Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России

Горохова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 93-101.

Аннотация:
В статье рассматривается особенности и проблемы развития сферы услуг в России. Проанализирована динамика объемов платных услуг населению за 2005−2010 гг. и отраслевая структура сферы услуг в стране. Отмечается, что развитие сферы услуг в целом по России сопряжено с региональными особенностями.

Ключевые слова: сфера платных услуг населению, отраслевая структура сферы услуг, региональная структура сферы услуг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня российский рынок услуг считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Современной России присуще немало общемировых тенденций развития сферы услуг. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг своеобразна. Динамика и структура сферы услуг в России в достаточно большой степени определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных особенностей, свойственных населению страны.

При этом следует отметить, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне современными рыночными отношениями.

Согласно общемировым тенденциям значительная часть малых предприятий занята в сфере платных услуг. В свою очередь, развитие малого предпринимательства является одним из наиболее экономически эффективных и кратчайших путей расширения данной сферы.

Одной из современных тенденций в сфере услуг не только в России, но и во всем мире является стремительное распространение новых технологий, в первую очередь, информационно-коммуникационных.

На сегодняшний день развитию российской сферы услуг способствуют не только положительные тенденции в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных компаний сферы услуг на территории нашей страны. Открытие российского рынка услуг и либерализация внешней торговли способствуют активизации деятельности иностранных поставщиков разнообразных видов услуг.

Виды и объемы платных услуг, предоставленных населению России

Согласно данным ВТО [6], в рейтинге стран-экспортеров коммерческих услуг в 2010 г. Россия заняла 23-е место (43,963 млрд долл.), а ее доля составила 1,2%. По импорту коммерческих услуг (70,223 млрд долл.) Россия в 2010 году заняла 16-е место в мире [4]. В целом следует отметить, что в России объемы импорта услуг превышают объемы экспорта. Сфера услуг в России, долгое время не относилась к приоритетным отраслям народного хозяйства. В наше время ситуация изменилась. Так, в 2000 году доля сферы услуг в структуре ВВП страны составляла 53%, а по состоянию на 2010 год эта доля достигла 59% [3].

Сфера платных услуг охватывает достаточно большое число видов деятельности, которые объединяются в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Например, согласно классификации Всемирной торговой организации выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать категорий [7].

В табл. 1 (представлена дифференцированная по видам услуг динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг. согласно данным Росстата [5].

Таблица 1

Динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг., млн руб.

Годы
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Объем платных услуг населению
2 271 733
2 798 901
3 424 731
4 079 603
4 504 455
4 851 018
Рост по сравнению с предшествующим годом, %
126,93
123,21
122,36
119,12
110,41
107,69
Объем бытовых услуг
228 679
277 883
330 839
405 839
446 728
470 990
Объем транспортных услуг
487 521
593 255
720 023
875 241
916 106
969 778
Объем услуг связи
420 277
519 651
680 884
803 004
877 293
929 786
Объем жилищных услуг
120 272
155 606
184 735
212 365
249 685
265 357
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
60 098
74 744
92 480
107 522
105 904
111 737
Объем коммунальных услуг
416 335
505 048
602 169
716 074
871 160
1 027 002
Объем услуг культуры
53 232
62 334
58 595
66 623
75 494
84 744
Объем туристских услуг
33 849
45 312
53 961
72 975
78 228
82 246
Объем услуг физической культуры и спорта
14 862
15 735
21 744
25 562
28 170
27 857
Объем медицинских услуг
109 756
136 672
162 115
195 600
222 950
244 440
Объем санаторно-оздоровительных услуг
36 082
42 766
49 158
58 125
61 090
60 523
Объем ветеринарных услуг
4771
5591
6310
7168
8121
8780
Объем услуг правового характера
52 275
69 468
88 102
102 032
87 375
88 393
Объем услуг системы образования
152 670
192 717
241 624
287 594
310 213
326 619
Прочие услуги
81 053
102 120
131 992
143 879
165 940
152 766
В графическом виде динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг. представлена на рис. 1. Данная диаграмма с областями с накоплением отображает как изменение общей суммы, так и изменение вклада отдельных значений [5].

