Малый бизнес в условиях модернизации местного самоуправления

Утюшева Л.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Утюшева Л.Д. Малый бизнес в условиях модернизации местного самоуправления // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 48-54.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные аспекты, характеризующие формирование финансово-экономической самостоятельности территорий местного самоуправления. Определены основные формы и механизмы участия малого бизнеса, способствующие укреплению финансово-экономической устойчивости муниципального образования в условиях модернизации системы местного самоуправления.

Ключевые слова: малый бизнес, бюджет, местное самоуправление, муниципальный заказ, финансово-экономическая основа



Главный показатель эффективности функционирования механизма местного самоуправления в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями. Последствия, вызванные проведенной реформой административной системы, сформировали фундамент для укрепления экономико-финансовой основы муниципальных образований, создания стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджета, которые, в свою очередь, должны обеспечить процесс модернизации системы местного самоуправления, требующего повышения эффективности и качества управления местным ресурсным потенциалом. Это обуславливает необходимость исследовать, в какой форме и степени развитие малого бизнеса способствует укреплению финансово-экономической самостоятельности муниципального образования, поскольку именно малые предприятия, потребляющие местные ресурсы и реализующие свою продукцию преимущественно на местном рынке, в настоящее время выступают катализатором устойчивого развития местных территорий [1].

Муниципальное имущество

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местный бюджет и иные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований [2].

Использование муниципального имущества малым бизнесом удовлетворяет потребность предприятий в необходимых площадях, землях, а также способствуют пополнению местного бюджета по неналоговым статьям.

В рамках управления муниципальным нежилым фондом имущественного комплекса Волгограда в целях удовлетворения потребностей местного сектора малого бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малых предприятий, в производственных помещениях и площадях реализуются следующие меры (см. табл. 1):

− предоставление скидок на аренду помещений в размере 10%;

− уменьшение размера арендной платы на сумму расходов, потраченных арендаторами на капитальный ремонт арендуемых помещений;

− передача в безвозмездное пользование нежилых помещений сроком на 5 лет;

− передача в безвозмездное пользование нежилых помещений, не востребованных для аренды в течение 3 лет, с обязательным условием проведения работ капитального характера;

− продажа арендуемых помещений субъектами малого бизнеса на условиях рассрочки оплаты.

Таблица 1

Малый и средний бизнес в структуре управления муниципальным имущественным комплексом Волгограда за 2011 год

Муниципальный имущественный комплекс Волгограда
Ед. измерения
Значение
Участие малого и среднего бизнеса
Общая площадь муниципального нежилого фонда
тыс. кв. м
433,3
-
Передано в аренду
тыс. кв. м
251,0
96,2
В безвозмездное пользование
тыс. кв. м
61,8
15,7
Свободная площадь
тыс. кв. м
120,5
-
Средства, полученные от продажи муниципального имущества
млн руб.
412,8
298,3
* Составлено автором на базе данных [3]

Таким образом, значение малого бизнеса в управление муниципальным имущественным комплексом Волгограда способствует:

− сокращению неиспользуемых объектов муниципального имущества;

− обеспечивает пополнение доходов в городской бюджет посредством аренды помещений, договоров купли-продажи права аренды помещений, приватизации и покупки объектов муниципального имущественного комплекса;

− обеспечивает поддержание технического состояния арендуемых нежилых помещений города путем проведения работ капитального ремонта муниципальных объектов.

Муниципальный бюджет и финансы

Многие исследователи считают, что местные администрации экономически мало заинтересованы в проведении активной политики развития малого бизнеса на муниципальном уровне, поскольку существующая налоговая система и сложившиеся принципы межбюджетных отношений закрепляют крайне низкие доли федеральных налогов за муниципальным образованием, когда во всем мире большая часть налогов от малых предприятий остается на месте [4].

Если проанализировать поступление налогов за 2011 год на территории Волгограда во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, то Волгоград в этом смысле не исключение: общая сумма налогов и сборов, собранных на территории Волгограда составила 69,3 млрд руб. (см. табл. 2), из которых поступило:

− в федеральный бюджет – 56,0% от общего объема поступлений;

− в бюджет Волгоградской области – 34,5%;

− в бюджет Волгограда – 9,5% [3].

