Методы критериальной оценки логистического потенциала региона

Фрейдман О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фрейдман О.А. Методы критериальной оценки логистического потенциала региона // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 127-130.

Аннотация:
Принятие управленческих решений в области реализации логистических проектов и программ федерального и международного уровня требует детальной оценки возможностей логистических систем регионов. Статья посвящена вопросам измерения логистического потенциала региона на основе расчета критериев эффективного развития логистики.

Ключевые слова: логистическая инфраструктура, логистический потенциал, критерий эффективности логистики региона

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Измерение мощности логистической системы стимулирует принятие решений в области инвестирования региональной инфраструктуры с целью создания эффективной политики социально-экономического развития. В настоящее время рамки понятия «логистический потенциал» значительно расширены и охватывают как количественную, так и качественную стороны логистических процессов, осуществляемых в регионах [1], [2]. Измерение его только лишь с позиций объема грузооборота является недостаточно объективным по следующим причинам:

− оценка товарооборота и грузооборота сопряжена с включением в систему расчета стоимостных показателей, которые подвергаются инфляционным процессам, что не позволяет корректно оценить их динамику;

− количественная оценка объемных показателей развития региона не позволяет судить о качественном состоянии инфраструктуры и исключает возможность проведения факторного анализа;

− отсутствие методов оценки, связанных с управленческой эффективностью функционирования логистических систем, приводит как стратегическим, так и тактическим ошибкам менеджмента региональной логистики.

Методы измерения логистического потенциала

Сегодня понятие «логистический потенциал» является интегрированным и включает возможности региона в сфере обработки и транспортирования определенного объема грузов с определенными качественными показателями логистических процессов и с учетом существующего уровня рисков.

Невозможно также исключить и влияние таких факторов, как развитие научного и кадрового потенциала логистики в регионе, так как они являются определяющими для реализации любых региональных программ.

Возникает необходимость поиска новых методов для измерения логистического потенциала региона, которые бы характеризовали логистическую систему региона с других позиций, в числе которых:

– мощность транспортных и складских комплексов качество их работы и эффективность протекания логистических процессов;

– динамику и прогнозные показатели роста спроса на услуги логистической системы региона;

– уровень суммарного риска транспортно-логистических процессов.

Предполагается, что измерение логистического потенциала региона должно проводиться на основе бальных показателей и индексной методики расчета, отражать динамику развития транспортно-логистических региональных систем и эффективность реализации логистических процессов.

Требования к модели расчета логистического потенциала региона

Можно предложить следующие требования к формируемой модели расчета логистического потенциала территории:

– она должна позволять принимать решения в области инвестирования сферы товародвижения региона и развития объектов логистической инфраструктуры с учетом их экономической эффективности;

– давать представление о состоянии логистической системы региона и ее способности качественно осуществлять функции товародвижения;

– позволять ориентироваться на совершенствование критериев оптимальности затрат, минимизации риска, точности времени поставки;

– отражать динамические изменения в состоянии логистической системы.

Обобщение различных направлений оценки логистического потенциала может быть представлено в виде агрегированного показателя, учитывающего территориальные коэффициенты взаимосвязи, уже рассчитанных индексов или рейтингов (см. формулу 1):

Lp=a1Eg+a2Et+a3Es+a4Ehr+a5 Etс (1),

где

Lp− показатель логистического потенциала территории.

Предполагается, что формулы расчета компонентов логистического потенциала учитывают направление и тесноту факторной связи. Предлагаемая модель оценки логистического потенциала региона основана на показателях эффективности функционирования различных элементов его логистической системы. При этом для каждой подсистемы выбираются критерии оценки, наиболее важные для реализации применяемой логистической стратегии.

Предлагаем использовать следующую структуру для расчета показателей:

1. Eg (geographical location efficiency) − оценка привлекательности экономико-географического положения. Она включает:

– оценку возможности строительства дополнительных (параллельных) сетей железных дорог и усиления пунктов сервисного обслуживания на участках пути;

– оценку возможности строительства логистических объектов;

– оценку сейсмоактивности зон транспортировки и хранения грузов как обратный фактор воздействия;

– оценку доступности транспортных путей по климатическим условиям.

2. Etc (efficiency of transit capacity) − показатель транзитного потенциала территории представляет собой совмещение следующих критериев для внешнеэкономических и межрегиональных связей:

– эффективность осуществления таможенных операций;

– динамика времени прохождения транзитных грузопотоков по исследуемой территории;

– средняя скорость прохождения грузов по территории региона (в днях);

– средняя скорость обслуживания грузов (в днях);

– количество простоев (в днях).

3. Et (efficiency of transport system) − оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры. Она включает следующие характеристики транспортно-логистической системы:

– динамика времени осуществления транспортных операций, выраженная в индексе изменения времени поставки;

– оценка транзакционных затрат, выраженная в суммарном времени простоев;

– критерий затрат на транспортировку, выраженный в индексе затрат по видам транспортных операций;

– количество действующих маршрутов и освоенных мультимодальных маршруто

–количество транспортных компаний, оказывающих услуги по осуществлению мультмодальных перевозок.

4. Es (Efficiency of storage system ) − оценка эффективности функционирования складской инфраструктуры региона базируется на следующих критериях:

– запасоемкость складской системы города (региона);

– показатель структуры складских площадей, выраженный в динамике доли по каждому виду класса;

– уровень эффективности с точки зрения дислокации складов на территории, выраженный в бальной оценке предпочтительности расположения.

5. Ehr (human resources capacity) − оценка кадрового потенциала в сфере логистики: динамика и структура численности выпускников вузов по сферам логистической деятельности в соответствии потребностям логистической инфраструктуры.

Выводы

1. Предложенные показатели могут быть использованы как для оценки логистического потенциала региона в целом и объектов его логистической инфраструктуры.

2. Применение системы мониторинга по группе представленных показателей позволит создать условия для повышения качества логистического сервиса региона и осуществления рационального выбора по финансированию строительства объектов логистической инфраструктуры.

3. Оценка агрегированного показателя развитости логистической инфраструктуры в результате применения предложенной системы критериев позволит наиболее объективно оценить логистический статус территории на любом уровне, будь то город, область или страна. Исключение субъективизма экспертных оценок даст возможность констатировать реальную ситуацию в системе межрегиональных и международных перевозок на территории любого государства и позволит проводить профилактические ситуацию по снижению рисков в цепях поставок.


Источники:

1. Соколов М. Логистический потенциал Санкт-Петербурга // Российское Экспертное обозрение. – 2007. − № 1
2. Носов А.Л. Методология управления развитием инфраструктуры региональной логистики: диссертация ... доктора экономических наук. – СПб, 2007. − 310 с.

Страница обновлена: 10.04.2024 в 20:45:47