Инструменты логистики в контексте концепции создания добавленной стоимости

Киреева Н.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Киреева Н.С. Инструменты логистики в контексте концепции создания добавленной стоимости // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – С. 79-82.

Аннотация:
В статье приводятся результаты анализа инструментов логистики на предмет соответствия параметрам современной логистической концепции создания добавленной стоимости в цепях поставок: ориентация на клиента; анализ и оптимизация затрат; интеграция бизнес-процессов в цепи поставок; использование новых знаний – инновационность.

Ключевые слова: клиентоориентированность, интеграция, логистическая концепция, инновационность, оптимизация затрат, инструментарий логистики

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Практическую реализацию логистических концепций обеспечивает соответствующий инструментарий, применяемый в практике управления субъектами хозяйствования в цепях поставок.

Для того чтобы понять, что может быть отнесено к инструментарию логистики, обратимся к понятию инструментария, приводимому в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова и «Новом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой. «Инструментарий» в словаре Д.Н. Ушакова это «подбор, совокупность инструментов, употребляемых в какой-либо специальности». В словаре Т.Ф. Ефремовой приводится два значения: «Инструментарий – 1) набор каких-либо инструментов; 2) совокупность средств, применяемых для достижения чего-либо».

Таким образом, мы видим, что, во-первых – инструментарий применяется в определенной области, во-вторых – представляет собой совокупность средств, а в-третьих – его применение направлено на достижение какой-либо цели. Исходя из этого, логистический инструментарий – совокупность средств, направленных на достижение целей логистической деятельности.

Ниже кратко рассмотрим основные инструменты логистики, которые с успехом применяются при управлении субъектами хозяйствования, являются выражением методов и способов управления.

Ключевые параметры логистической концепции создания добавленной стоимости

В настоящем исследовании проанализированы только те концепции, инструменты, средства, методы управления, которые активно используются в зарубежной практике управления цепями поставок, апробированы и опубликованы в ведущих научных журналах.

Данные инструменты призваны помочь руководителям различных уровней управления проводить моделирование и оптимизацию параметров логистических бизнес-процессов, ориентированных на ключевые ценности современной экономики, а специалистам – оптимизировать и управлять операционной логистической деятельностью (складированием, транспортировкой, управлением заказами и др.).

Рассмотренные инструменты представляют собой эффективное средство логистического управления, ориентированное на современную экономику знаний, развившую логистические концепции до концепции создания добавленной стоимости, ориентированной на клиента, признающей анализ затрат при одновременной инновационности и интеграции бизнес-процессов. В работе проведена оценка логистического инструментария на предмет соответствия современной логистической концепции.

Ключевыми параметрами современной логистической концепции создания добавленной стоимости являются следующие:

− ориентация на клиента;

− анализ и оптимизация затрат;

− интеграция бизнес-процессов в цепи поставок;

− использование новых знаний – инновационность.

Ориентация на клиента сегодня является ключевым, превалирующим фактором конкурентоспособности, вес данного критерия в общей оценке составляет 40%. Естественно, что анализ и оптимизация затрат также выводит компанию на соответствующий уровень конкурентоспособности, без приемлемых затрат, а, значит, без соответствующей прибыли, успешное функционирование компании невозможно – 25%. Интеграция бизнес-процессов, как показывает практика и гласят современные концепции менеджмента − основа успешного долгосрочного функционирования компании, она имеет вес в общей оценке, равный 20%. И, наконец, использование новых знаний – инновационность, без которой конкурировать в экономике знании невозможно – 15%, так как все же инновационные решения должны быть ориентированы на клиента и вести к сокращению затрат.

Шкала оценки

Предлагаемая методология предусматривает семи балльную систему с достаточной степенью детализации для проводимого анализа. 7 баллов – максимальная оценка, 1 балл – минимальная оценка. По каждому из оцениваемых параметров предлагаются свои критерии оценки, отражающие содержание критерия и градацию оценок. В соответствии с приведенными критериями все инструменты получили оценки.

Что касается результатов, то максимальные оценки (по 7 баллов) по параметру «Ориентация на клиента» получили следующие инструменты: Kaizen, CSM – Customer Satisfaction Model, Co-Creation, SERVQUAL. Это означает, что данные инструменты позволяют субъекту хозяйствования все свои бизнес-процессы ориентировать на повышение потребительской удовлетворенности. Средняя оценка по параметру составила 3,37.

Как показало исследование, большинство логистических инструментов ориентированы на анализ и оптимизацию затрат. Средняя оценка в этом случае составляет 4,08, а максимальную оценку имеют 16% инструментов, а именно: АВС − Activity Based Costing, АС − Absorption Costing, BЕРА − Break-even Point Analysis, DuPont Model, VE − Value Engineering, PP- Profit Pools, Variable Costing, Leasing.

По параметру «Интеграция» максимальную оценку получили три инструмента: CPFR − Collaborative Planning, Forecasting, and Replenishment, HI – Horizontal Integration, VI – Vertical Integration, что составило 6%. При этом минимальную оценку получили 37% инструментов, что свидетельствует о том, что интеграционные инструменты еще только предстоит разработать. Средняя оценка инструментария по этому параметру – 2,73 – самая низкая из имеющихся.

Обладающий высокой значимостью, (но небольшим весом в системе оценки степени соответствия современной логистической концепции) параметр инновационности показал следующие результаты: максимальную оценку получили только два инструмента – QFD: Quality Function Deployment и ВМ − Benchmarking (4%). Минимальная оценка у 19% инструментов, средняя оценка составила – 2,8.

Средние оценки по рассмотренным параметрам приведены в табл.

Таблица

Средние оценки по параметрам

Содержание
Оценка параметров концепции
создания добавленной стоимости в цепях поставок
Оценка влияния
на повышение
эффективности
управления
Ориента
ция на клиента
Анализ и оптими
зация затрат
Интеграция бизнес-процессов в цепи поставок
Использо
вание новых знаний − инноваци
онность
Суммарная оценка
Средняя оценка по параметру
3,37
4,08
2,73
2,80
3,33
4,02
В большей степени рассмотренные инструменты отвечают параметру «Анализ и оптимизация затрат» (средний балл 4,08), так как вся логистическая деятельность ориентирована на выполнение правил логистики: «с минимальными затратами нужной товар в нужное место и нужное время при должном уровне сервиса». Сервис подразумевает ориентацию на клиента. Действительно, этот параметр получил следующую по величине оценку – 3,37. далее следует «Использование новых знаний» − 2,8 и «Интеграция бизнес-процессов в цепи поставок» − 2,73, что в полной мере отвечает расстановке приоритетов в экономике знаний. Суммарная (интегральная) средняя оценка составила 3,33.

Заключение

Как показал проведенный анализ, большинство инструментов соответствуют современной концепции создания добавленной стоимости в цепях поставок, несмотря на то, что в основном они появились в 60-е и 80-е годы. 2000-е годы добавили ряд концепций, в первую очередь, связанных со степенью интеграции и информационными технологиями.


Источники:

1. Киреева Н.С. Лизинг в логистике: монография. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012.
2. Киреева Н.С. Развитие концепций логистики и управления цепями поставок. Цепи поставок как цепочки создания добавленной стоимости // Вестник Российского экономического университета. – 2012. – № 11.
3. Проценко И.О. Стратегическая логис тика. – М.: ИД «Мелап», 2005.
4. Степанов В.И. Логистика: учебник. – М.: Проспект, 2006.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 09:25:58