Таблица 2

Поступление налогов и сборов на территории Волгограда

Показатели
Ед. измерения
2010
2011
Налоговые доходы, всего
млн руб.
58092,2
69308,3
Налог на прибыль организаций всего (справочно)
млн руб.
15043,1
14066,9
Налог на прибыль малых предприятий
млн руб.
682,5
682,9
Доля налога на прибыль малых предприятий от общей суммы налога на прибыль
%
4,5
4,9
* Составлено автором на базе данных [3, 5]

В сфере формирования налоговых поступлений, связанных с ведением коммерческой деятельности на территории Волгограда вклад малых предприятий – юридических лиц значительно скромнее: учитывая, что 90% поступивших налогов и сборов перераспределяются в вышестоящие бюджеты, то в муниципальном бюджете Волгограда доход от налоговых обязательств, выплаченными малыми организациями, остается еще меньше.

С другой стороны, поступление налогов на доходы физических лиц, занятых в сфере малого бизнеса, для муниципального бюджета достаточно ощутимо (см. рис.).

1

Учитывая то важное обстоятельство, что по итогам 2011 года 35,5% от общей численности занятых в сфере экономики Волгограда, пришлись на занятых в сфере малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, соответственно, можно предположить, что более 30% поступления налогов на доходы физических лиц в муниципальный бюджет города обеспечивается за счет деятельности малого бизнеса [6].

Муниципальный заказ

В числе факторов, которые необходимо принимать во внимание при привлечении собственных материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований, особенно важен такой, как муниципальный заказ, который выступает одним из способов усиления степени воздействия на экономику, служит основой не только для реализации производственных программ государственного и муниципального значения, но и подразделений реального сектора экономики, включая малые предприятия (см. табл. 3).

Таблица 3

Участие малого бизнеса в муниципальных закупках г. Волгограда

Показатель
2010
2011
Темп роста, %
Общая сумма заключенных муниципальных контрактов по результатам торгов и запроса котировок, млн руб.
124,0
151,2
22
Доля малого бизнеса в муниципальном заказе, %
11,6
12,6
8,6
* Составлено автором на базе данных [7]

Можно заключить, что на территории Волгограда процесс вовлечения субъектов малого бизнеса в проводимые процедуры муниципальных закупок протекает достаточно медленно, особенно на фоне сохранения высокой доли проведенных закупок у единственного поставщика (47,5% от общей суммы заключенных контрактов), что свидетельствуют о слаборазвитой конкурентной среде на территории Волгограда и, как следствие, снижает эффективность размещения муниципального заказа, а именно экономии бюджетных средств города.

Выводы

Обобщая итоги, необходимо отметить, что развитие малого бизнеса в системе местного самоуправления приобретает существенное значение, однако реализация его потенциала и возможностей как внутреннего ресурса территорий, способного укрепить позиции муниципального образования в отношении экономико-финансовой самостоятельности, пока ограничена и требует дополнительных мер поддержки, преимущественно со стороны местной администрации.


Источники:

1. Гришин И.А. Смещение акцента. Малое предпринимательство в экономическом развитии регионов и муниципальных образований // Российское предпринимательство. – 2007. – № 2. – С. 45-48.
2. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления: учебник. – М.: ИНФРА-М. – 2000. – 208 с.
3. Итоги социально-экономического развития Волгограда за 2011 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/Economics2011.aspx.
4. Девяткова О.И., Коровина А.Е. Роль малого бизнеса в развитии самоуправления // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2011. – № 8. – С. 127–131.
5. Финансовые результаты деятельности организаций малого бизнеса Волгоградской области. – Волгоград: Волгоградстат. – 2012.
6. Отчет о ходе реализации стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года (по итогам 2011 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/StrategyPlanning.aspx?id=10.
7. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/UP607.aspx?year=2011 год.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:53