Новый взгляд на проведение факторного анализа показателя Операционный доход (EBITDA)

Клещукова У.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Клещукова У.А. Новый взгляд на проведение факторного анализа показателя Операционный доход (EBITDA) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – С. 31-38.

Аннотация:
В статье рассматривается подход к оценке показателя «Операционный доход (EBITDA)» на основе факторного анализа. Автором обосновывается попытка систематизировать, сформировать алгоритм такой оценки. Выделены факторы, оказывающие влияние на изменение данного показателя и определены формулы расчета степени данного влияния.

Ключевые слова: валовая прибыль, контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, маржа реализации, операционный доход (EBITDA), переменные расходы, постоянные расходы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Показатель «Операционный доход (EBITDA)» отображает прибыль предприятия до вычета расходов по финансовым обязательствам (уплате процентов по кредитам), налогов и начисленной амортизации. Данный показатель является ключевым в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и позволяет проследить формирование прибыли на всех уровнях. На это также направлен факторный анализ самого показателя EBITDA. Данная статья призвана помочь финансовым аналитикам вне зависимости от масштабов и сферы деятельности компании проследить цепочку факторов, влияющих на изменение показателя операционного дохода.

Процесс проведения факторного анализа

Факторный анализ показателя «Операционный доход (EBITDA)» (прибыль до налогообложения, процентов, истощения, износа и амортизации) направлен на выявление факторов, определяющих отклонение фактического значения показателя от планового.

Процесс проведения факторного анализа показателя EBITDA можно разбить на этапы:

– выявление набора ключевых факторов;

– формирование алгоритма выявления степени влияния фактора на показатель (расчета изменения показателя).

Методология проведения факторного анализа построена на оценке эффективности деятельности организаций на основе рассмотрения:

– рыночных цен закупки и цен реализации продукции;

– операционной деятельности с применением показателя маржи, рассчитанного на ценах закупки и реализации продукции в рассматриваемом периоде;

– контролируемых и неконтролируемых факторов.

Таким образом, оценка эффективности деятельности предприятий может осуществляться на основе показателя EBITDA по сумме контролируемых факторов, т.е. без учета неконтролируемых менеджментом факторов.

Факторный анализ показателя EBITDA нужно проводить по окончании отчетного периода (квартала или года). Если для анализа взят отчетный период квартал, то исходными данными могут являться: текущее планирование на квартал (если применяется на предприятии система планирования бюджетов), фактические данные управленческой отчетности за квартал; если для анализа берется отчетный период год, то – поквартальная расшифровка годового плана,

итоговые данные управленческой отчетности за каждый квартал. При проведении факторного анализа показателя EBITDA за год также возможно суммирование поквартальных значений факторов.

Похожая методика может использоваться для проведения план-факт анализа на предприятии, а также для оценки изменения планов на сопоставимые периоды (например, для анализа отклонений текущих квартальных планов от поквартальной расшифровки годового плана).

В процессе проведения анализа показателя «Операционный доход (EBITDA)» можно выделить следующие факторы:

– изменение маржи реализации;

– влияние стоимости запасов;

– изменение валовой прибыли;

– изменение затрат (операционных, коммерческих, общехозяйственных и административных);

– переоценка запасов на конец периода по рыночной стоимости;

– изменение прочих доходов и расходов.

Изменение маржи реализации

В сбытовых организациях маржа реализации рассчитывается исходя из средних цен реализации и средних цен закупки в анализируемом периоде без учета стоимости запасов на конец отчетного периода. Она условно может быть рассчитана по следующей формуле:

, (1)

где:

– маржа реализации,

– объем реализации j-ой продуктовой группы,

– цена реализации j-ой продуктовой группы,

– цена закупки j-ой продуктовой группы без учета налогов.

Изменение маржи в таком случае рассчитывается как разница между фактической и плановой маржой реализации по отдельным каналам сбыта.

В экономической литературе выделяют следующие факторы, влияющие на изменение маржи: изменение цен, объема реализации и структуры реализации.

Расчет влияния фактора цен на изменение маржи осуществляется с применением плановых объемов и плановой структуры реализации. Он производится последовательно в два этапа:

– расчет отклонения маржи реализации под пересчитанные плановые цены;

– расчет отклонения маржи реализации под фактические цены.

Фактор изменение маржи реализации под пересчитанные плановые цены отражает влияние фактически сложившихся среднерыночных цен закупки и реализации продукции в регионе деятельности отдельного предприятия на изменение маржи реализации (относительно плановых цен). Пересчитанные плановые цены реализации всегда можно рассчитать на основании данных проводимых в организациях мониторингов цен локальных рынков и конъюнктуры рынков.

Изменение маржи реализации под фактические цены отражает влияние фактических цен на изменение маржи реализации. Отклонение фактических цен от фактически сложившихся цен на рынке характеризует:

– отклонение фактических цен закупки и реализации от пересчитанных плановых цен (отклонение от формульной цены);

– отклонение фактической логистической схемы отгрузок от плановой;

– изменение удельных расходов на доставку и перевалку;

неравномерности фактических отгрузок.

, (2)

где:

– изменение маржи реализации под фактические цены,

– плановый объем реализации j-ой продуктовой группы,

– фактическая цена реализации j-ой продуктовой группы без учета косвенных налогов и акцизов,

– фактическая цена закупок j-ой продуктовой группы без учета косвенных налогов и акцизов,

– пересчитанная плановая цена реализации j-ой продуктовой группы без учета косвенных налогов и акцизов,

– пересчитанная плановая цена закупок j-ой продуктовой группы без учета косвенных налогов и акцизов.

