Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 93-101.
Аннотация:
В статье рассматривается особенности и проблемы развития сферы услуг в России. Проанализирована динамика объемов платных услуг населению за 2005−2010 гг. и отраслевая структура сферы услуг в стране. Отмечается, что развитие сферы услуг в целом по России сопряжено с региональными особенностями.
Ключевые слова: сфера платных услуг населению, отраслевая структура сферы услуг, региональная структура сферы услуг
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Сегодня российский рынок услуг считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Современной России присуще немало общемировых тенденций развития сферы услуг. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг своеобразна. Динамика и структура сферы услуг в России в достаточно большой степени определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных особенностей, свойственных населению страны.
При этом следует отметить, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне современными рыночными отношениями.
Согласно общемировым тенденциям значительная часть малых предприятий занята в сфере платных услуг. В свою очередь, развитие малого предпринимательства является одним из наиболее экономически эффективных и кратчайших путей расширения данной сферы.
Одной из современных тенденций в сфере услуг не только в России, но и во всем мире является стремительное распространение новых технологий, в первую очередь, информационно-коммуникационных.
На сегодняшний день развитию российской сферы услуг способствуют не только положительные тенденции в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных компаний сферы услуг на территории нашей страны. Открытие российского рынка услуг и либерализация внешней торговли способствуют активизации деятельности иностранных поставщиков разнообразных видов услуг.
Виды и объемы платных услуг, предоставленных населению России
Согласно данным ВТО [6], в рейтинге стран-экспортеров коммерческих услуг в 2010 г. Россия заняла 23-е место (43,963 млрд долл.), а ее доля составила 1,2%. По импорту коммерческих услуг (70,223 млрд долл.) Россия в 2010 году заняла 16-е место в мире [4]. В целом следует отметить, что в России объемы импорта услуг превышают объемы экспорта. Сфера услуг в России, долгое время не относилась к приоритетным отраслям народного хозяйства. В наше время ситуация изменилась. Так, в 2000 году доля сферы услуг в структуре ВВП страны составляла 53%, а по состоянию на 2010 год эта доля достигла 59% [3].
Сфера платных услуг охватывает достаточно большое число видов деятельности, которые объединяются в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Например, согласно классификации Всемирной торговой организации выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать категорий [7].
В табл. 1 (представлена дифференцированная по видам услуг динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг. согласно данным Росстата [5].
Таблица 1
Динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг., млн руб.
Годы
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Объем платных услуг населению
|
2 271 733
|
2 798 901
|
3 424 731
|
4 079 603
|
4 504 455
|
4 851 018
|
Рост по сравнению с предшествующим годом, %
|
126,93
|
123,21
|
122,36
|
119,12
|
110,41
|
107,69
|
Объем бытовых услуг
|
228 679
|
277 883
|
330 839
|
405 839
|
446 728
|
470 990
|
Объем транспортных услуг
|
487 521
|
593 255
|
720 023
|
875 241
|
916 106
|
969 778
|
Объем услуг связи
|
420 277
|
519 651
|
680 884
|
803 004
|
877 293
|
929 786
|
Объем жилищных услуг
|
120 272
|
155 606
|
184 735
|
212 365
|
249 685
|
265 357
|
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
|
60 098
|
74 744
|
92 480
|
107 522
|
105 904
|
111 737
|
Объем коммунальных услуг
|
416 335
|
505 048
|
602 169
|
716 074
|
871 160
|
1 027 002
|
Объем услуг культуры
|
53 232
|
62 334
|
58 595
|
66 623
|
75 494
|
84 744
|
Объем туристских услуг
|
33 849
|
45 312
|
53 961
|
72 975
|
78 228
|
82 246
|
Объем услуг физической культуры и спорта
|
14 862
|
15 735
|
21 744
|
25 562
|
28 170
|
27 857
|
Объем медицинских услуг
|
109 756
|
136 672
|
162 115
|
195 600
|
222 950
|
244 440
|
Объем санаторно-оздоровительных услуг
|
36 082
|
42 766
|
49 158
|
58 125
|
61 090
|
60 523
|
Объем ветеринарных услуг
|
4771
|
5591
|
6310
|
7168
|
8121
|
8780
|
Объем услуг правового характера
|
52 275
|
69 468
|
88 102
|
102 032
|
87 375
|
88 393
|
Объем услуг системы образования
|
152 670
|
192 717
|
241 624
|
287 594
|
310 213
|
326 619
|
Прочие услуги
|
81 053
|
102 120
|
131 992
|
143 879
|
165 940
|
152 766
|
Несмотря на положительную динамику объема платных услуг и положительные экономические прогнозы, развитие отечественного рынка услуг затормаживается. Так, если в 2005 году рост объема платных услуг составил 126,93%, то к 2010 году показатель роста сократился до 107,69%.
