Повышение компетенций бакалавров экономики с учетом требований рынка труда

Азарова С.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (268), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Азарова С.П. Повышение компетенций бакалавров экономики с учетом требований рынка труда // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 22. – С. 96-104.

Аннотация:
Одной из проблем российского рынка труда в настоящее время является недостаток высококвалифицированных специалистов и по оценкам экспертов нынешняя образовательная система не способна быстро наладить выпуск востребованных кадров. Поэтому образовательные программы нуждаются в серьезной модернизации, направленной на подготовку специалистов, в большей степени отвечающих требованиям работодателей. Проведенное автором исследование заключалось в анализе вторичных источников, характеризующих требования работодателей к компетенциям выпускников вузов, оценке рынка труда и системы образования с целью повышения соответствия компетенций бакалавров экономики требованиям рынка труда. Анализ включал в себя также прогнозы требований к профессиям и надпрофессиональным навыкам экономистов в горизонте 10-15 лет. В качестве результата исследования автор сформулировал задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики, включающие в себя как использование новых образовательных технологий, так и принципы формирования преподавательского состава и организации процесса обучения. Сформулированные задачи могут быть полезны как практические рекомендации при разработке учебных программ, так и как направления для дальнейших исследований в рамках данной проблемы.

Ключевые слова: учебные программы, экономическое образование, подготовка бакалавров, образовательные технологии



Отвечая на вызовы современности, которые подают устойчивые сигналы в сфере ускорения жизненного цикла товара, устаревания технологий и знаний, связанного с ударными темпами НТП, формирования новых запросов к компетенциям на рынке труда, образовательные технологии должны коренным образом измениться. Цель проведенного исследования заключалась в поиске и постановке задач для повышения соответствия компетенций бакалавров экономики требованиям рынка труда. Автором проведен анализ вторичных источников, которые характеризуют требования работодателей к компетенциям выпускников вузов, дают рейтинговую оценку рынка труда и системы образования в России, а также прогнозируют требования к профессиям и надпрофессиональным навыкам бакалавров в будущем, в горизонте 10-15 лет. На основе сравнительной оценки и обобщения полученных данных автором сформированы задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики.

Требования и востребованность…

Преемственность в цепочке создания ценности востребованного на рынке труда специалиста определяется в координатах: Образовательные технологии – Компетенции – Профессиональная деятельность [4]. На основе установленной взаимосвязи рассмотрим предложения, запросы и ожидания работодателей на российском рынке труда, требования к компетенциям выпускников и технологии формирования компетенций, используемые в учебном процессе.

Ситуацию на российском рынке труда достаточно точно характеризуют данные ежегодного исследования мирового рынка труда, проведенного компанией «Hays» совместно с «Oxford Economics» [1]. Результаты экспертной оценки, выраженные в баллах от 1 до 10 по регрессивной шкале, как по отдельным позициям, так и в совокупности, призваны помочь работодателям и работникам оценить ситуацию на рынке труда, а также понять, какие именно показатели мешают ему развиваться.

Для России совокупный индекс составил 6,1, что сопоставимо с такими странами, как Великобритания (5,1) и Германия (6,2). В тоже время, самым слабым местом российского рынка труда оказался индекс давления на зарплаты высококвалифицированных сотрудников (8,0), связанный с тем, что в стране не хватает высококвалифицированных специалистов. Значение индекса гибкости системы образования для России составило 7,3, что свидетельствует о неспособности образовательной системы быстро наладить выпуск востребованных кадров. Однако, по сравнению с 2013 г., когда Россия показала худший результат среди всех 31 страны, участвующих в рейтинге, эксперты отмечают наметившийся прогресс.

Для того, чтобы определить востребованные профессии и спрогнозировать ситуацию на рынке труда в средне- и долгосрочной перспективе, агентство «Rational Grain» [2] провело оценку сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, выявило востребованные работодателями профессии и компетенции, а также предпочтения соискателей. Наряду с острой нехваткой инженеров, проектировщиков, производственников, профессионалов, способных работать в проекте от стадии «start up» до конечного продукта и его реализации, эксперты указали на нехватку квалифицированных управленцев высшего звена с развитыми управленческими компетенциями.

