Основные инвестиционные риски недропользования в арктическом регионе

Пыткин А.Н., Баландин Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Основные инвестиционные риски недропользования в арктическом регионе // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 39-47.

Аннотация:
Статья посвящена совершенствованию механизма инвестиционной деятельности при освоении арктического шельфа России. Рассматриваются проблемы государственного управления недропользованием в конкурентной среде. Авторы раскрывают основные инвестиционные риски освоения перспективных месторождений углеводородов в экстремальных условиях Арктики.

Ключевые слова: инвестиционные риски, Газпром, Северный морской путь, арктический регион, модели освоения Арктики, нефтегазовые месторождения, российский арктический шельф, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, НК «Роснефть»



Изменяющаяся в настоящее время мировая конъюнктура рынка углеводородов определяет приоритетное значение арктического региона как объекта инвестиционной деятельности страны в целом. Арктический шельф, на который претендует Российская Федерация, может стать в ближайшие десятилетия основным источником углеводородного сырья, как для самой России, так и для мирового рынка.

Стратегические запасы

Из 6,2 млн кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн кв. км, т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн кв. км составляют наиболее перспективные участки. По экспертным оценкам, общая стоимость минерального сырья российской Арктики оценивается в 30 трлн долларов, при общей стоимости разведанных запасов в 1,5−2 трлн долларов [2]. Начальные извлекаемые ресурсы достигают 100 млрд тонн условного топлива (в т.ч. 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн куб. м газа), что составляет 20−25% мировых ресурсов [4].

Недра арктического региона содержат национальные стратегические запасы золота, хрома, марганца, алмазов, сурьмы, олова, меди, вольфрама, ртути, апатита и других полезных ископаемых. Разработка месторождений цветных металлов только в Норильском промышленном районе позволяет России удерживать 20% мирового рынка никеля, 40% металлов платиновой группы, 10% кобальта [1].

Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработан проект Программы разведки континентального российского шельфа на период 2012−2030 гг. В Программе были предложены две модели изучения и освоения ресурсов континентального шельфа, получившие названия − инерционная и инновационная.

Экономические модели освоения шельфа

Под инерционной моделью освоения арктического шельфа в проекте Программы понимается сохранение приоритета действующих механизмов и инструментов государственного регулирования и управления в сфере недропользования.

Инновационная модель предполагает широкое участие в освоении шельфа наряду с государственными корпорациями частного бизнеса. Лоббируемая в Правительстве РФ крупнейшими негосударственными нефтегазовыми корпорациями, данная модель предусматривает также формирование дополнительных инструментов стимулирования привлечения частного капитала к разработке месторождений арктического шельфа.

По мнению ряда экспертов, близких к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, сложные природно-климатические условия, несовершенство действующих механизмов экономического стимулирования, правового и организационного режима привлечения инвестиций, отсутствие отечественных технологий для эффективного освоения нефтегазовых месторождений Арктики и неразвитость инфраструктуры региона предопределяют применение именно инновационной модели, которая предусматривает либерализацию Закона РФ «О недрах» и допуск частных компаний.

Сторонники сохранения существующих механизмов доступа к освоению шельфа в качестве своих аргументов приводят следующие:

− существующие ограничения по выдаче лицензий на добычу и реализацию углеводородов на шельфе позволяют государству контролировать добросовестность инвесторов;

− только государственные корпорации могут в полном объеме обеспечить соблюдение всех экологических и технологических стандартов и гарантировать финансовое обеспечение ликвидации возможных аварийных ситуаций;

− имеющийся флот, предназначенный для ликвидации аварийных разливов нефти в Арктике, находится в собственности Российской Федерации, что повышает оперативность государственного контроля над нештатными ситуациями на месторождениях шельфа, разрабатываемых госкорпорациями;

− частные отечественные и зарубежные фирмы могут и сейчас участвовать в разработке месторождений шельфа, осуществляемых госкорпорациями, на основе акционерных и операционных соглашений;

− весь крупный частный нефтегазовый бизнес России зарегистрирован в оффшорах и мало отличен от иностранного, что требует особой осмотрительности государства при его допуске к освоению стратегических ресурсов российской Арктики.

По своей сути, предложенный Министерством природных ресурсов и экологии РФ проект Программы разведки континентального российского шельфа на период 2012−2030 гг. представляет собой продукт лоббирования частного капитала в попытке преодоления государственной монополии на недра арктического шельфа. В 2012−2013 годах вопрос о правах на разработку шельфа вырвался из кабинетов чиновников в информационное поле. В прессе отмечалось, что, несмотря на прямое поручение Президента РФ об оформлении соответствующих лицензий корпорациям ОАО НК «Роснефть» и ОАО «Газпром», кабинет министров задерживает их выдачу, предлагая различные варианты «либерализации» действующей нормативной базы.

Обострение конкурентной борьбы за доступ к ресурсам арктического шельфа требует незамедлительной выработки четких государственных позиций по реализации региональной инвестиционной политики в Арктике как определяющей комплексное развитие российских северных территорий.

Инвестиционные риски

Реализация эффективной инвестиционной деятельности определяется состоянием и доступностью источников инвестиционных ресурсов, в т.ч. государственных инвестиций, инвестиций коммерческих организаций и иностранных инвестиций.

Освоение месторождений арктического региона характеризуется высоким уровнем инвестиционного риска, который включает в себя следующие составляющие: технологический, природно-экологический, финансовый, управленческий, социально-политический и криминальный риски (см. рис.).

