Systematization of the Determinants of Competitiveness

Курова Г.М.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1 / January, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Kurova G.M. Sistematizatsiya determinant konkurentosposobnosti // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 1. – S. 38-44.

Abstract:
The article presents the notion of forms of competitiveness and lists the basic factors of competitiveness and the respective classifications. An opinion on the need to institutionalize competitiveness is expressed.

Keywords: competitiveness, determinants of competitiveness, systematization of determinants



Термин «конкурентоспособность» не является однозначно определенным как в мировом масштабе, так и в масштабе нашей страны. Если говорить о рейтинге, то есть о ранге конкурентоспособности России по международным оценкам, то, по мнению В.С. Салтанова [9], за последние годы он понизился и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. По другим данным (Institute of Management Development, IMD), в 2011 году Россия заняла 49 место по уровню конкурентоспособности в мире, что на 2 пункта выше, чем в прошлом году [13]. По нашему мнению, следует выделить четыре основные формы конкурентоспособности: производственную, потребительскую, качественную и финансовую.

Производственная конкурентоспособность – это способность лидировать в кругу конкурентов в сфере производства, организации производства товаров и услуг.

Потребительская конкурентоспособность – это способность удовлетворять потребности потребителя именно в конкретных товарах и услугах в настоящее и перспективное время. Качественная конкурентоспособность – это способность лидировать в соответствии стандартам качества товаров и услуг.

Финансовая конкурентоспособность – это финансовая эффективность и результативность производства и реализации товаров и услуг в данное время и на перспективу.

Целью нашего исследования является попытка классифицировать, систематизировать многочисленные детерминанты конкурентоспособности.

Ученые о факторах конкурентоспособности

В нашем понимании детерминант конкурентоспособности – это причина, вызывающая возникновение и развитие конкурентоспособности (как синергетического эффекта) на уровне экономической организации, предприятия, фирмы.

Наиболее подробно охарактеризовал детерминанты конкурентоспособности М. Портер. Он является автором знаменитого «ромба» детерминант конкурентоспособности, компоненты которого взаимно усиливаются и влияют друг на друга. М. Портер связывает детерминанты конкурентного преимущества предприятия с факторами производства, которые делит на пять групп. Кроме того, Портер выделил типы факторов, влияющих на конкурентоспособность (основные и развитые факторы).

Другой принцип классификации – специализация, по которой факторы делятся на два типа – общие и специализированные. К первому относятся система автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием; ко второму – узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в знаниях, программное обеспечение и др. Также Портер делит детерминанты на естественные и искусственно созданные [2, 8]. Такие ученые как А. Олливье, А. Дайано и Р. Урсе предположили, что конкурентоспособность должна обеспечиваться восемью факторами (гипотетический «многоугольник конкурентоспособности»), к которым относятся: концепция, качество, цены, финансы, торговля, послепродажное обслуживание, внешняя политика, предпродажная подготовка [14]. Большинство отечественных экономистов выделяют множество других детерминант конкурентоспособности: финансовое положение предприятия, развитость базы для своих НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, способность к продуктовому и ценовому маневрированию и др.

В зависимости от целевого назначения создаваемой продукции предложено выделять следующие детерминанты: коммерческие условия, организация сбытовой сети, организация технического обслуживания продукции, представление потребителей о фирме, ее авторитет и репутация, воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке. Е. Н. Кучерова предлагает учитывать количественные и качественные факторы [14].

Из всего сказанного выше становится ясно, что нахождение и создание факторов – процесс накопительный, динамичный. Постоянно идет прибавление все новых детерминант конкурентоспособности. Такие ученые, как М. Портер, Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон отмечают это в своих работах [1, 3, 10, 11, 14]. Отсюда необходимость оптимизировать систематизацию детерминант.

12 факторов конкурентоспособности

Мы разработали собственную систематизацию детерминант конкурентоспособности, основанную на 12 базовых факторах, влияющих на конкурентоспособность: политика государства, природно-климатические условия, ресурсы, рынок, финансовая система, инновации, отношения с потребителем, управление качеством работы, партнерство, структура и стратегия организаций, организация производства и труда, мотивация и психология.

Большинство этих детерминант охарактеризовано в работах зарубежных и отечественных экономистов. Прежде всего, мы должны выделить статический и динамический виды детерминант. Разделение это довольно условно, так как одни и те же детерминанты из 12 перечисленных могут в разное время и в разных экономических условиях находиться как в статическом, так и в динамическом состояниях.

