Investment Policy and Its Role in Strategy of Social and Economic Development of a Country

Сулейманов М.Д.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 3 / February, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Suleymanov M.D. Investitsionnaya politika i ee rol v strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya strany // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2013. – Tom 14. – № 3. – S. 4-10.

Abstract:
Social and economic development of any country depends to a great extent on the implemented investment policy. Within contemporary conditions government plays an important role in this sphere, because government not only defines “rules of the game” within “the investment field” but also has ample opportunities to mobilize and redistribute for these purposes parts of incomes of private economic entities.

Keywords: models of axes and the centers of development, inter-regional redistribution of resources



Цели инвестиционного развития России в самом общем виде заключаются в максимальном использовании природного, трудового и научного потенциалов страны. Не вывозить природные ресурсы из страны, а перерабатывать их в национальной промышленности, не замещать «нехватку» работников мигрантами, а создавать новые рабочие места для коренного населения, и т.д. А прежде чем ставить вопрос о новых вложениях в высшее образование, следует обеспечить выпускникам вузов возможность применять свои профессиональные знания и способности в российской экономике.

Экономика «трубы» и массового импорта готовых продуктов, а также парадные проекты, вроде Сколково и Международного финансового центра, как становится очевидным, таких возможностей не предоставляют.

Источники и формы инвестиционной деятельности

Источники и формы инвестиционной деятельности связаны между собой, и основными источниками являются собственные средства субъектов экономической деятельности, кредитные ресурсы, фондовый рынок, государство и иностранные инвесторы. Как он используются в российских условиях?

Самофинансирование предприятий во всех стабильно развивающихся странах мира обеспечивает до 70% всех инвестиционных потребностей экономики. У нас средствами налоговой политики государство этот источник практически исключает (тройное – по прибыли, имуществу плюс НДС – обложение предприятий, и также тройное – по зарплате, через НДС и социальные платежи – обложение труда).

Кредит – по существующим процентным ставкам для производственных целей практически непригоден, такую окупаемость могут обеспечить только либо торговля либо чистые спекуляции.

Фондовый рынок – ограничен и нестабилен, все более-менее серьезные российские компании предпочитают размещать свои IPO на зарубежных фондовых площадках.

Государство уже объявило свои приоритеты: социальные обязательства и военные расходы. А важнейшие среди необъявляемых – резервные фонды, размещаемые за рубежом, и зрелищно-парадные мероприятия (олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, и т.д.).

И, наконец, иностранные инвесторы. Но последние резонно задают вопрос: если государство само считает вложение своих ресурсов в российскую экономику слишком рискованным и к тому же позволяет российскому бизнесу (включая и госкомпании) уводить свои капиталы и иные активы в зарубежные «оффшорные зоны», то зачем же идти на такие риски иностранцам?

Средства инвестиционной деятельности хорошо известны и давно и спешно применяются во всех странах успешного развития:

– во-первых, налоговая политика: исключение многократных форм обложения бизнеса и труда, применение режима ускоренной амортизации, льгот в виде «налогового кредита», установление нормального необлагаемого минимума дохода, и т.д.;

– во-вторых, радикальное улучшение инвестиционного климата в стране (по всем направлениям) – о чем у нас много говорится, но мало делается;

– в третьих, коренной пересмотр приоритетов в политике государственных инвестиций. Здесь весь опыт развитых стран показывает, что приоритетным является развитие сети транспортных коммуникаций.

В связи с этим за основу предлагается принять модели осей и центров развития.

Обе эти модели исторически характерны именно для стран с большой территорией. Национальные проекты развития по транспортным осям: Лос-Анжелес – Сан-Франциско, в США, и Пекин-Шанхай, в Китае. Региональные проекты, как центры развития – Силиконовая долина в США, портовые зоны Роттердама, Гамбурга, Милан-Турин в Италии, и т.д.

Модели осей и центров развития

Для современной России предлагаются следующие три «оси развития»: Москва − Санкт-Петербург, Москва – Минск, Москва − Ростов-на-Дону.

Экономически все эти три оси формируются на базе современного автобана (с минимальной скоростью передвижения в 100−120 км в час) и линии скоростной железной дороги (средняя скорость не менее 200−250 км в час). Обе дорожные линии прокладываются параллельно, идут мимо жилых поселений и имеют перспективу дальнейшего продления (на Хельсинки, Калининград и Северный Кавказ). Конечная цель – стыковка с действующей сетью европейских автобанов и с формирующейся системой скоростных железных дорог Европы (от Мадрида до Стокгольма и от Лондона до Берлина и Рима).

Финансирование соответствующих строительных работ осуществляется за счет федеральных источников, с возможным привлечением целевых внешних кредитов. Обеспечение – реально высокий рост цен федеральных земель, прилегающих к указанным дорожным объектам.

Среди «центров развития», определяющих региональную составляющую предлагаемой Концепции, первые три – Калининградская область, Владивосток − Находка и район Северного Кавказа, прилегающий к Черному морю (последний далее «подтягивается» к федеральной оси Москва − Ростов). Следующими могут быть район Поволжья (Казань − Нижний Новгород) и Санкт-Петербург − Выборг.