Основным требованием, которое работодатели предъявляют к кандидатам на управленческие позиции, является наличие практического опыта эффективного управления и обладание управленческими компетенциями, что коррелируется с высоким индексом давления на зарплаты высококвалифицированных сотрудников (8,0), присвоенным компанией «Hays» российскому рынку труда. Специалисты «Rational Grain» также представили список профессий, по которым количество резюме значительно превышает количество вакансий: финансовый директор, юрист, маркетолог, специалист по PR, экономист, директор по персоналу, менеджер по персоналу, главный бухгалтер. Наряду с избыточным предложением, работодатели отмечают крайне низкий общий уровень подготовки в отношении данных вакансий. Данная проблема характерна не только для российского рынка труда [12-16].

К востребованным работодателями профессиональным компетенциям, которыми слабо владеют претенденты на вакансию, «Rational Grain» относит управленческие навыки и компетенции, включая делегирование, планирование, постановку задач, контроль, мотивацию. Обобщая опыт работы со студентами и молодыми специалистами [2,5,8,9], как в образовательной, так и в бизнес-среде, считаем необходимым дополнить перечень «провальных» компетенций следующими:

- навыки командной работы;

- визуализация и презентация (плана, проекта, результата) ;

- системный подход к решению задач;

- личная ответственность за выполненную работу.

Поскольку в исследованиях «Rational Grain» указано на несоответствие компетенций бакалавров в области экономики, за комментариями по поводу компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов, обратимся к ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр [3]. Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, выпускник должен обладать целым рядом общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Сопоставим выявленные нами «провальные» компетенции с компетенциями, заложенными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Таблица 1

Сопоставление компетенций

Название компетенции согласно ФГОС
Выявленные несоответствия компетенций
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
Системный подход к решению задач
ОК-7 Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
Навыки командной работы
ОК-8 Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
Личная ответственность за выполненную работу
ОК-13 Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Визуализация и презентация (плана, проекта, результата)
ПК-11 Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
Управленческие навыки и компетенции

Сравнивая левую и правую стороны таблицы, делаем вывод о том, что в целом компетенции, признаваемые работодателями как недостаточно освоенные в процессе обучения, нашли отражение в компетенциях, заложенных во ФГОС. Однако из всех рассматриваемых компетенций, пожалуй, только ОК-8 сформулировано достаточно точно, что отнюдь не гарантирует наличия данной компетенции у выпускников. В ОК-13 также необходимо привести названия программных продуктов и сервисов, владение которыми предполагается. И здесь надо учесть опыт работодателей при формировании требований к вакансии. Отметим также, что ОК-1 и ПК-11 сформулированы слишком обще, это не дает оснований полагать, что студентами будут освоены именно те компетенции, которые необходимы работодателю. Формулировка ОК-7 «Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе» нетождественна наличию навыков командной работы у выпускника. В то же время, освоение бакалаврами компетенций, заложенных в ОК-9 «Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства» и ОК-10 «Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков», позволяет рассчитывать на то, что обладающие ими бакалавры смогут гибко отреагировать на предъявляемые рынком труда требования.

Перспективные профессии

Анализируя востребованные в настоящее время рынком труда компетенции, не следует упускать из виду «вектор будущего». Исследование рынка труда, результатом которого стал «Атлас новых профессий» [4], выполненное бизнес-школой «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив в рамках поручения В.В. Путина о разработке профессиональных стандартов, было предъявлено общественности в феврале 2014 г. В виртуальном альманахе представлены профессии в 19-ти отраслях экономики, которые будут востребованы в перспективе ближайших 15–20 лет.

На основании экспертной оценки технологических изменений, социальных и экономических процессов, влияющих на структуру текущих задач, экспертами были построены отраслевые «карты будущего», затем выявлен спрос на новые компетенции и сформирован образ новых профессий. «Атлас» позволяет нынешним школьникам, их родителям, образовательным учреждениям подготовиться к «желаемому» для компаний будущему, поскольку планы развития отдельных компаний и целых отраслей могут быть реализованы только профессионалами, обладающими необходимыми компетенциями.

Рассматривая перспективы развития финансового сектора, «Атлас» предрекает уход в прошлое профессии бухгалтера, но появление новых профессий: оценщик интеллектуальной собственности, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ, мультивалютный переводчик, разработчик персональных пенсионных планов.

В финансовом секторе, по мнению экспертов, будут важны междисциплинарные компетенции, которые должны обеспечиваться такими надпрофессиональными навыками и умениями, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, клиентоориентированность, работа с людьми, мультиязычность и мультикультурность.

