Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США

Крылова М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – С. 24-28.

Аннотация:
В статье рассмотрена структура Администрации малого бизнеса США и основные направления ее деятельности. Произведен анализ составляющих системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США, а также выделены ее ключевые особенности.

Ключевые слова: США, малое и среднее предпринимательство, система поддержки МСП, Администрация малого бизнеса

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Согласно рейтингу Международного валютного фонда за 2013 г. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшей страной по номинальному значению ВВП в долларовом выражении. Величина валового внутреннего продукта США за прошлый год составила 16799,7 млрд долл. США [1], при этом более половины показателя было спродуцировано малыми и средними предприятиями (МСП) [2]. В России, несмотря на ряд предпринятых в последние годы мер, направленных на развитие отечественных МСП, этот показатель все еще существенно ниже и составляет чуть более 20% ВВП [3]. Исходя из этого, особенности системы поддержки малых и средних предприятий в США представляют существенный интерес.

Структура АМБ, основные направления ее деятельности

Говоря об МСП США необходимо отметить, что на сегодняшний момент на территории данной страны применяются различные подходы к категоризации субъектов малого и среднего предпринимательства. Наиболее часто используемым является подход федерального агентства правительства США – Администрации малого бизнеса (АМБ США), согласно которому к МСП можно отнести те, в которых численность работников составляет менее 500 человек (для большинства отраслей промышленности) или средний объем годовой выручки до 7 млн долл. за последние три финансовых года (для большинства непромышленных отраслей) [4]. При этом следует отметить, что в большинстве крупнейших развитых и развивающихся стран деление на средние, малые или микропредприятия отсутствует.

Американская система поддержки МСП начала формироваться одной из первых в мире и является сегодня одной из наиболее развитых. Считается, что прародителем действующей Администрации малого бизнеса США (учреждена в 1953 г.) явилась Финансовая корпорация по реконструкции, созданная в 1932 г. по указанию Герберта Гувера и призванная предоставлять займы не только крупным, но и мелким производителям, пострадавшим в результате Великой депрессии 30-х годов ХХ в. Основной отличительной особенностью системы поддержки МСП США является, прежде всего, то, что Администрация малого бизнеса занимается всеми ключевыми направлениями, касающимися различных вариантов помощи малым и средним предприятиям. Так, в сферу ее деятельности входят одновременно и реализация программ финансирования МСП, и вопросы технического содействия развитию (обучение, консультационная помощь и прочее), а также поддержка в получении государственных заказов. В других крупнейших развитых странах, таких как Япония или страны – члены Европейского Союза, эти функции преимущественно разделены между несколькими институтами и организациями.

В состав Администрации малого бизнеса входят два специальных независимых структурных подразделения, подчиняющиеся напрямую президенту страны и призванные повышать и контролировать качество работы АМБ: Адвокатура малого бизнеса (учреждена в 1976 году) и Генеральная инспекция (учреждена в 1978 г.). Адвокатура малого бизнеса проводит исследования о состоянии малого и среднего предпринимательства в США, предоставляя многообразные аналитические доклады и помогая разрабатывать стратегические направления государственной политики по их поддержке, а также выступает в Конгрессе и суде от имени МСП, являясь, таким образом, определенным гарантом соблюдения их интересов в возникающих спорных правовых вопросах. Основной функцией Генеральной инспекции является контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных для финансирования программ АМБ, и проведение аудиторских проверок ее деятельности. Наличие двух таких равнозначных специальных независимых органов, открыто контролирующих работу федерального агентства, с одной стороны, и выступающие от имени и в защиту малых и средних предприятий, с другой, также можно отнести к особенностям системы поддержки МСП в Соединенных Штатах Америки.

Специфические программы поддержки МСП, предлагаемые АМБ США

Финансовая помощь Администрация малого бизнеса осуществляется в форме реализации распространенных среди стран с развитой экономикой программ предоставления займов по льготной процентной ставке, гарантирования займов под разнообразные нужды и микрокредитование, а также в форме специфических для США программ поддержки.

