекта) должны быть гарантированы третьей стороной для сохранения пенсионного капитала клиентов фондов.

В случае выпуска облигаций, соответствующих требованиям институциональных инвесторов к составу и структуре активов и обеспеченных гарантией РФ, пенсионные фонды смогут приобретать их на рыночных условиях на фондовой бирже так же, как сейчас продаются паи фондов недвижимости [2, 8].

Соблюдение интересов инвесторов и участников проекта по развитию инфраструктуры возможно при реализации привлекательного для субъектов реализации инвестиционного проекта, который обеспечит ежегодные доходы негосударственным пенсионным фондам на уровне выше инфляции и смягчит риски возможных потерь за счет гарантий третьей стороны. Развитие инфраструктуры региона способствует экономическому росту и создает значительные преимущества в долгосрочной перспективе.

Выводы

Расширение инвестиционных возможностей фондов за счет инфраструктурных облигаций и качественного их обслуживания со стороны эмитента может позволить инвесторам привлечь 5-10% имеющихся совокупных активов российских негосударственных пенсионных фондов, благодаря чему российские регионы получат дополнительные источники финансирования инфраструктуры и смогут создать фундамент для экономического роста отраслей региональной экономики.


Источники:

1. Архивные материалы Федеральной службы по финансовым рынкам России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/ffms/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/index.html.2. Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Направления развития института коллективных инвестиций в строительную отрасль // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24 (246). – С. 100-107. – http://www.creativeconomy.ru/articles/31021/.
3. Лютова М., Титов С. Более половины российских регионов не готовы к государственно-частному [Электронный ресурс] // ВЕДОМОСТИ. - Режим доступа:
http://www.vedomosti.ru/finance/news/23839561/chastnye-partnery-regionam-ne-nuzhny#ixzz2vjHk6q7Q.
4. Ногин Ю. Организация службы риск-менеджмента в российских негосударственных пенсионных фондах // Рынок ценных бумаг. – 2012. – № 2. – С. 38-41.
5. Ногин Ю., Фалеева Е. Снижение рисков некачественного управления пенсионными накоплениями: возможности УК и требования НПФ // Рынок ценных бумаг. – 2014. – № 2. – С. 13-16.
6. Романова А.И., Боровских О.Н., Монетова Е.М. Стимулирование внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2010. – №5. – С. 81-85.
7. Сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=polled_investment.
8. Файзуллин И.Э., Гареев И.Ф. Использование механизма закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости в финансировании жилищного строительства в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 19. – С. 51-55.
9. Федеральный закон от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru/internet/.
10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru/internet/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:59