Следует отметить, что вопрос о необходимых в будущем профессиональных компетенциях является стратегически важным для всех участников рынка труда: работодателей, студентов, вузов, государства в целом. Изучая тренды, присущие самим образовательным технологиям, которые нашли отражение в дорожной карте «EduRoad 2030» [5], следует выделить индивидуализацию обучения, когда на основании больших данных (Big Data) обучающийся получает рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория.

Новые образовательные технологии

Геймификация - еще одна мощная новая образовательная технология, которая позволяет вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом, а учебном контексте. Другая методика, которая набирает обороты, - смешанное обучение, сочетающее обучение онлайн и офлайн. Она позволяет индивидуально собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь.

Рост вовлечения бизнеса в систему образования и науки, позволяет говорить о новом формате диплома, когда компетенция будет являться единицей измерения результата образовательного процесса. Тренд «Рост трудовой и образовательной мобильности», по мнению экспертов, приведет к развитию франчайзинга в сфере образовательных услуг. Развитие транс- и полидисциплинарности позволит применять системный подход к образованию в течение всей жизни, будет способствовать приходу учителей-практиков взамен учителей-ретрансляторов и переориентации фокуса образования на форматы мышления.

Появление новой модели познания под влиянием информационно-коммуникационных технологий повлечет за собой принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, включая науку и образование. Данный тренд может реализовываться в формате wiki-форсайтов по обучению инноваторов кооперативному мышлению о будущем, в т.ч. онлайн, совместном доступе к научным инфраструктурам через интернет и ресурсам распределенных онлайн-лабораторий, использованию искусственного интеллекта в качестве структуризатора научных коллективов.

Дорожная карта предупреждает об угрозе исчезновения де-факто научных школ, организованных по принципу географической близости и предвещает новую парадигму науки со сменой механизма научной работы на постоянно конструируемое знание вместо научных статей и монографий: создание нового знания здесь и сейчас под задачу.

Заметим, что такие направления деятельности вуза, как модернизация образовательного процесса, включающая разработку новых образовательных форм, программ и стандартов, внедрение новых образовательных технологий и систем поддержки обучения, нашли отражение в «Стратегии развития федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» на 2013–2020 годы» [6]. В частности, в области разработки новых образовательных форм, программ и стандартов в течение 2013–2016 гг. планируется разработать собственные образовательные стандарты по программам бакалавриата и магистратуры При этом основное внимание планируется уделить формированию гибких образовательных программ бакалавриата.

Предусматривается продолжить практику распространения активных и интерактивных форм учебной работы с ежегодным обновлением инновационных методических рекомендаций и обеспечить разработку методического материала и внедрения в учебный процесс инновационных технических средств обучения. Особое внимание уделено активизации работы по формированию единой информационной системы образовательного процесса и развитию инструментария индивидуального консультирования обучающихся, за счет формирования системы дистанционного консультирования и введения на факультетах очного обучения института тьюторов. Однако сегодня, учитывая высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг, предстоящую отмену дипломов государственного образца и приватизацию образовательных учреждений, стратегия вуза, на наш взгляд, должна характеризоваться большей проактивной направленностью.

Результаты:

Проведенный выше анализ позволяет во многом переосмыслить как используемые образовательные технологии, так и собственно тот культурный и образовательный контент, который несет учебный процесс в вузе с позиции будущего. По нашему мнению, задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики, должны включать следующее:

1). Конкретизировать уровень освоения компетенций в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр, в соответствии с «видением» компетенций бакалавров профессиональным сообществом.

2) В области освоения общекультурных компетенций наибольшее внимание уделять освоению бакалаврами

- системного подхода к решению задач;

- коммуникативных навыков, связанных как с визуализацией плана, проекта, результата, так и приобретением навыков управления проектами, командной работы, работы с людьми, клиентоориентированности, мультиязычности и мультикультурности;

- личной ответственности за выполненную работу.

3) Обеспечить межотраслевую коммуникацию, введя в практику вуза реализацию межкафедральных учебных проектов, способствующих освоению студентами междисциплинарных компетенций.

4) Активно внедрять прогрессивные образовательные технологии, направленные на индивидуализацию обучения, использовать возможности геймификации, гибридного обучения, сочетающего обучение онлайн и офлайн, проводить учебные wiki-форсайты по обучению инноваторов кооперативному мышлению о будущем, в т.ч. онлайн, использовать научные инфраструктуры через интернет с созданием распределенных онлайн-лабораторий.

