Механизм реализации стратегии корпоративного управления на производственном предприятии, входящем в состав кластера

Церцеил Ю.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (246), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Церцеил Ю.С. Механизм реализации стратегии корпоративного управления на производственном предприятии, входящем в состав кластера // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – С. 120-126.

Аннотация:
Использование методов корпоративного управления в практике хозяйствования российских предприятий способствует росту инвестиционной привлекательности компаний как на российском, так и на зарубежных рынках.

Ключевые слова: Республика Татарстан, стоимость предприятия, кластер, капитализация, чистые активы, стратегия корпоративного управления, методы корпоративного управления



Современная институциональная экономика характеризуется наличием корпоративных форм бизнеса, что подразумевает под собой взаимодействие собственников (миноритарных акционеров) и менеджеров (наемных служащих), осуществляющих управление компанией. Основными предпосылками развития данного процесса стало укрупнение масштабов производственной деятельности компаний - участниц мирового хозяйства. В тоже время все хозяйствующие субъекты в условиях глобализации и интернационализации мирового хозяйства осуществляют свою деятельность в условиях ограниченных ресурсов, как материальных, так и финансовых.

Первоначально, данные компании прибегают к дополнительному выпуску ценных бумаг (акций и облигаций), проводят их размещение на фондовом рынке, что позволят им привлечь внешних инвесторов. В дальнейшем, благодаря капитализации ценных бумаг данных предприятий, упрощается способ оценки их стоимости. Использование методов корпоративного управления в практике хозяйствования российских предприятий способствует росту инвестиционной привлекательности компаний как на российском, так и на зарубежных рынках.

Выбор метода корпоративного управления предприятием

В настоящее время типология методов корпоративного управления предприятием, входящего в кластер, включает следующие категории:

- управление по отклонениям на основе моделей максимизации стоимости капитала;

- управление по целям на основе моделей максимизации стоимости капитала;

- управление по отклонениям на основе развития потенциала предприятия;

- управление по целям на основе развития потенциала предприятия.

На выбор метода корпоративного управления предприятием в кластере оказывают влияние:

- базовая стратегия развития предприятия: лидерство по издержкам, диверсификация, фокусирование, комбинированная;

- тип кластера: основанный на создании цепочки ценностей, основанный на применении сквозных стержневых компетенций, основанный на формировании интегральной ценности компании кластера, комбинированный;

- тип интеграции предприятия в кластер: вертикальная, горизонтальная, цепочки ценности, смешанный.

Алгоритм принятия решения в выборе метода корпоративного управления представлен в таблице 1.

Таблица 1

Алгоритм принятия решения в выборе метода корпоративного управления

1 этап
Выбор базовой стратегии предприятия
- лидерство по издержкам;
- диверсификация;
- фокусирование;
- комбинированная
2 этап
Выбор типа интеграции в кластер
- вертикальная;
- горизонтальная;
- цепочка ценности;
- смешанный
3 этап
Выбор типа кластера
- основанный на создании цепочки ценности;
- основанный на применении сквозных стержневых компетенций;
- основанный на формировании интегральной ценности компаний кластера;
- комбинированный
4 этап
Выбор метода корпоративного управления
- управление по отклонениям на основе моделей максимизации стоимости;
- управление по целям на основе моделей максимизации стоимости;
- управление по отклонениям на основе развития потенциала предприятия;
- управление по целям на основе развития потенциала предприятия

Реализация одного из методов корпоративного управления позволяет обеспечить создание максимальной ценности для акционеров в долгосрочном периоде.

Кластерный подход формирования корпоративных стратегий

В условиях рыночных отношений наиболее устойчивыми оказываются производственные отношения в рамках кластерного образования. М. Портер в теории национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики говорит следующее: «обеспечивая основу необычайного конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса, кластеры выступают ярко выраженной особенностью любой национальной, региональной экономики». Марков Л.С. определяет кластер «в качестве средства перехода к производственным процессам с большей добавленной стоимостью, выступают в качестве обобщающей формы организации промышленного производства».

Наумов В.А. в своем исследовании предлагает проводить классификацию кластеров по признаку отражающих специфику отраслей. Так, например, по признаку инновационности выделяются кластеры, использующие новую технологию для выпуска новых товаров, и кластеры, использующие новую технологию для производства традиционных товаров.

