Анализ предпосылок создания транспортно-логистического кластера в Мурманской области

Буч О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (248), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Буч О.В. Анализ предпосылок создания транспортно-логистического кластера в Мурманской области // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 2. – С. 140-144.

Аннотация:
В статье рассматриваются предпосылки формирования транспортно-логистического кластера в Мурманской области: транспортная инфраструктура, потенциальный состав участников кластера, этапы развития взаимодействий предприятий-участников кластера, индикаторы эффективности его создания и функционирования.

Ключевые слова: логистика, транспортная инфраструктура, Мурманская область, транспортно-логистический кластер

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Транспортные коммуникации и инфраструктура обеспечивают существующие хозяйственные связи Мурманской области, а также создают благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата в регионе и развития делового сотрудничества с российскими и иностранными партнерами.

Условия и особенности создания транспортно-логистического кластера в Мурманской области

В Мурманской области представлены все виды транспорта – наземные, морские, воздушные. Область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой особенно в сравнении с другими арктическими регионами.

На территории Мурманской области расположены три морских порта: Мурманск, Кандалакша и Витино. Порт Мурманск – единственный незамерзающий глубоководный порт на Северо-Западе РФ, точка начала навигации по Северному морскому пути. В регионе базируются атомный ледокольный флот и транспортный флот, которые обеспечивают пятую часть всех общероссийских морских перевозок грузов.

Мурманская область соединена с европейской частью России автодорогой «Кола» (автодорога федерального значения) и железнодорожным транспортом. Протяженность железнодорожных путей общего пользования – 870 км [1]. Следует отметить, что внутри региона автодороги развиты недостаточно, т.к. обеспеченность населенных пунктов дорогами с твердым покрытием составляет в Мурманской области 73,1%, а 39 из 145 населенных пунктов региона не имеют связи с помощью автодорог.

Область располагает двумя крупными аэропортами: «Мурманск» (пос. Мурмаши) и Кировск/Апатиты.

Доля транспорта в структуре валового регионального продукта составляет в настоящее время 11%.

Все вышеперечисленное создает условия для развития транспортно-логистического кластера в Мурманской области.

Основными потенциальными составляющими кластера являются:

- стивидорные компании;

- Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» (обеспечение безопасности мореплавания, лоцманские услуги, буксировка);

- Мурманский регион обслуживания Октябрьской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»);

- ФГУП «Атомфлот» (обеспечение ледокольной проводки, безопасного базирования и стабильного функционирования атомного ледокольного флота);

- логистические и транспортные компании;

- грузовладельцы и др.

Эффективность работы всех составляющих кластера во многом может определить перспективы успеха проекта создания кластера, а также сможет ли он в дальнейшем предлагать конкурентоспособные и разнообразные услуги, используя сильные и преодолевая слабые стороны предприятий транспортно-логистической сферы региона.

Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» является якорным для развития транспортно-логистического кластера в регионе, т.к. его реализация требует развития всех видов транспорта и повлияет на транспортную инфраструктуру всего региона [2]. Наличие якорного проекта в составе кластера является важной, но не единственной предпосылкой создания транспортно-логистического кластера в регионе. Равнозначными предпосылками является приграничное положение Мурманской области, которое стимулирует развитие экспортно-импортных операций, внешнеэкономической деятельности и приграничных связей предприятий кластера.

Наличие глубоководного незамерзающего порта, развитая транспортная инфраструктура (включая инфраструктуру судоремонта), атомный ледокольный флот, который позволяет совершать ледокольную проводку судов по Северному морскому пути, а также высшие и средние учебные заведения в регионе, осуществляющие подготовку и переподготовку высококвалифицированных инженеров и управленческих кадров по морским и логистическим специальностям – все это является существенными факторами формирования транспортно-логистического кластера в Мурманской области.

Важной задачей транспортно-логистического кластера является координация морского, железнодорожного, автомобильного транспорта для развития транспортной инфраструктуры региона. Кластеризация транспортно-логистического комплекса Мурманской области возможна при качественном росте использования Северного морского пути, в котором Мурманск может стать ключевым мультимодальным узлом перераспределения грузопотоков.

Особенности создания кластера заключаются в привлечении средств государства и частных компаний на основе принципа государственно-частного партнерства, выгодного как государству, так и компаниям.

Вместе с тем, можно констатировать, что в настоящее время связи между потенциальными участниками кластера являются достаточно неразвитыми, а взаимодействие участников разбалансированным.

Для развития проекта Мурманского транспортного узла потребуется привлечение значительного объема инвестиций, которые позволят провести модернизацию порта, портовой инфраструктуры, железнодорожных подходов.

Взаимодействие предприятий, формирующих кластер в период его создания, проходит несколько стадий: от полного отсутствия отношений до интеграции деятельности. Полное отсутствие отношений характеризуются тем, что различные институты, организации и компании не знают друг друга и работают в состоянии самообеспечения. Следующая стадия обмена информацией связана с установлением первых контактов между предприятиями-участниками кластера, которая связана с проведением неофициальных встреч, обменом письменной информацией. В интересах сотрудничества потенциальные участники кластера собирают и систематизируют полученную информацию. На следующей стадии консультации проходят чаще на неофициальной основе и независимо от исхода не имеют обязывающего характера, однако, часто переходят в состояние сотрудничества. Для перехода к интеграции (а интеграция является высшей на современном этапе ступенью интернационализации хозяйственной жизни и включает процесс объединения элементов экономики предприятий-бизнес-партнеров) необходима гармонизация, т.е. выравнивание систем предприятий, входящих в состав кластера, для того, чтобы создать единую систему взаимного понимания и сотрудничества первоначально на простом уровне.

Эффективность кластера можно измерить в двух направлениях – как эффективность создания кластера и как эффективность его функционирования. Под оценкой эффективности создания кластера следует понимать измерение возможностей развития услуг предприятий внутри кластера, инновационного обмена внутри кластера, сетевых взаимодействий предприятий, входящих в кластер. Данные индикаторы должны быть выражены более конкретными параметрами и отражать способность кластера инициировать синергетический эффект [3].

В дальнейшем, при развитии кластера эффективность можно оценивать как долю продукции кластера в ВРП, темп прироста объемов производства услуг кластера, долю инновационных (интермодальных) услуг в общих объемах продаж транспортных и сопутствующих услуг. Этими показателями будет определяться динамика развития транспортно-логистического кластера.

Вывод

Таким образом, в настоящее время существуют реальные предпосылки формирования транспортно-логистического кластера на территории Мурманской области: потенциальные участники кластера и характер взаимодействия между ними, транспортная инфраструктура, «якорный» кластерный проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».


Источники:

1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. – М., 2013. – 171 с.
2. Инвестиционный проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Министерство транспорта Российской Федерации. – М.: ФКУ «Ространсмодернизация», 2013.
3. Проект «Баренц логистика», 2011–2014 гг.
4. Голоскоков В.Н. Интеграционные преобразования транспортного комплекса в условиях глобализации экономики // Экономические отношения. – 2011. – № 1 (1). – c. 39–57. – http://www.creativeconomy.ru/articles/15685/.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 17:23:44