Источники финансирования – налоговые доходы конкретных регионов (для чего государством должно быть предусмотрено соответствующее целевое перераспределение налоговой базы этих регионов), целевые региональные займы и самофинансирование предприятий (например, в форме предоставления «налоговых каникул» для предприятий, создающих новые высокотехнологичные рабочие места.

Межрегиональное перераспределение ресурсов и отраслевые приоритеты

Предлагается также использование механизма межрегионального перераспределения ресурсов – по примеру Германии, где вместо централизованного перераспределения бюджетных средств действует механизм взаимосогласованного формирования и распределения средств «богатых» регионов (земель) через фонд регионального развития.

Преимущества такого механизма в следующем:

– во-первых, регионы-заемщики должны соответственно обосновывать свои потребности перед партнерами-донорами;

– во-вторых, регионы-доноры, прежде чем выделять новые средства, могут требовать строго отчета об использовании ранее выданной помощи. И при этом центр напрямую не вовлекается в эти споры и переговоры, но может играть роль заинтересованного общего патрона.

Соответственно программа инвестиционного развития России должна иметь две составляющие – федеральную и региональные, разрабатываемые строго в отраслевом разрезе. А сама эта Программа строится из конкретных проектов и предусматривает процесс ее последовательной реализации по этапам и отдельным звеньям.

Государству следует четко определиться с отраслевыми приоритетами. Было: удвоение ВВП, толлинг, энергетическая сверхдержава, особые экономические зоны, национальные проекты, нанотехнологии, международный финансовый центр, и т.д.

Мы предлагаем, вместо этих метаний, следующие приоритеты:

− промышленность, и в ней машиностроение – как «хребет» любого самостоятельного государства;

− сельское хозяйство, и в нем – животноводство – как основа любой программы обеспечения продовольственной независимости страны;

− переработка собственного сырья (природного и сельскохозяйственного) на собственной промышленной базе;

− конечно, дороги – без современных железных и шоссейных дорог Россия вообще не может быть самостоятельной экономической державой;

− развитие информационных технологий и систем связи (гарантия дешевого доступа к связи и интернету для каждого гражданина).

Этапы примерной программы действий

И, наконец, покажем примерную Программу действий, в разбивке на два начальных этапа.

На первом этапе:

а) по линии системы налогообложения:

− снижение налоговой нагрузки на промышленность − путем отмены налога на имущество, снижения ставки НДС для импорта новой техники, введения режима ускоренной (единовременной) амортизации, применения для предприятий «налоговых кредитов» (как в Великобритании и США);

− снижение налоговой нагрузки на труд – путем установления необлагаемого минимума заработка в 10 тыс. руб. в месяц и введения социального налога по ставке в 15% (в Казахстане – 10%);

− предоставление промышленным предприятиям права перехода на режим обложения единым налогом по ставке до 5% (от выручки) – как в США;

− стимулирование внутреннего производства продовольствия – путем установления нулевой ставки НДС для с\х продукции (как в Великобритании);

− отмена возмещения НДС при экспорте сырья (как в Китае);

− введение возврата (возмещения) НДС для иностранных туристов (как во всех развитых странах);

б) по линии государственной инвестиционной политики:

− принятие долгосрочной федеральной программы строительства дорог – как основы для реализации модели осей развития;

− создание государственной компании – для обеспечения коммуникационных гарантий всему населению России;

− создание государственной лизинговой компании;

в) по линии создания благоприятного инвестиционного климата:

− контроль и ограничение коррупции – путем предания ее гласности за счет введения всеобщего обложения доходов (как во всех развитых странах);

− создание особого экономического района в Калининграде – с режимом регулирования, конкурентным со странами Балтии;

− введение льготного получения вида на жительства в Российской Федерации «по инвестиционным мотивам» (с минимумом инвестиций в 300 тыс. евро) – с мониторингом его привлекательности и действенности.

На втором этапе:

а) по линии системы налогообложения:

− доведение ставки НДС до 10% (как в Казахстане) и с отменой всех льгот по НДС;

− введение в качестве регионального – налога с продаж по ставке до 5%;

− введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц с применением «налоговых кредитов» (как во всех развитых странах);

б) по линии государственной инвестиционной политики:

− создать льготные условия для частных пенсионных вкладов;

− создать льготные условия для инвестирования средств государственных и корпоративных пенсионных фондов в облигации государственных инвестиционных программ;

в) по линии создания благоприятного инвестиционного климата:

− развитие вышеуказанных региональных центров развития и создание системы промышленных и инновационных особых экономических зон (на основе опыта зон Калининграда и Сколково).

Заключение

В заключение подчеркнем, что все, что предложено выше – давно и успешно опробовано в других странах. Добавим, что достаточно и негативного опыта – у стран, которые таких действий не предпринимали или слишком задерживались с их реализацией. И если Китай и Мексика уже ушли далеко вперед, то нам нужно хотя бы попытаться удержаться за Бразилией или Вьетнамом. Экономика «трубы» не может быть вечной, всякая труба когда-нибудь обязательно иссякнет.


Страница обновлена: 14.05.2024 в 11:09:07