Так, особое место в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в США занимают экспорто-ориентированные МСП (в отличие от Европейского Союза, где существенный акцент делается на поддержку энергоэффективных предприятий). Для них разработан целый ряд специализированных программ, предлагающих льготное финансирование в той или иной форме, таких как:

– Программа займов для международной торговли (предназначена для тех МСП, которые либо еще только планируют, либо уже занимаются экспортной деятельностью);

– Программа обеспечения экспортного оборотного капитала (для МСП, занимающихся поставкой и производством товаров, продаваемых за границу);

– Программа экспортного «экспресс-займа» (предназначена для экспорто-ориентированных предприятий с численностью занятых до 20 человек).

Еще одним ключевым направлением поддержки малого и среднего предпринимательства в Соединенных Штатах Америки является поддержка инновационных МСП. Программам содействия развитию инновационных МСП уделяется большое внимание и в Европейском Союзе, однако в США имеется ряд существенных особенностей.

Во-первых, Администрация малого бизнеса реализует Программу инновационных исследований малого бизнеса (Small business innovation research program – SBIR), которая была запущена на базе принятого в 1982 г. в стране закона «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе». Она предназначена только для некоммерческих независимых малых предприятий, действующих на территории США и управляемых ее гражданами, и предполагает финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в несколько этапов, исключая стадию коммерциализации продукта или технологии на рынке. При этом данная программа обязывает все федеральные агентства, чей годовой бюджет на научные исследования и разработки составляет 100 млн долл. США и выше, отчислять в свой адрес по 2,5% от этих бюджетов [5].

Во-вторых, широкое распространение получила Государственная программа передачи технологий малому бизнесу (Small business technology transfer program – STTR). В ее рамках финансовая поддержка оказывается тем МСП, которые осуществляют исследовательские проекты совместно с университетами или национальными лабораториями. Здесь также стоит отметить, что важнейшую роль в запуске данных программ сыграло принятие в 1980 г. закона «Бэй-Доула», предоставившего некоммерческим организациям, университетам и МСП право собственности на изобретения, созданные при наличии финансирования со стороны правительства.

Выделяя особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США, стоит также подчеркнуть чрезвычайно высокую степень вовлеченности Администрации малого бизнеса и в сфере финансирования МСП (АМБ является гарантом в 75% всех краткосрочных и долгосрочных займов малых и средних предприятий), и в сфере информационного сопровождения МСП. Во всех штатах и крупных городах обязательно присутствуют представительства АМБ или Центры развития малого бизнеса. Кроме того, активное участие проявляют и сами предприниматели. Так, например, высококвалифицированные специалисты, вышедшие на пенсию, или работающие руководители реальных компаний на безвозмездной основе консультируют предпринимателей по вопросам, касающимся деятельности их предприятий.

Выводы

В настоящее время в США сформирована полноценная система поддержки малого и среднего предпринимательства, которая включает в себя как распространенные методы содействия развитию МСП, так и специфические, соотносящиеся с национальной экономической политикой конкретного государства. Следует отметить, что соответствующая система поддержки малого и среднего предпринимательства является одной из важнейших составляющих успешного функционирования национальных МСП, способствующих экономическому и социальному развитию страны в целом.


Источники:

1. World Economic Outlook Database [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2014/01/weodata/weorept.aspx.
2. Small Business Fact Sheet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: smallbusiness.house.gov/uploadedfiles/05.21._2013_small_biz_fact_sheet.pdf.
3. Аналитический доклад. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. – М.: Аналитический центр МСП Банка, 2013. – С. 66.
4. Code of federal regulations of the United States of America, title 13, chapter 1, part 121 – Small business size regulations.
5. An Official Website of the United States Government [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sba.gov/content/small-business-innovation-research-program-sbir-0.

Страница обновлена: 08.04.2024 в 11:43:58