Конкурентоспособность предпринимательских структур в условиях переходной экономики Республики Таджикистан

Ахмедова Н.Р.1, Ахмедова З.А.1, Джураева З.А.1
1 Таджикский государственный университет коммерции

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахмедова Н.Р., Ахмедова З.А., Джураева З.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур в условиях переходной экономики Республики Таджикистан // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 18. – С. 13-19.

Аннотация:
Исследование малого предпринимательства как социально-экономического явления и его роли в развитии экономики Таджикистана является актуальным и имеет практическую значимость. Малый бизнес вносит значительный вклад в преодоление финансово-экономического кризиса и переводе страны на инновационный путь развития. В сложившейся экономической ситуации остро встает вопрос повышения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, предпринимательские структуры, конкуренция, потенциал, республика Таджикистан



Современные тенденции развития национальной экономики в условиях трансформации экономических отношений, усиление конкуренции, экономические реформы переходного периода, осложняют процессы формирования и механизмы реализации структурной, инвестиционной, финансовой и инновационной политики хозяйствующими субъектами. Нестабильность в развитии значительного числа предприятий обозначили проблему поиска новых подходов, форм и методов, обеспечивающих условия для мобилизации внутренних резервов, разработки новых механизмов управления предпринимательскими структурами, адекватно динамике развития экономических процессов в стране. В сложившейся ситуации особо остро встает вопрос о необходимости исследования проблем, связанных с развитием конкуренции, повышением конкурентоспособности предпринимательских структур Республики Таджикистан.

Значение предпринимательской деятельности

Согласно Налоговому Кодексу Республики Таджикистан (ст.15) предпринимательской деятельностью считается любая деятельность, целью которой является получение прибыли, дохода или компенсации, независимо от результатов такой деятельности [3]. В целом предпринимательство представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь исторического развития, и на каждом этапе его содержание отражало его характерные черты соответствующей эпохи. Мировое экономическое развитие последнего десятилетия XXI века отличается высокой интенсификацией производственных процессов, качественным изменением и расширением ассортимента товаров на потребительском рынке, внедрением инновационных технологий в различные сферы деятельности, что позволяет значительно улучшить общественные потребности населения.

В сложившейся экономической ситуации в сфере предпринимательской деятельности возникает потребность в определении оптимального сочетания факторов производства, позволяющего получить максимальный экономический эффект на длительную перспективу.

Значение предпринимательской деятельности в современных условиях определяется следующими факторами:

–развитие малого и среднего предпринимательства способствует созданию здоровой конкуренции в различных секторах национальной экономики, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворению общественных потребностей;

–малое и среднее предпринимательство обладает достаточным потенциалом для решения социальных проблем: повышение уровня занятости населения, снижения социальной напряженности, сокращения безработицы;

–участие в малом и среднем бизнесе влияет на формирование среднего класса общества, жизненные ориентиры и деловую активность населения, способствует стабилизации политической и социальной жизни в стране;

–предпринимательские структуры являются важным источником пополнения бюджетов всех уровней;

–предпринимательство, ориентируясь на конъюнктуру рынка, активно использует новейшие достижения науки и техники и др.

Соответственно, одним из основных индикаторов качества экономической среды является количество субъектов предпринимательской деятельности в конкретном регионе.

Развитие предпринимательствав Таджикистане

Предпринимательская деятельность в условиях изменяющейся внешней среды способствует интеграции управленческих процессов, направленных на оценку условий и факторов обеспечения эффективности ее функционирования.

Развитие предпринимательства в Таджикистане происходит довольно медленно (см. табл.).

Так за период с 2001 г. по 2010 г. число предприятий в сфере предпринимательства увеличилось на 1684 единицы и составило 2865 единицы (см. табл.). Наибольшее число предприятий приходится на сельское хозяйство (14,1%), строительство и проектные организации (12,6%), торговли и общественного питания (29,4%), ЖКХ и непродовольственных видов бытового обслуживания населения (26,2%) [5].

