Протекционизм или фритредерство – выбор зависит от конкретной ситуации

Сулейманов М.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сулейманов М.Д. Протекционизм или фритредерство – выбор зависит от конкретной ситуации // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 13-20.

Аннотация:
Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику стран. В статье констатируется, что нужна взвешенная и продуманная политика привлечения иностранных инвестиций и в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободной торговлей и протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе рассматривается как поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения национальных и экономических интересов России.

Ключевые слова: национальная экономика, внешняя торговля, иностранный капитал, протекционизм, либерализация, фритредерство



От России сейчас требуют максимальной открытости своего рынка для иностранного капитала – иначе, якобы, инвесторы в страну не пойдут. Те, кто это утверждает, ссылаются на мировой опыт. Однако не все так просто.

Во-первых, Россия в любом случае обладает рядом объективных условий, определяющих ее привлекательность для иностранного капитала. Потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал – все это может сыграть положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию. Конечно, необходимо и проведение эффективной и последовательной политики в части принятия необходимых мер, направленных на совершенствование инвестиционного климата в стране, а также определение важнейших целей и задач экономического развития, решаемых на основе привлечения иностранных инвестиций.

Во-вторых, именно мировой опыт показывает, что развитые страны, рассматриваемые сейчас как ярые сторонники либерализации мировых рынков, в определенные периоды своего развития действовали на условиях жесткого протекционизма. А некоторые из них и до сих пор практикуют жесткие меры по защите своего производства в определенных отраслях экономики.

Протекционистская политика Великобритании и США

Ретроспективный анализ показывает, что эталонные для либералов США, Великобритания, а на более позднем этапе – Япония, Германия, Финляндия, Южная Корея, Тайвань и другие преуспевающие государства не использовали политику свободы торговли и свободных инвестиций до той поры, пока не перешли определенный рубеж экономического развития.

Например, в европейских странах, после 1950-х годов, когда они столкнулись с потоками американских, а впоследствии и японских инвестиций, использовалось множество механизмов; чтобы гарантировать, что национальные интересы не будут ущемлены. Формальные механизмы включали валютный контроль и ограничения иностранных инвестиций в важнейших секторах, в первую очередь, это оборона и сфера культуры. На неформальном уровне для контроля иностранных инвестиций использовались механизмы типа преференций госпредприятиям, запретов на «перехват власти» и «добровольных ограничений» транснациональных корпораций.

Кроме того, в Великобритании например, начиная с 70-х годов прошлого века, было заключено множество частных соглашений, применяемых в основном для вытеснения японских и прочих азиатских компаний, связанных с автомобильным производством и гражданской электроникой. Сейчас в европейских странах и Японии эффективные протекционистские меры применяются в форме разнообразных технологических и экологических стандартов и ограничений. Отметим, в частности, сохранение левостороннего движения в Японии и Великобритании, пониженный стандарт электронапряжения в США, особая система мер в Великобритании и США, и др.

Если обратиться к истории, то в США еще со времен завоевания независимости и практически до середины XX века, когда страна стала крупнейшей мировой экономической державой, действовало большое количество федеральных и местных нормативных актов, ограничивающих применение иностранного капитала. Так, с первых дней независимости правительства многих штатов блокировали или запрещали иностранные инвестиции в землю, в банковский сектор, энергетику, СМИ, а также в радио и телевидение.

Что же касается иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность, то к ним отношение властей никогда не было однозначно позитивным. Так, федеральные законы последней трети XIX века отдавали права на добычу полезных ископаемых лишь гражданам и компаниям США.

Протекционистская политика Японии, Финляндии и Южной Кореи

Особо отметим и пример Японии, которая в кратчайшие сроки превратилась в мировую экономическую державу. А между тем, именно в Японии власти с самого начала чрезвычайно жестко контролировали все вложения иностранного капитала в экономику страны. Одновременно японские компании на огромные суммы закупали иностранные патенты и лицензии − для обновления и развития своей производственной экспортной базы. И до настоящего времени размеры прямых иностранных инвестиций в Японии относительно невелики, а требования иностранных государств (в частности, США) устранить формальные и неформальные ограничения для деятельности их компаний на внутреннем рынке Японии остаются безрезультатными.

Теперь рассмотрим пример нашего ближайшего соседа − Финляндии. Это случай экономического чуда самого недавнего прошлого. Еще до второй мировой войны эта страна была одной из самых бедных в Европе; сегодня она − одна из самых богатых. Внушительный экономический рост Финляндии базируется на ее режиме безжалостных ограничений иностранных инвестиций, возможно, самых жестких в развитом мире.

Начнем с того, что в Финляндии с 1851 года действовал закон, обязывающий любого нефинского гражданина, за исключением представителей российской аристократии, получать разрешение от царя (Финляндия была Великим княжеством на правах личной унии) на то, чтобы иметь в собственности землю. Был принят также закон, который требовал от иностранцев наличия лицензии на разработку горнорудных земель, запрещал им заниматься банковским бизнесом, строительством железных дорог. После получения Финляндией независимости от России все эти ограничения на иностранные инвестиции еще долго оставались в силе, а временами даже усиливались. А серьезная либерализация деятельности иностранного капитала в стране началась только в 1993 году, в связи с подготовкой страны к вступлению в ЕС.