5) Способствовать приходу в вуз преподавателей-практиков взамен преподавателей-ретрансляторов.

6) Рассмотреть возможность развития франчайзинга в сфере образовательных услуг, в частности, в сети филиалов вуза.

7) Использовать угрозу исчезновения де-факто научных школ, организованных по принципу географической близости, как возможность выстраивания новой парадигмы науки: создание нового знания здесь и сейчас под задачу.

8) Отслеживать, оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды вуза, в т.ч. с учетом ее макрофакторов, используя обратную связь между всеми участниками рынка труда, включая государство.

[1] http://www.oxfordeconomics.com/publication/open/251449 (p. 40)

[2] Реальные потребности работодателей в кадрах. [Электронный ресурс].09.10.2014 http://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/1938824/

[3] ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Минобрнауки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747) [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/197653/

[4] Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. http://atlas100.ru/

[5] Дорожная карта «EduRoad 2030». http://metaver.net/2011/edu2030/

[6] Финансовый университет. Стратегия и программа 2013-2020 гг. http://www.fa.ru/university/Pages/Strategiya%20i%20programma%20razvitiya%20universiteta%20na%202010-2015%20gg.aspx


Источники:

1Головцова И.Г Cовременные тенденции стратегического развития системы менеджмента качества образования // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. Т. 38. № 3. С. 197-201. - http://elibrary.ru/item.asp?id=14870887.
2.Фирсова И., Фирсов Ю. Важная роль социального партнерства как основа взаимодействия работодателей и образовательных учреждений: проблемы подготовки кадров // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 370-375. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20602362.
3.Барыбин А.В., Рогинко Е.В. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг // Креативная экономика. — 2013. — № 12 (84). — c. 89-94. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30907/.
4.Крайнева Р. Изменение подходов к менеджменту организаций с учетом современных тенденций в области управления знаниями // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 1. С. 328-331. - http://elibrary.ru/item.asp?id=19014963.
5.Фирсова И. Проблемы подготовки кадров на рынке труда в современных условиях // Финансовая жизнь. 2014. № 3. С. 97-101. - http://elibrary.ru/item.asp?id=22155560.
6.Степанова О. Реальные потребности работодателей в кадрах // Портал E-xecutive.
http://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/1938824/.
7.Мельников О.Н., Горелов Н.А. Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций // Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75). — c. 15-23. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28189/.
8.Никитина Н.В., Корнеева Е.Н. Современные тенденции развития менеджмента // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. Т. 1. № 2. С. 272-274. - http://elibrary.ru/item.asp?id=17041431.
9.Шалаева В.А., Ваховский В.В. Состояние и прогнозируемые тенденции развития трудовых ресурсов // Российское предпринимательство. — 2014. — № 16 (262). — c. 76-87. — http://www.creativeconomy.ru/articles/33640/.
10.Насибян С.С. Современные тренды в модернизации российского высшего образования // Креативная экономика. — 2012. — № 10 (71). — c. 66-71. — http://www.creativeconomy.ru/articles/25169/.
11.Гыязов А.Т., Безрукова Т.Л. Взаимоотношение бизнеса и высшего образования в независимом государстве // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. № 2-3 (7-3). С. 257-262. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21359480.
12.Lar s Engwal l . The anatomy of management educa t i o n // Scandinavian Journal of Management, Volume 23, Issue 1, March 2007, Pages 4-3 ht tp://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0956522106001060
13.Joop Hartog, Yuze Sun, Xiaohao Ding. University rank and bachelor's labour market positions in China // Economics of Education Review, Volume 29, Issue 6, December 2010, Pages 971-979. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0272775710000683.
14.Martin Neugebauer. Who chooses teaching under different labor market conditions? Evidence from West Germany, 1980–2009 // Teaching and Teacher Education, Volume 45, January 2015, Pages 137-148. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X14001309.
15.Sobotková Eliška, Dohnalová Zuzana. Modern Problems of the Integration of Graduates in the Czech Labour Market //Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 143, 14 August 2014, Pages 1048-1054. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814044814.
16.Paolo Falco. Does risk matter for occupational choices? Experimental evidence from an African labour market // Labour Economics, Volume 28, June 2014, Pages 96-109. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0927537114000244.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:20:22