Principles of Organizing the Financial Management in the Budget Process

Богатырева Л.М.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 24 / December, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Bogatyreva L.M. Printsipy postroeniya finansovogo menedzhmenta v byudzhetnom protsesse // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 24. – S. 91-96.

Abstract:
The paper considers the current state of financial management in the budget process. Principles of organizing corporate financial management are analyzed from the position of the possibility of their use in the public sector. A list of principles of organizing financial management in the budget process is developed.

Keywords: principles, financial management in the budget process, organization of financial management, corporate financial management



Качественное повышение эффективности управления бюджетными средствами возможно путем интеграции в бюджетный процесс методов и инструментов управления финансами, применяемых в сфере корпоративных финансов. В основе построения и определения механизма финансового менеджмента в бюджетном процессе, его основных элементов и принципов организации могут и должны лежать подходы, используемые в корпоративном финансовом менеджменте.

Финансовый менеджмент в бюджетном процессе

Исходя из современных реалий организации бюджетного процесса, нельзя говорить о полноценном внедрении механизма финансового менеджмента в бюджетный процесс. Это связано, прежде всего, с отсутствием нормативно-правового акта, закрепляющего статус финансового менеджмента в бюджетном процессе. Правовую основу проведения финансового менеджмента в бюджетном процессе, на сегодняшний день, составляет приказ Минфина РФ от 13.04.2009 № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета», подготовленный на основании Бюджетного послания Президента РФ. В данном приказе приведены показатели мониторинга качества финансового менеджмента в бюджетном процессе, порядок его проведения, дано определение мониторинга качества финансового менеджмента, но ни слова не сказано о том, что собой представляет сам финансовый менеджмент в бюджетном процессе, хотя некоторые авторы и подменяют понятия, перенося определение мониторинга качества финансового менеджмента на финансовый менеджмент в бюджетном процессе, когда как мониторинг качества финансового менеджмента является всего лишь одним из инструментов осуществления финансового менеджмента в бюджетном процессе.

По нашему мнению, финансовый менеджмент в бюджетном процессе представляет собой систему управления, устанавливающую порядок формирования и расходования бюджетных средств (проектирования и исполнения бюджета) на основе принципа оптимального использования бюджетных средств, осуществляющую систематический контроль выполнения принятых решений и анализ достижения запланированных результатов.

Любой объект управления, любой процесс представляют собой систему. Ефремова Т.Ф. определяет систему как совокупность принципов, служащих основанием какого-либо учения, мировоззрения [4]. Следовательно, успешная реализация и внедрение принципов системы приводит к ее качественному внедрению в целом и предпосылкам для ее будущего развития. Таким образом, для успешного внедрения системы финансового менеджмента в бюджетный процесс необходимо обозначить основные принципы ее построения.

Принципы построения корпоративного финансового менеджмента

Рассмотрим принципы построения корпоративного финансового менеджмента для выявления возможности использования их при построении системы финансового менеджмента в бюджетном процессе. Основными принципами построения финансового менеджмента, обеспечивающими эффективное управление финансовой деятельностью предприятия, являются [2]:

− интегрированность с общей системой управления;

− комплексный характер формирования управленческих решений;

− высокий динамизм управления;

− вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

− ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Принцип «интегрированность с общей системой управления», применительно к бюджетной сфере, представляется как необходимость обеспечения интегрированности системы финансового менеджмента в бюджетном процессе с системой государственного управления финансами.

Принцип «комплексный характер формирования управленческих решений» также применим в качества принципа финансового менеджмента в бюджетном процессе ввиду того, что в бюджетной сфере управленческие решения по формированию, распределению и использованию финансовых (бюджетных) ресурсов и организации бюджетного процесса взаимосвязаны и влияют на достижение запланированных результатов.

Принципы «высокий динамизм управления» и «вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений», подразумевающие зачастую возникающую необходимость пересмотра принятых в предшествующем периоде управленческих решений на следующем этапе и учет альтернативных вариантов при подготовке управленческих решений в области формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов, также актуальны для бюджетной сферы.

Принцип «ориентированность на стратегические цели развития предприятия» как и в сфере корпоративных финансов в бюджетной сфере предполагает определение стратегии развития (бюджетной стратеги), в соответствии с которой организуется процесс финансового менеджмента в бюджетном процессе.

Основные принципы финансового менеджмента в бюджетном процессе

Учитывая опыт, накопленный в построении системы корпоративного финансового менеджмента, и сложившуюся на сегодняшний день, необходимость качественного реформирования бюджетного процесса, предлагаем следующие основные принципы построения системы финансового менеджмента в бюджетном процессе.

1. Системность, определяющая постоянное непрерывное осуществление финансового менеджмента в бюджетном процессе. Задача обеспечения непрерывности обусловлена необходимостью проведения финансового менеджмента на каждом этапе бюджетного процесса, представляющего собой непрерывный цикл: составление/утверждение проекта бюджета – исполнение бюджета – контроль за исполнением бюджета − составление/утверждение проекта бюджета.

2. Адаптивность (динамизм) – постоянный учет изменений факторов внешней среды и своевременное внесение коррективов в систему. Даже наиболее эффективные решения в области формирования и использования бюджетных ресурсов и организации бюджетного процесса, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах. Это связано не только с высокой динамикой факторов внешней среды, но и с изменением во времени и внутренних условий функционирования государства.

3. Комплексность подразумевает, что все решения в области формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов и организации бюджетного процесса взаимосвязаны и оказывают прямое воздействие на достижение запланированных результатов. Поэтому финансовый менеджмент в бюджетном процессе необходимо рассматривать как комплексную систему, обеспечивающую выработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых оказывает влияние на общую результативность принимаемых решений.

4. Вариантность предполагает, что в процессе подготовки каждого решения в сфере формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов и организации бюджетного процесса, необходимо учитывать альтернативные варианты при принятии решений. При наличии альтернативных вариантов принятия решений, выбор должен быть сделан в пользу максимально соответствующих задачам проводимой бюджетной политики.

5. Стратегическая ориентированность связана с отклонением тех вариантов управленческих решений, которые могут вступить в противоречие со стратегическими направлениями бюджетной политики государства, каким бы эффективным не казалось принятие данных решений.

6. Научность − подведение научной базы под каждое принимаемое решение, использование на практике научных разработок.

7. Эффективность и социальная целесообразность принимаемых решений − достижение наилучшего результата использования ограниченных бюджетных средств, максимальная ориентация на потребности граждан в процессе принятия решений.

8. Направленность на достижение запланированных результатов – ориентация в процессе реализации принятых управленческих решений не только на соответствии установленным общим целям, но и на достижение конкретных результатов.

Вывод

Сформулированные нами принципы представляют собой основные правила, положения определяющие направления построения и функционирования системы финансового менеджмента в бюджетном процессе. От полноты их реализации зависит эффективность организации системы финансового менеджмента в бюджетном процессе.


Страница обновлена: 12.05.2024 в 18:29:00