Одно время также много говорилось об экономическом чуде – как результате предельной либерализации внешней торговли и свободы для иностранных вложений − в Республике Корея. Однако при этом упускается то обстоятельство, что «свободные» иностранные инвестиций жестко направлялись – формальными и неформальными методами – на достижение целей, строго удовлетворяющих национальным интересам: рост занятости, улучшение платежного баланса, ограничение импорта и наращивание экспорта готовой продукции, резкое повышение эффективности производства, приток новых технологий, и на этой основе – радикальное обновление структуры промышленности. Принимались также и не афишируемые меры по противодействию влияния транснациональных корпораций на ограничение конкуренции на внутреннем рынке. В итоге уже после периода достаточно жесткого государственного регулирования экономика Южной Кореи стала высоко конкурентной и на мировом рынке, что позволило ей закономерно перейти в ряды сторонников максимальной либерализации мировой торговли.

Привлечение иностранного капитала в обрабатывающие отрасли России

Сейчас иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и кредитов, как ссудный капитал. В целом по состоянию на конец июня 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 323,5 млрд долларов США. При этом интересен состав основных стран-инвесторов – Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария, и лишь после них − Германия, Великобритания, Франция, Италия, США.

Отметим также, что иностранные инвесторы особо интересуются сырьедобывающими отраслями и отраслями с быстрой оборачиваемостью капитала. Наиболее привлекательными для инвесторов остаются также высокомонополизированные отрасли топливно-энергетического комплекса, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Среди потенциальных новых лидеров по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность можно отметить производство нефтепродуктов, предприятия химической промышленности, а также производство автомобилей. Доля последнего в ближайшие годы должна стала увеличиваться быстрыми темпами – как результат продуманных действий правительства по привлечению крупнейших автомобилестроительных концернов мира к развитию имеющейся производственной базы этой отрасли в России.

Но следует отметить также и те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно. Это − текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники – в отношении этих производств иностранным компаниям выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую на их предприятиях в других странах мира, чем создавать конкурентоспособные производства в России.

Проблемы автомобильной отрасли

Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли, как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство – их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,70%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.

Отметим также, что крайне незначительные объемы инвестиций, направляемых иностранными инвесторами в геологоразведочные, геофизические работы, инженерно-техническое проектирование свидетельствуют о том, что иностранные партнеры делают ставку в основном на использование ресурсов уже разведанных месторождений. А это негативно сказывается на средне- и долгосрочных перспективах добывающей отрасли в целом.

При этом последние действия властей вовсе не внушают особого оптимизма. Так, при вступлении России в ВТО интересы многих обрабатывающих отраслей были учтены недостаточным образом. Выше уже говорилось об удачном опыте регулирования вложений иностранного капитала в автомобилестроение. Так, в 2011 году в России было произведено 1,737 млн автомобилей, и из них 1,071 млн – модели иностранных брендов. Сейчас эксперты отмечают перспективы наращивания производства до 4−5 млн автомобилей в год. Но это – при условии действующего режима регулирования, предусматривающего обязательность «локализации» поставок компонентов среди местных поставщиков. По условиям участия в ВТО эти ограничения должны будут быть сняты и уже сейчас у экспертов есть опасения, что под большим вопросом могут оказаться даже уже объявленные планы некоторых иностранных компаний по организации новых производств на российской территории [1].

Нежелательные последствия привлечения иностранного капитала

Таким образом, как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики может вызывать нежелательные последствия, которые могут выражаться в следующем:

1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей влечет за собой не только ускоренное исчерпание невозобновляемых легкодоступных ресурсов, но и усиление дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;

2) недостаточность государственного регулирования и процесса привлечения иностранного капитала и слабость экологического контроля за действием предприятий с иностранными инвестициями может вызвать самые неблагоприятные экологические последствия;

3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности в условиях заниженного курса рубля дает возможность иностранным компаниям скупать важные производственные объекты буквально за бесценок, и при этом скупить ряд важных объектов (так произошло, например, с предприятиями по производству минеральных удобрений);

4) иностранные капитальные вложения могут также использоваться и для целей «отмыва грязных денег» из стран Запада (уже отмечены некоторые признаки того, что Россия начинает превращаться в международную «прачечную» по отмыванию средств, имеющих криминальное происхождение).

Вывод

В целом можно констатировать, что недостаточно продуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей стороны. Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет в том, что выбор приоритетных направлений и отраслей − дело очень тонкое, поскольку рыночные механизмы действуют далеко не всегда в национальных интересах России. Здесь может требоваться даже ужесточение контроля со стороны государственных органов – разумеется, при сохранении особо доброжелательного подхода в отношении инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны выгодные для России экономические перспективы. В общем, нужна продуманная, научно обоснованная, взвешенная, активная государственная политика в отношении как привлечения иностранного капиталов в Россию, так и в отношении контроля за их применением.


Источники:

1. Автопанорама. – 2012. − № 8. − С. 80−81.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:22