Не смотря на это, множество российских отраслей сферы услуг не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития.
Структура платных услуг
В табл. 2 представлена структура платных услуг населению в России за 2005−2010 гг. [5].
Таблица 2
Структура платных услуг населению за 2005−2010 гг., в % к итогу
Год
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Объем платных услуг населению
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Объем бытовых услуг
|
10,07
|
9,93
|
9,66
|
9,95
|
9,92
|
9,71
|
Объем транспортных услуг
|
21,46
|
21,20
|
21,02
|
21,45
|
20,34
|
19,99
|
Объем услуг связи
|
18,50
|
18,57
|
19,88
|
19,68
|
19,48
|
19,17
|
Объем жилищных услуг
|
5,29
|
5,56
|
5,39
|
5,21
|
5,54
|
5,47
|
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
|
2,65
|
2,67
|
2,70
|
2,64
|
2,35
|
2,30
|
Объем коммунальных услуг
|
18,33
|
18,04
|
17,58
|
17,55
|
19,34
|
21,17
|
Объем услуг культуры
|
2,34
|
2,23
|
1,71
|
1,63
|
1,68
|
1,75
|
Объем туристских услуг
|
1,49
|
1,62
|
1,58
|
1,79
|
1,74
|
1,70
|
Объем услуг физической культуры и спорта
|
0,65
|
0,56
|
0,63
|
0,63
|
0,63
|
0,57
|
Объем медицинских услуг
|
4,83
|
4,88
|
4,73
|
4,79
|
4,95
|
5,04
|
Объем санаторно-оздоровительных услуг
|
1,59
|
1,53
|
1,44
|
1,42
|
1,36
|
1,25
|
Объем ветеринарных услуг
|
0,21
|
0,20
|
0,18
|
0,18
|
0,18
|
0,18
|
Объем услуг правового характера
|
2,30
|
2,48
|
2,57
|
2,50
|
1,94
|
1,82
|
Объем услуг системы образования
|
6,72
|
6,89
|
7,06
|
7,05
|
6,89
|
6,73
|
Прочие услуги
|
3,57
|
3,65
|
3,85
|
3,53
|
3,68
|
3,15
|
Анализ структуры позволяет выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объемам потребления. К ним относятся: коммунальные услуги – 21,17%, транспортные услуги – 19,99% и услуги связи – 19,17% от общего объема потребления услуг в 2010 году. Такое распределение можно объяснить тем, что указанные виды услуг относятся к жизненно важным и доступны населению в основном на платной основе.
Как уже отмечалось, в отраслевой структуре ВВП России сфера услуг занимает порядка 60%. В рамках исследования сравним вклад отраслей сферы услуг в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС) различных субъектов Российской Федерации.
На рис. 3 представлены данные о суммарной доле услуг в структуре валовой добавленной стоимости по федеральным округам [2].
Так, наибольший вклад сферы услуг в ВДС в 2010 году наблюдался по Центральному ФО – 71,1%. Данное значение существенно выше среднероссийского. Данное положение можно объяснить высоким уровнем экономического развития, инвестиционной привлекательностью, сосредоточением деловой активности в большинстве регионов Центрального федерального округа. Наименьшая доля сферы услуг приходиться на Уральский федеральный округ – 38,2%. Столь низкий уровень объясняется исторически сложившейся концентрацией в данном Федеральном округе отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, тяжелой промышленности, металлургии, которые играют главенствующую роль во вкладе в валовую добавленную стоимость.
Региональные особенности развития сферы услуг
Многие специфические черты российской экономики, в том числе и сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время как в большинстве существующих стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, в России проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая [1].
Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно наблюдать прогрессивные и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать их специфику.
Источники:
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. − М., 2012. − 990 с.
3. World Development Indicators 2012 // The World Bank. 8985-0. P. 220.
4. WTO Secretariat, Press release // PRESS/628. Geneva. April 7. 2011. P. 21–23.
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. The World Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org.
7. The World Travel Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org.
Страница обновлена: 16.04.2024 в 12:40:30