Совершенствование условий для развития малого и среднего бизнеса через институт уполномоченного по защите прав предпринимателей

Палагина А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Палагина А.Н. Совершенствование условий для развития малого и среднего бизнеса через институт уполномоченного по защите прав предпринимателей // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 15. – С. 56-61.

Аннотация:
В статье представлен обзор ключевых тенденций в области развития предпринимательства в РФ, анализ законодательства, регулирующего функционирование института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также сравнительный анализ ключевых функциональных характеристик представителей бизнеса в России и за рубежом.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, система поддержки предпринимательства, уполномоченный по правам предпринимательства



Проблемы развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в России становятся все более актуальными в условиях динамично меняющейся внешней среды и глобализации мирового экономического пространства, обостряясь в период кризисных тенденций.

Ключевая роль малого и среднего бизнеса

Возможности инерционного сценария развития экономики очевидно исчерпаны. По мнению помощника Президента РФ А.Р. Белоусова мы входим «…в этап…самый сложный за всю постсоветскую историю нашей страны, в совершенно новые условия экономического развития, которые кардинально отличаются от условий прошедшего десятилетия…», безусловно требуя новых системных решений в сфере регулирования и новых инструментов содействия предпринимательству.

В сложной дискуссии о наличии, либо отсутствии у нашей страны резервов для экономического роста, малому бизнесу отводится не последняя роль. МСП является ключевым элементом экономической системы, формирующим конкурентоспособность государства на современном этапе. В Стратегии развития предпринимательства 2020, подготовленной Еврокомиссией, оно названо основным фактором, формирующим занятость населения, а также главным источником инноваций и экономического роста.

Тем не менее, согласно статистике, в 2011 году ключевые показатели деятельности МСП в России в сравнении с другими развитыми странами значительно ниже. Сравним такие показатели, как доля в ВВП, доля от общего числа занятых в экономике и уровень заработной платы в сравнении с таким уровнем в других секторах экономики.

1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ в среднем около 20%; в ЕС аналогичный показатель составляет от 50 до 70%, в США – более 50%.

2. Доля МСП от общего числа занятых в экономике составляет у нас в стране 19,1%. В США, ЕС, в странах с менее развитой экономикой - таких как Бразилия, Индия, Турция - число занятых колеблется от 50 до 70%.

3. Одной из причин, привлекающих людей в МСП, является высокий уровень заработной платы (дохода). В нашей стране ситуация в этом плане не может считаться удовлетворительной: уровень заработной платы в МСП ниже среднего уровня зарплаты в целом по стране в РФ – на 30% (500 $).

Еще одним важным показателем, характеризующим уровень развития анализируемого нами сектора, является кредитная обеспеченность.

В качестве ключевой тенденции развития кредитования малого и среднего бизнеса в РФ можно отметить следующее. Объем кредитных ресурсов, выданных МСП за период с 2009 по 2011гг., показал существенный рост. Однако, доля этого показателя в общем объеме выданных банками кредитов после роста в 2010 году, в 2011 снизилась, и составила почти 23% (в денежном выражении 5,2 трлн. руб.). То есть экономика в целом кредитуется в большем объеме, нежели сектор МСП.

Представленная статистика очевидно демонстрирует ресурсный потенциал малого и среднего бизнеса и необходимость реализации масштабных системных мер по его стимулированию.

В программном выступлении на Санкт-Петербургском экономическом Форуме в июне 2012 года, почти сразу же после своего вступления в должность, Президент России В.В. Путин ключевым вопросом государственной политики на современном этапе определил необходимость создания благоприятного конкурентного инвестиционного климата. Тогда же была поставлена задача вхождения нашей страны к концу текущего десятилетия в двадцатку стран мира с наиболее комфортной деловой средой. Выполнение этих задач видится через оперативное решение каждодневных проблем предпринимателей – нарушения их законных прав, бюрократического давления на бизнес, административных барьеров.

Проблемы эти не являются исключительно российскими. Они характерны для самых разных мировых экономик. Всегда, несмотря на принимаемые правительствами разных стран стимулирующие меры, у бизнеса есть устойчивое неудовлетворение их объемом и качеством. Разница – в степени неудовлетворенности. Проиллюстрируем этот тезис результатами исследования частного бизнеса в России и за рубежом, проведенного летом 2012 года аудиторской компанией PwC [1], в котором приняли участие 2000 представителей 28 рыночных сегментов. Участники опроса из большинства стран достаточно низко оценили степень важности для экономики страны в целом роли предпринимательства с точки зрения понимания этой роли правительствами стран - респондентов.