Наиболее статичны, тем ни менее, природно-климатические условия, наличие ресурсов, системно-комплексные методы управления качеством работы (менеджмент качества продукции и труда), мотивация и психология. Остальные детерминанты даже своим существованием во многом обязаны динамике, гибкости и своей способности к изменениям в зависимости от внешних и институциональных условий.

В другой классификации перечисленные детерминанты по отношению к современности могут быть разделены на традиционные, рациональные и современные (продвинутые).

Традиционные детерминанты – исторически устойчивые, десятилетиями и даже столетиями закрепленные, используемые для регулирования конкурентоспособности экономических организаций. Они имеют определенные преимущества, закрепившиеся за ними со временем, но могут нести в себе и определенные недостатки или излишние затраты средств и труда.

Рациональные детерминанты возникают благодаря инновациям, удачным экономическим экспериментам, социально ориентированной политике, стратегии и тактике предприятий. Главное отличие рациональных детерминант конкурентоспособности состоит в том, что конкурентоспособность максимизируется, а затраты минимизируются.

Современные детерминанты возникают благодаря развитию научных исследований, положительным экспериментам, практическому опыту и т.д. При систематизации детерминант необходимо учитывать возможные методологические подходы к изучению объекта и предмета исследования. Таких методологических подходов в современной науке насчитывается до 13. Мы же систематизируем детерминанты конкурентоспособности по основным подходам, принятым в экономической теории. При использовании системного подхода можно выделить спонтанные, системные и институциональные детерминанты.

К спонтанным детерминантам относятся некоторые характеристики рынка, ошибки или находки в политике, природные катаклизмы, кризисы финансовой системы, не связанные с государственной системой и т.д.

К системным детерминантам относятся: политика государства, природа и климат, имеющиеся и разрабатываемые по программам ресурсы, системное использование инноваций, использование систем управления качеством работы, выбор партнерских связей; структура и стратегия организаций, организация производства и труда; система мотивации работы и базовые психологические моменты.

Каузально-институциональный подход к выявлению факторов конкурентоспособности

Многие системные детерминанты, тесно взаимосвязанные между собой, постепенно могут вырасти в институты, которые представляют собой системы более высокого уровня и развития. К ним относятся, например, институт политики, рыночный институт, институт партнерских отношений и, наконец, сам институт конкурентоспособности. Понятно, что институты и системы не могут существовать без взаимосвязи друг с другом, поэтому при использовании комплексного подхода можно выделить элементные и комплексные детерминанты конкурентоспособности.

К первым мы относим природные, климатические, ресурсные, структурные, стратегические, психологические детерминанты. Остальные относятся к комплексным.

При использовании функционального подхода детерминанты можно разделить на причинные и следственные. Особенностью этого методологического подхода является то, что причины могут перерастать в следствия, а следствия снова превращаться в причины, относящиеся к конкурентоспособности. То есть, нет ничего постоянного, стопроцентно статического в системе детерминант. Например, причиной внедрения системы управления качеством продукции и труда может являться материальная мотивация труда. Установившаяся и используемая комплексная система управления качеством продукции (КСУКПТ) вызывает, как следствие, изменения детерминант мотивации и даже коллективной психологии экономической организации.

Наиболее перспективным, по нашему мнению, является разработанный нами каузально-институциональный методологический подход, используя который все детерминанты можно разделить на внешние и внутренние. При этом имеется ввиду, что внешние детерминанты, соединяясь с внутренними, позволяют получать желаемый эффект повышения конкурентоспособности. Наиболее интересным внешним детерминантом, по нашему мнению, является партнерство, которое служит основным побуждаемым фактором любой производственной и коммерческой деятельности. Внутренними детерминантами могут служить организация производства качественной продукции и выбор наиболее оптимальных форм организации труда.

Выводы

Можно сделать следующие выводы:

– проблема повышения конкурентоспособности на микро- и макроуровнях стоит в настоящее время достаточно остро и требует, прежде всего, систематизации детерминант конкурентоспособности;

– предложенные четыре новых формы конкурентоспособности и 12 базовых детерминант, а также несколько новых их классификаций можно использовать для регулирования конкурентоспособности экономических организаций;

– возможна и желательна институционализация конкурентоспособности.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 10:28:58