Кластерный подход формирования корпоративных стратегий компании предполагает реализацию способа создания и развития кластерных образований в регионе с целью повышения стоимости компаний - участников.

Марков Л.С. выделяет два основных подхода, которые включают соответствующие методики по выделению кластера в тот или иной тип. В первом подходе используется принцип идентификации кластера. Данный принцип базируется на поиске пространственных локализаций производств, ориентированных на специфический вид экономической деятельности. То есть определение кластера происходит по принципу «от большего к меньшему». Во втором подходе кластеры определяются на конкретно выбранной территории, которая характеризуется присутствием в ней отраслей - лидеров данных производств. Данные подходы в определении кластерных образований конкретного региона позволяют проанализировать имеющуюся производственно-кооперационную цепочку создания добавленной стоимости на предприятиях - участниках кластера.

Оценка социально-экономических последствий создания и функционирования кластерного образования должна основываться на обобщенных критериях, которые включали бы совокупность показателей, раскрывающих содержание выбранных критериев. В условиях постиндустриальной экономики наряду со стандартным набором критериев оценки, таких как объем производства, удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме производства и реализации, природно-ресурсный потенциал, рыночная стоимость нематериальных активов (без интеллектуальных инвестиций), сумма чистой прибыли и другие, необходимо ввести показатели, отражающие использование интеллектуального капитала. А именно, рентабельность управленческого персонала, синергетический эффект совместного использования ключевых сфер компетенции компании - участника кластера, синергетический эффект совместного использования нематериальных активов в рамках кластера. Кроме того, в деятельности кластера необходимо учесть внешние и внутренние институциональные факторы. Одним из важнейших показателей оценки деятельности кластера является уровень транзакционных издержек, которые оказывают значительное влияние на стоимость компаний - участников кластера. В рамках кластера приоритетной является транзакция управления, определяющая взаимоотношение собственников и менеджеров компании. В данном случае издержки транзакции по выплате вознаграждения менеджерам компании компенсируется их деятельностью, в которой целевой функцией является увеличение благосостояния акционеров компании.

Характерное для Российской Федерации развитие сырьевой экономики обуславливает тенденции поступательной динамики предприятий ключевых отраслей, в первую очередь предприятий обрабатывающих производств как одной из наиболее значимых отраслей национальной экономики. Предприятия производственного комплекса обладают значительным потенциалом, рациональное использование которого будет способствовать решению задачи перевода национальной экономики на инновационный путь посредством проведения комплексной модернизации.

Нефтехимический кластер РТ

Производственными участниками нефтехимического кластера РТ являются следующие предприятия: ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова».

Рассмотрим группу производственных предприятий, входящих в состав нефтехимического кластера РТ, а именно: ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез», то можно отметить следующее. Данные предприятия объединены в подгруппу в соответствии с типом интеграции в кластер: вертикальная интеграция в рамках единой технологической цепочки. Рисунок показывает сложившуюся кооперационную цепь среди якорных предприятий нефтехимического кластера Республики Татарстан.

р11

Рис. Взаимосвязь якорных предприятий нефтехимического кластера РТ:

ОАО «НЗТУ» – ОАО «Нижнекамский завод технического углерода»; ОАО «КОС» - ОАО «Казаньоргсинтез»;

ОАО «ННХ» – ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Как видно из рисунка ОАО «Казаньоргсинтез» является потребителем нефтехимического сырья – этиленгликоль и технический углерод, – поставщиками которых являются ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамский завод технического углерода». На данный момент ОАО «Казаньоргсинтез» обеспечивает потребности таких отраслей промышленности, как электроника, машиностроение, строительство, нефтегазохимия, текстильная промышленность, парфюмерия. В таблице 2 рассмотрены ассортимент выпускаемой продукции и отрасли промышленности дальнейшего использования продукта.

