Entrepreneur as a Key Figure in the Joseph Schumpeter’s Heritage: Celebrating the 130th Anniversary of His Birthday

Горелов Н.А.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10 / May, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Gorelov N.A. Predprinimatel – klyuchevaya figura v tvorcheskom nasledii Y. Shumpetera (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya) // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 10. – S. 183-187.

Abstract:
The paper discusses the place and role of an entrepreneur in the economy, explains Joseph Schumpeter’s views on the essence and motives of business, and celebrates his contribution to the theory of entrepreneurship.

Keywords: entrepreneur, motives, entrepreneurial behavior, typology of entrepreneurship models, combination of production factors



Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе взгляды и подходы к оценке мотивов предпринимательской деятельности и точку зрения Й. Шумпетера на эту проблему.

В зависимости от субъекта выделяют мотивы индивидуальные, групповые и больших социальных общностей. По объекту насыщения потребности, мотивы бывают материальные и духовные, а в более подробных классификациях – экономические, социальные, идеологические, духовные.

По основным видам деятельности мотивы делятся на познавательно-интеллектуальные, практически-преобразовательные, коммуникативные т.д.

По иерархии мотивы распределяются от наиболее общих, характеризующих направленность деятельности субъекта (концепции жизни, система ценностей), до ситуативных, связанных с удовлетворением частных потребностей, а также взаимосвязей многообразных мотивов, побуждающих сложную социальную деятельность. В таких иерархических структурах могут быть выделены доминирующие и подчиненные, или «фоновые» (например, доминирующей может быть материальная заинтересованность, а на втором плане – творческие интересы и наоборот).

Мотивы предпринимательского поведения согласно Й. Шумпетеру

Й. Шумпетер внес большой вклад в теоретическое обоснование феномена предпринимательского поведения, анализируя три группы мотивов.

Первая группа из них, − пишет он, именуется удовлетворением потребностей. Но они полностью не совпадают: потребности, которые здесь удовлетворяются – это не потребности «просто хозяина», а их удовлетворение не составляет смысла экономической деятельности, и его законы к ним не приложимы [1]. Сюда относятся те предприниматели, кто мечтает и имеет волю основать свою частную империю, свою династию. Потребность в господстве, власти, влиянии – вот мотивационный императив их предпринимательской деятельности, поскольку иным путем они не смогли бы осуществить свою мечту и добиться положения в обществе.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе, стремлением к успеху, достигнутому в борьбе с конкурентами и самим собой. «Сюда входит, – пишет Шумпетер, – с одной стороны, желание борьбы, и, с другой – стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь всего-навсего показатель успеха – зачастую только потому, что другого нет, и символ победы» [1]. Эту группу мотивов можно условно назвать «потребностью в достижениях» впервые описанную американским психологом Д. Маккеланом. По его определению, потребность в достижениях состоит в стремлении и упорстве хорошо себя проявить в конкурентной борьбе, где результаты индивидуальных усилий могут быть объективно измерены. Если человек своей главной целью ставит удовлетворение своих потребностей, то он ориентируется на конечный результат, если же испытывает потребность в достижениях, – на промежуточный.

Третья группа мотивов, описанная Й. Шумпетером, связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становиться определяющим моментом поведения человека, вектором «мотив − цель». Это и просто удовольствие, получаемое от работы, и радость свободы самостоятельного ведения дела, чувство удовлетворения творческим трудом и т.д. И здесь блага приобретаются не ради их самих, то есть теряется обычный смысл накопительства.

Общие черты, присущие мотивационным концепциям других ученых

И далее Й. Шумпетер замечает, что если первая группа мотивов предпринимательской деятельности приводит, в конечном счете, к формированию частной собственности, которая является существенным показателем эффективности этой деятельности, то в двух остальных группах речь идет не столько о собственности, сколько о тех утонченных способах, с помощью которых в свободном мире измеряется успех дела, доставляющих творцу радость. Это очень важное, на наш взгляд, замечание, которое нацеливает на создание в обществе благоприятного климата для проявления творческих способностей человека. Именно конкретное состояние социальной среды, положение личности в обществе, система потребностей, интересов и приоритетов определяет мотивационные принципы предпринимательского дела. Этот подход получил свое развитие, начиная с 30-х годов XX века, в работах К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, и др. В последние годы появились мотивационные концепции М. Х. Мескона, Д. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. Наряду с оригинальностью подходов, этим концепциям присущи и некоторые общие черты:

– во-первых, отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, объясняющей как поведение человека, так и животных;