Расчет влияния фактора объема реализованной продукции на изменение маржи реализации осуществляется с применением фактических цен и плановой структуры реализации. Он осуществляется последовательно в два этапа:

– расчет отклонения маржи реализации под пересчитанные плановые объемы реализации;

– расчет отклонения маржи реализации под фактические объемы реализации.

Изменение маржи реализации под пересчитанные плановые объемы реализации отражает влияние фактически сложившегося относительно предыдущего периода роста или падения объемов потребления той или иной продукции на рынке на изменение маржи (относительно плановых объемов реализации продукции).

Расчет изменения маржи реализации под пересчитанные плановые объемы проще производить, используя анализ деятельности организации за год. Для расчета пересчитанных плановых объемов чаще всего используются статистические данные. Примерная формула может выглядеть следующим образом:

, (3)

где:

– изменение маржи под пересчитанные плановые объемы реализации,

– плановый объем реализации,

– фактическая цена,

– фактическая цена закупок без учета косвенных налогов и акцизов,

– пересчитанный под рыночные условия суммарный плановый объем реализации продукции,

– плановый суммарный объем реализации продукции.

Влияние структуры реализации на изменение маржи возможно определить с применением фактических цен и фактических объемов реализации.

Расчет влияния данного фактора в зависимости от специфики деятельности каждого общества учитывает изменение структуры реализации в рамках отдельных каналов сбыта.

Факторы – стоимость запасов и изменение прочих доходов и расходов

Фактор влияния стоимости запасов отражает влияние стоимости и объемов запасов на себестоимость реализованной продукции в анализируемом периоде.

Фактор рассчитывается в соответствии с методом списания стоимости запасов и характеризует разницу между валовой прибылью от реализации продукции, отраженной в отчете «Прибыли и убытки», и маржой, рассчитанной на средних ценах закупки и реализации:

, (4)

где:

– изменение стоимости запасов,

– фактическое изменение стоимости запасов,

– плановое изменение стоимости запасов.

При анализе показателя EBITDA необходимо принимать во внимание изменение прочих доходов и расходов. К таким доходам и расходам относят страховые выплаты по ущербам на предприятии или убытки от страховых случаев и выбытия основных средств.

Влияние изменения затрат на показатель операционного дохода

Изменение затрат также является фактором, влияющим на операционный доход, который рассчитывается как разница между фактической суммой затрат и плановой суммой затрат.

При анализе влияния затрат на показатель операционного дохода в зависимости от деятельности предприятия выделяется:

– изменение уровня затрат, вызванное влиянием курса валют;

– изменение уровня затрат, не связанного с изменением курса валюты.

Изменение уровня затрат, не связанного с изменением курса валют, рассчитывается как разница между фактическими и плановыми затратами. Анализ изменения затрат производится в разрезе видов расходов: операционных; коммерческих, связанных с реализацией продукции на предприятии; коммерческих, связанных с прочими видами деятельности; общехозяйственных и административных; прочих расходов.

В составе коммерческих расходов выделяются переменные и постоянные затраты.

Анализ изменения переменных расходов проводится в два этапа:

– анализ влияния изменения объемов реализации. Расчет влияния фактора осуществляется с применением плановых удельных расходов, пересчитанных под фактические объемы реализации продукции. Данный фактор отражает изменение переменных расходов, вызванное отклонением фактических объемов реализации от плановых;

– анализ влияния изменения удельных расходов. Фактор рассчитывается как разница между фактической суммой переменных расходов и суммой переменных расходов, рассчитанной с применением фактических объемов реализации и плановых удельных расходов. Он отражает изменение удельных расходов за счет: отклонения фактической стоимости услуг от плановой; отклонения фактической логистической схемы поставок от плановой.

Изменение постоянных расходов отражает:

– отклонение фактической стоимости услуг от плановой;

– изменение объема потребления услуг:

, (5)

где:

– изменение стоимости постоянных расходов,

– плановые постоянные расходы,

– фактические постоянные расходы,

– плановый курс,

– фактический курс.

В случае если на конец анализируемого периода текущая рыночная стоимость запасов ниже фактической себестоимости, рекомендуется произвести переоценку запасов по рыночной стоимости для дальнейшего расчета фактора изменения стоимости запасов.

Курсовые разницы при расчете показателя EBITDA возникают на предприятии в том случае, если национальная валюта не совпадает с валютой управленческой отчетности. Это относится к крупным корпорациям или крупным международным компаниям. Курсовые разницы возникают при изменении курса национальной валюты к валюте управленческой отчетности.

Курсовые разницы могут повлиять на следующие статьи отчетности:

– доходы и расходы, номинированные в национальной валюте;

– стоимость остатков готовой продукции;

– монетарные статьи, такие как дебиторская задолженность, кредиторская задолженность и др.

Выводы

На современном этапе в экономической науке еще не сложилось единого мнения об алгоритме проведения факторного анализа показателя EBITDA. Поэтому финансовый аналитик или менеджер оставляет за собой право выбирать, какой именно фактор в наибольшей степени является адекватным и актуальным для его организации и какую методику проведения факторного анализа избрать.


Источники:

1. Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. – 119 с.
2. Экономический анализ. Учебник / Под ред. Гиляровской Л.Т. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 615 с.
3. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.
4. Романовский М., Вострокнутова А. Корпоративные финансы: Учебник – СПб: Питер, 2011. – 588 с.
5. Васильева Л. С., Петровская М. В. Финансовый анализ: Учебник – М.: КНОРУС, 2006. – 544 с.
6. Бизнес-курс АССА F5 «Performance management», 2012.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 16:54:27