Таблица 2

Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Казаньоргсинтез»

Название продукта
Отрасль промышленности последующего использования произведенного продукта
Поликарбонат
Электроника, оптика, автомобилестроение, оптика
Полиэтилен высокого давления
Производство пищевых и технических пленок, изоляционных материалов
Пластмассовые изделия
Ирригационные системы, газоснабжение, системы технологических трубопроводов
Органические продукты
Нефтегазовая промышленность, парфюмерия, текстильная промышленность, теплообменные аппараты, двигатели внутреннего сгорания
Фенол
Производство медицинских препаратов, синтетические смолы, гербициды, смазочные масла
Ацетон
Лакокрасочные материалы, растворители
Бисфенол
Смолы, лаки, клей

Положение в нефтехимической отрасли ОАО «Нижнекамскнефтехим» характеризуется следующим производством товаров, отраженных в таблице 3.

Таблица 3

Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Название продукта
Отрасль промышленности дальнейшего использования продукта.
Изопреновый каучук
Оборонная промышленность, автомобилестроение
Бутиловый каучук
Автомобилестроение
Галобутиловый каучук
Автомобилестроение
Бутадиеновый каучук
Шинная промышленность
Стирол, полистирол.
Латексная промышленность
Неонол
Производство синтетических моющих средств
Этиленгликоль
Сырье для производства полиэтилена

В результате внедрения эффективной системы корпоративного управления данные предприятия имеют высокую капитализацию ценных бумаг на фондовом рынке. Об этом свидетельствуют данные таблицы 4.

Таблица 4

Капитализированная стоимость предприятий нефтехимического кластера РТ

Предприятие нефтехимического кластера РТ
Капитализированная стоимость предприятия в 2011 г., млн руб.
Капитализированная стоимость предприятия в 2012 году, млн руб.
ОАО «Казаньоргсинтез»
6961,8
9832,7
ОАО «Нижнекамскнефтехим»
52600
71779

Таблица 4 показывает, что на данных предприятиях происходит рост их рыночной стоимости, что является основополагающим критерием оценки качества корпоративного управления на данных предприятиях и в рамках всего кластера в целом. Темп роста рыночной стоимости данных предприятий составил

ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», являясь акционерным обществом, на данный момент не имеет котировки ценных бумаг на фондовом рынке, поэтому мы будем рассматривать динамику роста его чистых активов в таблице 5.

Таблица 5

Динамика роста чистых активов ОАО «Нижнекамский завод технического углерода»

ОАО «НЗТУ»
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Средний темп роста, %
Чистые активы, млн руб.
759,0
782,0
814,0
825,0
2,0

Для расчета дисконтированной стоимости чистых активов нарастающим итогом воспользуемся следующими данными:

1) Для определения требуемой ставки доходности рассчитаем рентабельность активов за 2011 г.: валовая прибыль составила 278627 тыс. руб., активы предприятия 1175822 тыс. руб.

2) Требуемый уровень доходности по данному предприятию составил 24%.

3) Дисконтированная стоимость чистых активов в прогнозном периоде 2012-2016 гг. нарастающим итогом ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» составила 2384,4 млн руб. Исходные данные для проведения расчетов представлены в таблице 6.

Таблица 6

Величина чистых активов ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» в прогнозном периоде

Абсолютная величина, млн руб.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Чистые активы
841,5
858,3
885,5
893,0
910,87
Дисконтирующий множитель
0,806
0,650
0,524
0,423
0,341
Дисконтированная стоимость чистых активов
678,63
558,2
459,19
377,71
310,71

Вывод

Приведенные показатели капитализированной стоимости и стоимости чистых активов по предприятиям ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» доказывают эффективность применения и реализации корпоративной стратегии управления данными предприятиями, о чем свидетельствует рост их рыночной стоимости.


Источники:

1. Годовые отчеты ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», размещенные на официальных сайтах данных предприятий.
2. Лобанова Е.Н. Корпоративный финансовый менеджмент: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Юрайт», 2012. – 990 с.
3. Марков Л.С. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленных кластеров высоких технологий (на примере кластера высоких технологий г. Новосибирска): дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Новосибирск, 2006. – с. 83–84.
4. Наумов В.А. Формирование межотраслевых кластерных образований в промышленности: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Москва, 2007. – с. 41–44.
5. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 608 с.
6. Андрющенко П.Н. Корпоративное управление и стоимость компаний // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 4 (4). – c. 13–20. – http://www.creativeconomy.ru/articles/15406/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:20:23