– во-вторых, утверждается, что человек в своем поведении изначально активен; его источник мотивации находится в нем самом, то есть в психологии личности;

– в-третьих, отводится существенная роль сознанию человека (наряду с бессознательным) в детерминации его поведения. При этом сознательной регуляции поступков человека отдается приоритетное значение;

– в-четвертых, уделяется большое внимание объяснению понятийного аппарата, отражающего глубинные причины, побуждающие мотивы человеческой деятельности; социальные потребности (Д. Маккеланд, Дж. Аткинсон, Г. Хекхаузен); жизненные цели, ценности и планы (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей); черты личности (Г. Олдпорт, Р. Кеттел); когнитивные (относящиеся к познанию тольок на основе мышления) факторы (Ю. Роттер, Г. Келли) и др;

– в-пятых, проводиться поиск специальных методов изучения мотивации человеческой деятельности (психологические, социологические, биологические и др.).

Большой вклад в развитие индивидуальной мотивации внес Ф. Тейлор, сформулировавший концепцию экономической мотивации, основанной на анализе первичных человеческих потребностей. Систематизируя эти потребности, можно выделить физиологические нужды, включая питание и отдых, нужды безопасности – стремление оградить себя от внешних опасностей, угроз и насилий; потребность в общении, симпатии, любви и участии; потребность к уважению со стороны других; стремление человека к самоуважению.

По мере удовлетворения потребностей более низкого уровня доминирующими становятся потребности следующего, более высокого уровня. Для достижения эффективной трудовой деятельности особого внимания, с точки зрения предпринимательства, заслуживают такие моменты концепции Тейлора, как прямая связь между результатами труда и его оплатой, рационализация его условий.

Существуют также и другие теории трудовой мотивации, в частности экспериментальная теория. Согласно этой теории все компоненты предпринимательской деятельности, социальный статус предпринимателя и т.п. должны быть тесно связаны с результатами труда. Но это в значительной мере зависит от государственной политики в этой области.

Глобальный мотивационный принцип предпринимательства

Таким образом, мы приближаемся к выявлению и оценке мотивационных принципов, конкретных «мотиво-целей», лежащих в основе деятельности российских предпринимателей.

С изменением политической и экономической системы в стране сложились благоприятные условия для возрождения и развития предпринимательства.

Как было отмечено выше, для «осуществления новых комбинаций» предприниматель действует на свой страх и риск в постоянной борьбе с конкурентами. В процессе движения к цели успех и неудачи так тесно соседствуют, что предпринимателя редко покидает чувство тревоги, вызванное страхом потерпеть крах. Реально его деятельность постоянно протекает в экстремальных условиях, в окружении ловушек (подставок), которые расставляют ему конкуренты, а также работающие с ним вместе, но ждущие «свое часа». Объективно это вызвано универсальными противоречиями между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями на них людей, что порождает неиссякаемое стремление к уменьшению неравенства в конкурентной борьбе, к минимизации преимуществ других. Это положение реальных, непреходящих общественных отношений является, на наш взгляд, важнейшим мотивом предпринимательского поведения. В данном случае речь, очевидно, идет не о выделении мотивов первого, второго и т.д. порядка, а о глобальном мотивационном принципе, который объединяет ряд мотивов с одинаковыми признаками. Этим общим признаком для данной группы мотивов является получение своей доли собственности и приращения ее за счет постоянного увеличения дохода.

Весьма симптоматично, что концепция «выбора риска» (Й. Шумпетер) тесно переплетается с «эффектом пассионарности» [1] (Л. Гумилев), по-разному указывая на одну и ту же особенность субъектов мотивационного поведения – склонность к риску и ориентацию на сверхценные идеи.

Именно в этом русле ведутся исследования мотивации предпринимательского поведения за рубежом. Сюда можно отнести работы: Д. Макклелланда по «мотивации достижений»; Дж. Актинсона «о склонности к риску в ситуациях возрастания результата»; Б. Вайнера «об усложнении поведенческих задач в ситуациях риска»; Дж. Ронена «о способности к нестандартному решению эвристических задач в условиях дефицита времени» и др.

Заключение

Таким образом, вклад Й. Шумпетера в развитие теоретических основ экономики труда имеет непреходящее значение для современной российской науки и служит теоретико-методологическим источником исследования проблем предпринимательского труда.

[1] Пассионарии – активная часть человеческой популяции, импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они действуют часто ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, властолюбия и прочих страстей, принося свою жизнь в жертву идеалу.


Страница обновлена: 19.05.2024 в 06:00:08