1

Несмотря на положительную динамику объема платных услуг и положительные экономические прогнозы, развитие отечественного рынка услуг затормаживается. Так, если в 2005 году рост объема платных услуг составил 126,93%, то к 2010 году показатель роста сократился до 107,69%.

Не смотря на это, множество российских отраслей сферы услуг не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития.

Структура платных услуг

В табл. 2 представлена структура платных услуг населению в России за 2005−2010 гг. [5].

Таблица 2

Структура платных услуг населению за 2005−2010 гг., в % к итогу

Год
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Объем платных услуг населению
100
100
100
100
100
100
Объем бытовых услуг
10,07
9,93
9,66
9,95
9,92
9,71
Объем транспортных услуг
21,46
21,20
21,02
21,45
20,34
19,99
Объем услуг связи
18,50
18,57
19,88
19,68
19,48
19,17
Объем жилищных услуг
5,29
5,56
5,39
5,21
5,54
5,47
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
2,65
2,67
2,70
2,64
2,35
2,30
Объем коммунальных услуг
18,33
18,04
17,58
17,55
19,34
21,17
Объем услуг культуры
2,34
2,23
1,71
1,63
1,68
1,75
Объем туристских услуг
1,49
1,62
1,58
1,79
1,74
1,70
Объем услуг физической культуры и спорта
0,65
0,56
0,63
0,63
0,63
0,57
Объем медицинских услуг
4,83
4,88
4,73
4,79
4,95
5,04
Объем санаторно-оздоровительных услуг
1,59
1,53
1,44
1,42
1,36
1,25
Объем ветеринарных услуг
0,21
0,20
0,18
0,18
0,18
0,18
Объем услуг правового характера
2,30
2,48
2,57
2,50
1,94
1,82
Объем услуг системы образования
6,72
6,89
7,06
7,05
6,89
6,73
Прочие услуги
3,57
3,65
3,85
3,53
3,68
3,15
На рис. 2 представлена структура платных услуг населению в 2010 году [5].

2

Анализ структуры позволяет выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объемам потребления. К ним относятся: коммунальные услуги – 21,17%, транспортные услуги – 19,99% и услуги связи – 19,17% от общего объема потребления услуг в 2010 году. Такое распределение можно объяснить тем, что указанные виды услуг относятся к жизненно важным и доступны населению в основном на платной основе.

Как уже отмечалось, в отраслевой структуре ВВП России сфера услуг занимает порядка 60%. В рамках исследования сравним вклад отраслей сферы услуг в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС) различных субъектов Российской Федерации.

На рис. 3 представлены данные о суммарной доле услуг в структуре валовой добавленной стоимости по федеральным округам [2].

3

Так, наибольший вклад сферы услуг в ВДС в 2010 году наблюдался по Центральному ФО – 71,1%. Данное значение существенно выше среднероссийского. Данное положение можно объяснить высоким уровнем экономического развития, инвестиционной привлекательностью, сосредоточением деловой активности в большинстве регионов Центрального федерального округа. Наименьшая доля сферы услуг приходиться на Уральский федеральный округ – 38,2%. Столь низкий уровень объясняется исторически сложившейся концентрацией в данном Федеральном округе отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, тяжелой промышленности, металлургии, которые играют главенствующую роль во вкладе в валовую добавленную стоимость.

Региональные особенности развития сферы услуг

Многие специфические черты российской экономики, в том числе и сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время как в большинстве существующих стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, в России проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая [1].

Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно наблюдать прогрессивные и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать их специфику.


Источники:

1. Проскура Д.В. Региональный маркетинг в инновационной среде / Д.В. Проскура, Н.В. Проскура, Н.А. Мурашова; НГТУ. – Н. Новгород, 2011. – 124 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. − М., 2012. − 990 с.
3. World Development Indicators 2012 // The World Bank. 8985-0. P. 220.
4. WTO Secretariat, Press release // PRESS/628. Geneva. April 7. 2011. P. 21–23.
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. The World Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org.
7. The World Travel Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 12:40:30