Обращает на себя внимание уровень объективной оценки текущего положения частного бизнеса в экономической системе страны предпринимателями из России - один из самых низких в целом по странам – участницам опроса. Превышение количества респондентов, отрицательно ответивших на поставленный вопрос, составило 43 человека.

Согласно исследованию, 82% респондентов - представителей МСП РФ, не согласны с утверждением, что государство делает все, что может для того, чтобы помочь бизнесу развиваться. И это несмотря на реализуемую Минэкономразвития совместно с регионами длительное время программу поддержки и развития МСП, на финансирование которое только из Федерального бюджета в 2013 году запланировано более 22 млрд. рублей.

На наш взгляд такое положение вещей является следствием того, что ключевые факторы, определяющие развитие малого бизнеса, находятся за пределами сферы прямой государственной поддержки. При этом, однако, они лежат в зоне возможностей государственного регулирования, а именно – в институциональной среде.

Анализ ключевых характеристик бизнес-омбудсменов

Качественным примером эффективного институционального воздействия на российские экономические процессы является создаваемый в прямом контакте с бизнесом новый специальный институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Этот эффективный инструмент решения бюрократических проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности, достаточно давно используется во многих странах мира.

Уже к 1 декабря 2012 года, в соответствии с поручением Президента, Правительством был внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального Закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который был утвержден Госдумой во 2-м и 3-м чтении 26 апреля 2013 года. 7 мая т. г. 78 - ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации.

Принятие Закона и введение должности уполномоченного по правам предпринимателей в реестр должностей позволят использовать успешный зарубежный опыт в РФ.

Сравнительный анализ ключевых характеристик бизнес-омбудсменов в странах, внедривших этот элемент системы поддержки предпринимательства, представлен в таблице 1.

р10

р11

Из основных положений Закона следует выделить то, что Уполномоченный при Президенте РФ и его аппарат является государственным органом власти, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом он сохраняет свою независимость и подотчетен исключительно Президенту РФ.

С целью эффективного выполнения своих функций Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ имеет возможность:

  • беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при наличии служебного удостоверения, а также запрашивать у них необходимую для решения вопроса информацию, документы и материалы;
  • посещать подозреваемых, обвиняемых и заключенных под стражу в связи с нарушением законодательства в сфере предпринимательской деятельности субъектов;
  • принимать участие в выездных проверках субъекта предпринимательской деятельности (заявителя), проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (при наличии письменного согласия заявителя);
  • одновременно с обжалованием ненормативных актов органов местного самоуправления, нарушающих права субъектов предпринимательства, в судебном порядке, выносить предписания по приостановлению их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
  • Несмотря на то, что институт Уполномоченного работает в России чуть более года, очевидна его востребованность. Ежедневно к нему поступает множество обращений из разных регионов России. Во многом эффективную работу Уполномоченного на самом сложном – начальном - этапе, в отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, обеспечила поддержка бизнес сообщества страны, и в первую очередь такого авторитетного бизнес объединения, как Торгово-промышленная палата Российской Федерации

    Наибольшее количество жалоб на действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления поступает, как и предполагалось, от представителей МСП (более 35%). Именно этот участок и обеспечивает ТПП РФ, создав в своей структуре Департамент по защите малого и среднего бизнеса. На втором месте по частоте обращений находятся вопросы, связанные с осуществлением строительства (12%) и закупок (10%).

    Принципиально важной задачей, как для самого Уполномоченного, так и для системы государственной власти в целом является обеспечение эффективности работы этого нового инструмента поддержки бизнеса и формирования к нему доверия со стороны самих предпринимателей.. Достижению этой цели в первую очередь будут способствовать:

  • обеспечение полной независимости Уполномоченного по защите прав предпринимателей от органов государственной власти и местного самоуправления;
  • наделение Уполномоченного достаточным набором компетенций, позволяющим осуществлять эффективное и оперативное решение проблем предпринимателей;
  • максимально возможный учет мнения деловой среды при назначении на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
  • Вывод

    Соблюдение представленных выше условий позволит сделать вновь созданный институт защиты прав и интересов предпринимателей максимально эффективным в решении поставленных проблем, и, как следствие, будет способствовать улучшению экономического климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.

    [1] Бизнес - омбудсмены и защита прав предпринимателей. Краткий обзор международного опыта. Октябрь 2012г.

    [2] Составлено автором


    Источники:

    1. Федеральный Закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
    2. Бизнес-омбудсмены и защита прав предпринимателей. Краткий обзор международного опыта. Октябрь 2012 г.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:58:31