Особенности эндогенного оппортунизма в системе взаимодействия хозяйствующих субъектов

Стрижак А.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (231), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стрижак А.Ю. Особенности эндогенного оппортунизма в системе взаимодействия хозяйствующих субъектов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 9. – С. 98-102.

Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию эндогенного оппортунистического поведения экономических субъектов в условиях трансформации экономики. Представлен спектр различных уровней и факторов эндогенного оппортунизма, исследованы способы его ограничения.

Ключевые слова: корпорации, трансформация экономики, эндогенное оппортунистическое поведение, контракты



Эндогенный, или внутрифирменный оппортунизм – следствие несовпадения интересов руководства компании и ее персонала по поводу распределения прав собственности. В условиях трансформации экономики вопрос перераспределения прав собственности является наиболее острым и актуальным.

Феномен эндогенного оппортунизма объективно непреодолим, однако руководящий состав фирмы должен создать условия, минимизирующие возможность возникновения эндогенного оппортунизма, т.е. устранить благоприятную почву для использования сотрудниками ресурсов компании в индивидуальных целях. Данная проблема становится ключевой для ученых и практиков стран с переходной экономикой.

Уровни и факторы эндогенного оппортунизма

На микроуровне (уровне отдельной организации) оппортунизм приводит к снижению показателей эффективности деятельности – как экономических, так и социальных: это снижение отдачи работников в процессе выполнения их непосредственных обязанностей, непринятие организационной культуры, ухудшение микроклимата в коллективе, конфликты с руководством и т.д. Причем масштаб последствий изменяется в зависимости от занимаемой должности [1].

В зависимости от субъектов внутрифирменных отношений следует выделить несколько уровней эндогенного оппортунизма:

– оппортунизм собственника по отношению к менеджеру (неоплачиваемый испытательный срок, занижение оценки работы менеджера, увеличение объема работ, увеличение дивидендов, снижение оплаты труда);

– оппортунизм менеджера по отношению к собственнику (отлынивание, халатное отношение к трудовому процессу, шпионаж, злоупотребление служебным положением, хищение ресурсов);

– оппортунизм менеджера по отношению к наемному работнику (неоплачиваемый испытательный срок, занижение оценки работы сотрудника, увеличение объема работ, снижение оплаты труда);

– оппортунизм наемного работника по отношению к менеджеру (отлынивание, халатное отношение к трудовому процессу, шпионаж, злоупотребление служебным положением, хищение ресурсов).

Масштабы проявления эндогенного оппортунистического поведения зависят от множества различных факторов. Российские исследователи оппортунистического поведения Е.В. Попов и В.Л. Симонова разделяют такие факторы на две большие группы: внутренние (или личностно-психологические) и внешние по отношению к индивиду факторы [2].

К наиболее значимым личностно-психологическим факторам относят следующие: ценностные ориентации индивида, психологическая зрелость человека, потребности, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают поведение индивида, склонность к риску, восприятие действительности. К группе внешних факторов принадлежат две подгруппы: социально-институциональные факторы (корпоративная культура, групповые характеристики, система стимулирования, система наказания) и технологические факторы (размер предприятия, сложность технологического процесса, характер выполняемых работ).

Способы ограничения эндогенного оппортунизма

С целью выяснения особенностей борьбы с эндогенным оппортунизмом на украинских предприятиях государственной и частной формы собственности, нами было проведено исследование в виде анонимного анкетирования сотрудников. Респондентам, количество которых составило 150 человек, было предложено ответить на вопрос тестового характера относительно способов ограничения оппортунистического поведения на предприятиях Украины (см. рис.).

1

Анализируя данные рисунка, можно прийти к выводу, что наиболее эффективным способом ограничения оппортунизма внутри предприятий, по мнению сотрудников, является повышение оплаты труда (данный способ избрали 32% респондентов). В поддержку морального стимулирования выступили 23% опрошенных. Одним из наиболее действенных способов ограничения оппортунизма респонденты (17%) сочли улучшение социально-психологического климата в коллективе. 16% респондентов считает, что для ограничения оппортунистического поведения необходимо изменение стратегии деятельности предприятия, и лишь 12% опрошенных в большей мере склоняются к способу ужесточения контроля и взысканий за проступки.

Вывод

Оппортунистическое поведение индивидов имеет место на всех без исключения отечественных предприятиях и проявляется в том или ином масштабе, форме и т.д. Это вызвано, на наш взгляд, в первую очередь неудовлетворенностью работников экономическим положением, как самих предприятий, так и отраслей, к которым принадлежат их предприятия на макроуровне, уровнем оплаты их труда, системой морального стимулирования, низкой эффективностью административно-управленческого персонала, что в результате приводит к возникновению конфликтных ситуаций внутри коллектива. Кроме низкой мотивации, на осуществление оппортунистических действий сотрудников толкает недостаточный уровень контроля со стороны руководства.


Источники:

1. Гавкалова Н.Л., Власенко Т.А. Теоретико-методологические аспекты управления оппортунистическим поведением // Научно-технический сборник «Коммунальное хозяйство городов». – 2007.
2. Попов Е.В., Симонова В.Л. Сущность эндогенного оппортунизма // Вестник УГТУ – УПИ. – 2004. – № 10.
3. Бенц Д.С. Методика оценки эффективности контрактных отношений в корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 10.
4. Панкратьев В. Корпоративное мошенничество. Предупреждение, защита, расследование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bizentropy.biz/articles/58-korporativnoe-moshennichestvopreduprezhdenie.html.
5. Кондратьева Т.В. Внутрифирменные институты оппортунистического поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/simpoz1/14.htm.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:16:21