1

Таким образом, конкретная стратегия развития предпринимательской деятельности будет зависеть от внутренней политики системы в области использования всех видов ресурсов. Их самодостаточности, т.е. загруженности производственно-обслуживающих мощностей, тенденций изменения внешнеэкономических связей, объективных факторов макросреды, уровня интеграции и др., что в целом призваны обеспечивать качественное оказание услуг населению и росту экономики страны, соответствующих мировым стандартам.

В развитых странах в данном секторе экономики сосредоточено до 2/3 экономически активного населения, производится более половины ВВП. Государство поддерживает предпринимательство как финансами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Анализ современного состояния развития предпринимательства в Республике Таджикистан

Анализ современного состояния развития предпринимательства в Республике Таджикистан позволяет определить поле проблем, препятствующих его сбалансированному развитию: – низкая конкурентоспособность предпринимательских структур, ограничивающая перспективы их развития;

– слабая законодательная база, не стимулирующая развитие предпринимательской деятельности;

– неэффективное взаимодействие государства и предпринимательских структур;

– управление предпринимательскими структурами не использует в достаточном объеме интеллектуальный потенциал, не уделяет должного внимания формированию оптимальной организационной структуры и др.

В результате сложившейся экономической ситуации за последние 10 лет ликвидировано 249 предприятий, основная доля, которых приходится на г. Душанбе – 149 предприятий (59,84%). Второе место по ликвидации предприятий занимает РРП (14,0%), третье место – Хатлонская область (13,25%), на последнем – Согдийская область (12,45%) и ГБАО (0,4%).

Предпринимательство определяется как сложный социально-экономический институт, представленный совокупностью самостоятельно хозяйствующих субъектов, направляющих свою активность на удовлетворение общественных потребностей, увеличение стоимости собственного капитала и получение социально-экономических и технологических эффектов.

Конкурентоспособность предпринимательской структуры

Важнейшим свойством современной предпринимательской структуры является ее конкурентоспособность. В экономической теории используются несколько взаимосвязанных понятий конкурентоспособности: «конкурентоспособность», «конкурентная позиция», «конкурентные преимущества» и др.

Конкурентоспособность является категорией динамической, обусловленной внешними факторами.Потенциал конкурентоспособности определяется определенными элементами (рис.).

2

Реализация потенциала конкурентоспособности и формирование конкурентных преимуществ обусловлена переходом элементов в факторы в конкретных экономических условиях.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности предпринимательских структур

В целях повышения конкурентоспособности предпринимательских структур национальной экономики в условиях нестабильности развития целесообразна реализация комплекса мероприятий:

1. Создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности, в том числе выявление и устранение различного рода барьеров и ограничений в ее развитии.

2. Разработка комплекса мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Разработка различных инфраструктурных проектов: создание бизнес-инкубаторов, выделение грантов для поддержки деятельности начинающих малых и средних предприятий.

4. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательских структур и т.д.

5. Создание положительного имиджа предприятий малого и среднего предпринимательства как хозяйствующего субъекта экономики.

Реализация данного комплекса мероприятий будут способствовать развитию как данного сектора экономики, так социально-экономическому развитию страны в целом.

Вывод

В условиях трансформации экономических отношений, в Республике Таджикистан, нестабильном развитии социально-экономических процессов, важное значение приобретает развитие предпринимательства в различных секторах экономики. Малое и среднее предпринимательство создает благоприятные условия для сокращения безработицы, увеличению производства товаров и услуг, повышению благосостояния народа.

Важным условием успешного развития предпринимательских структур в стране является повышение их конкурентоспособности и обеспечение стабильности развития. Большую роль в реализации существующих проблем играет государственная поддержка и создание благоприятной предпринимательской среды.


Источники:

1.Закон Республики Таджикистан «О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 10 мая 2002г. № 46.
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года» от 03.12.2004 № 469.
3.Налоговый Кодекс Республики Таджикистан. – Душанбе, 2011.
4.Постановление Правительства Республики Таджикистан «Национальная Стратегия Республики Таджикистан на период до 2015 года» от 28 июня 2007 года № 704.
5.Статистический сборник. Таджикистан: 20 лет государственной независимости.– Душанбе, 2011
6. Кабирова Р. С . , Мубаракзянова А . Р. Особенности формирования конкурентоспособности региона // Креативная экономика. – 2012. – № 10 (71). – C. 38-43. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25162/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:31:38