Механизмы повышения конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг

Горохова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Горохова О.В. Механизмы повышения конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 5. – С. 98-103.

Аннотация:
В статье рассматривается механизм повышения конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг и проблемы их развития. Проведено предварительное исследование корреляционной зависимости оборота малых предприятий сферы услуг от ряда экономических показателей их деятельности и данных, характеризующих инновационную активность малого бизнеса.

Ключевые слова: конкурентоспособность, малые предприятия, корреляционная зависимость, платные услуги населению, оборот малых предприятий сферы услуг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время сфера услуг является одним из самых перспективных направлений бизнеса в России. Для нашей страны характерны многие общемировые тенденции в развитии сферы услуг. При этом историческая эволюция российской сферы услуг отличается немалым своеобразием. Динамика и структура сферы услуг в России в значительной мере определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных особенностей.

В то же время с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне современными рыночными отношениями [2].

Конкурентные преимущества в современных экономических условиях

Осуществление деятельности малых предприятий сферы платных услуг в условиях рынка обуславливает необходимость ведения ими успешной конкурентной борьбы, формирования определенных конкурентных преимуществ.

Соответственно, обеспечение конкурентоспособности предприятия представляет собой комплекс работ, направленных на развитие его потенциала и формирование конкурентных преимуществ на основе разработки стратегии. Большинство российских предприятий сферы услуг в настоящее время пытаются улучшить эффективность своей работы, снижая издержки, совершенствуя качество, сокращая сроки выполнения заказов, но не выделяют при этом подлинно стратегические процессы, которые и должны выполняться для успешной реализации организационной стратегии.

Традиционные источники конкурентных преимуществ постепенно уходят в прошлое. В условиях насыщенного, высокотехнологичного и активного рынка, далеко не всегда удается получить конкурентные преимущества перед экономическими соперниками, рассчитывая только на «классические» источники, такие, как доступ к дешевым ресурсам, удобное географическое положение, снижение себестоимости продукции и др. Когда подобные источники конкурентных преимуществ исчерпаны, единственной возможностью выиграть в конкурентной борьбе становится создание и выпуск на рынок продукта, обладающего новыми качествами, отсутствующими у аналогов.

Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции (услуги), основанной на собственных инновационных разработках, то для преодоления такого преимущества конкурентам необходимо или разработать аналогичную продукцию, или предложить нечто лучшее, и при этом с наименьшими затратами. Данные пути требуют больших затрат времени и усилий конкурента.

Применительно к уникальным технологиям и специалистам это означает, что на некоторое время фирма оказывается в лидирующем и недосягаемом положении – то есть она является устойчиво конкурентоспособной.

При этом к фактору успеха относится инновационный инструментарий современной экономики, открывающий более широкий спектр потенциальных возможностей гибкости для долгосрочного поддержания инновационной активности предприятия, его конкурентоспособности, критерием которой выступает способность максимально полно использовать свои потенциальные возможности [5].

Данные по результатам деятельности малых предприятий по федеральным округам России

В целях исследования взаимосвязей между экономическими показателями на основании данных статистики может быть использован корреляционно-регрессионный анализ.

Для установления прямых связей между переменными величинами по их абсолютным значениям в рамках данного исследования остановимся на линейном корреляционном анализе.

В общем виде для вычисления коэффициента корреляции используем следующую формулу:

1

При изучении статистических данных, отражающих оборот малых предприятий в сфере услуг, автором было проведено предварительное исследование корреляционной зависимости между следующими показателями по федеральным округам Российской Федерации за 2011 год:

− оборот малых предприятий сферы услуг, млрд руб.;

− затраты на технологические инновации, млн руб.;

− объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб.;

− число малых предприятий (на конец года), тыс.;

− среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. человек;

− оборот малых предприятий, млрд руб.

Результаты, проведенного предварительного исследования подтверждают наличие тесной корреляционной зависимости между рассматриваемыми показателями, рассчитанными на основании статистических данных [4] по федеральным округам (см. табл.).

Таблица

Коэффициенты корреляции по исследуемым показателям федеральных округов Российской Федерации за 2011 год

Оборот МП сферы услуг, млрд руб.
Затраты на технологические инновации, млн руб.
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб.
Число МП (на конец года), тыс.
Среднесписочная численность работников МП, тыс. человек
Оборот МП, млрд руб.
Центральный федеральный округ
6205,4
275677,1
480327,4
545,5
3165,3
9327
Северо-Западный федеральный округ
1390,5
78489,6
196049,1
259,9
1252,5
2388,4
Южный федеральный округ
976,2
15182,1
59811,8
147,4
836,6
1628,8
Северо-Кавказский федеральный округ
320,6
2094,3
31941,8
47,6
273
515
Приволжский федеральный округ
2138
165199,9
781944,9
336,2
2234,2
3649,2
Уральский федеральный округ
1255,1
103872,7
179708,9
173,5
909,8
1984,4
Сибирский федеральный округ
1335,6
63345,1
88866
245,1
1309,4
2269
Дальневосточный федеральный округ
442,3
29955
288090,7
81,3
441,1
851,4
Коэффициент корреляцияи
-
0,9370030
0,5242407
0,9408341
0,9288467
0,9987589
Малый бизнес в сфере услуг в контексте региональной экономики

На основании данных таблицы можно сделать вывод о существовании тесной прямой зависимости оборота малых предприятий сферы услуг от затрат на технологические инновации (0,9370). Также оборот малых предприятий сферы услуг может иметь тесную прямую зависимость от численности малых предприятий (0,9408) и от среднесписочной численности работников малых предприятий (0,9288).

В результате можно сделать вывод о том, что в целях повышения оборота малых предприятий сферы услуг необходимо осуществление мероприятий по стимулированию создания новых малых предприятий в данной сфере, а также увеличению численности работников в данной сфере. Кроме того, косвенное влияние на оборот малых предприятий сферы услуг, очевидно, оказывают затраты на технологические инновации в соответствующем регионе.

Многие специфические черты российской экономики, в том числе и бизнеса сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время как в большинстве стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, в России проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая [3].

Рассматривая государственную поддержку малого бизнеса в России, можно утверждать, что власть реально недооценивает роль малого бизнеса в современном обществе. Правительство считает, что вполне достаточно законов, которые косвенно регулируют предпринимательскую деятельность в целом, а что касается финансов, то пусть малый бизнес сам «крутится», на то и есть рынок, конкуренция. В результате все сводится к региональному уровню. В ряде регионов создаются фонды для поддержки малого предпринимательства, реализуются региональные программы поддержки малого бизнеса. Однако региональный механизм поддержки более развит в Москве и слабее представлен в других регионах [1].

Выводы

Как показывает проведенное исследование, государственная поддержка в создании новых малых предприятий сферы платных услуг позволит не только повысить занятость, но и напрямую окажет влияние на величину оборота малых предприятий сферы услуг.

Кроме этого, немаловажным для развития конкурентоспособности малых предприятий сферы услуг, как показало предварительное исследование, является стимулирование повышения затрат на технологические инновации.

В результате, создавая условия, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, государство сможет повысить эффективность российской экономики в целом.


Источники:

1. Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в России в современных условиях.
2. Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Российское предпринимательство. – 2013. – № 3 (225). – С. 93–101.
3. Проскура, Д.В. Региональный маркетинг в инновационной среде / Д.В. Проскура, Н.В. Проскура, Н.А. Мурашова; НГТУ. – Н. Новгород, 2011. – 124 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 990 с.
5. Селяев Е.В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2011. – № 4. – С. 241–247.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 02:36:44