1

Высокий износ основных фондов, повышенная аварийность, несовершенство производственных процессов являются составляющими технологического риска. Применение устаревших технологий и оборудования в тяжелых климатических условиях снижает эффективность выработки месторождений и повышает вероятность техногенных катастроф. Так, летом 2012 года Ростехнадзором было выявлено 8 нарушений, не позволяющих производить буровые работы на российской платформе «Приразломная» в Баренцевом море. Кроме того, привлекаемые к участию в освоении арктического шельфа зарубежные компании, вкладом которых в совместную деятельность является в том числе и передача современных технологий, неоднократно меняли свои позиции по участию в проектах.

Природно-экологический риск вызывается неблагоприятным влиянием глобальных климатических процессов, ростом антропогенного влияния на экосистемы арктического региона и высокой вероятностью возникновения непоправимых последствий аварийных ситуаций при освоении природных ресурсов региона. Так, по оценке экспертов, смоделировавших последствия разлива нефти на платформе «Приразломная», площадь возможного загрязнения акватории составит 140 тыс. кв. км протяженность загрязненной береговой линии превысит 3000 км [3]. Последствия устранения возможной экологической катастрофы может нивелировать экономическую целесообразность добычи углеводородов в арктическом регионе. Негативно на экономике инвестиционных проектов сказываются такие природные факторы, как сложная структура запасов углеводородного сырья и минеральных ресурсов, а также затрудненный доступ к месторождениям по причине экстремальных климатических условий региона.

Финансовый риск связан с вероятностью нехватки или потери финансовых ресурсов в ходе реализации инвестиционных проектов. На инвестиционную деятельность в арктическом регионе оказывает влияние динамика конъюнктуры финансовых рынков, в т.ч. ликвидность финансовых активов, а также степень доверия и активность инвесторов. Рентабельность добычи сложноизвлекаемых ресурсов зависит от изменяющегося спроса на мировых рынках. Снижение мировых цен на углеводороды вследствие сокращения объемов промышленного производства, использования альтернативных источников энергии, роста добычи сланцевого газа и т.п. является основным фактором снижения рентабельности разработки месторождений Арктики, что в конечном итоге может привести к замораживанию проектов по освоению шельфа. Высокая затратность освоения недр региона, главным образом, определяется суровыми климатическими условиями, сезонностью работ, значительными транспортными издержками. Погрешность в оценке запасов углеводородов, а также длительность производственного и финансового циклов повышает риск несоблюдения сроков инвестиционных соглашений и невозврата привлекаемых средств.

Управленческий риск объясняется субъективностью и информационной асимметрией принимаемых управленческих решений при осуществлении инвестиционной деятельности. Как уже отмечалось выше, в течение длительного времени наблюдается тенденция обострения конкурентной борьбы за право разработки арктического шельфа частными компаниями. «Управленческая война» вызвала задержку выдачи лицензий на разведку и добычу шельфовых месторождений углеводородов. Также негативное влияние на инвестиционную деятельность оказывает низкий уровень подготовки управленческих кадров и недостаточная база данных накопленного практического опыта управления.

Политический риск обуславливается возможным изменением политической расстановки сил в России. Не исключается риск обострения межнациональных противоречий и развития центробежных сил. Привлечение зарубежных инвесторов во многом зависит от стабильности и прозрачности нормативно-правовых и налоговых условий. Одним из значимых внешнеполитических рисков является возможность обострения международной ситуации из-за притязания ряда стран на освоение российского арктического шельфа и неограниченное право пользования Северным морским путем.

До настоящего времени не решена проблема спорных территорий на западе и востоке арктической зоны страны, в том числе со странами, входящими в военные блоки. Ряд зарубежных экспертных организаций моделируют ситуации возможного международного противостояния, вплоть до вооруженного. В условиях глобального потепления климата особенно значимыми являются риски сохранения боеспособности Северного военного флота и его баз, а также охраны государственной границы и сохранения суверенитета Российской Федерации.

Социальный риск проявляется в миграции трудоспособного населения, оттоке высококвалифицированных кадров из арктического региона, снижении уровня жизни и реальных доходов населения. Высокие социальные риски проявляются в тенденции ухудшения основных демографических показателей, особенно в сравнении со среднероссийским уровнем. Регион характеризуется высокой степенью заболеваемости и смертности, значительной долей пенсионеров. Изменения в традиционных укладах малочисленных народов Арктики, их низкое социальное обеспечение и ухудшение среды обитания обуславливают риски их ассимиляции и вымирания.

Криминальный риск определяется наличием специальных тюремных объектов на территории арктического региона, преобладанием мужского населения, низким уровнем культуры и образования, социальным расслоением общества, вероятностью межэтнических конфликтов с пришлым населением.

Вывод

Анализ основных рисков инвестиционной деятельности в арктическом регионе показывает высокую степень зависимости успешного осуществления инвестиционных проектов, формирования консорциумов с международным участием и привлечения частного российского капитала от совершенствования механизмов государственного регулирования освоения региона.


Источники:

1. Арктика: перспективы развития / Российский институт стратегических исследований // Информационно-аналитический бюллетень «Российский вектор». – 2008. – № 4 (31).
2. Истомин А.В., Павлов К.В., Селин В.С. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. – 2008. – № 7.
3. Открытое письмо Отделения международной неправительственной организации «Совет Гринпис» от 05.09.2012, Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/Arctic-oil/Gazprom_letter_Arctic_Rus.doc
4. Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Анализ инвестиционного потенциала арктического региона // Проблемы региональной экономики. – Ижевск: Институт экономики и управления УдГУ – 2012. – № 3-4.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:15