Regional Public-Private Partnerships as a Tool to Improve the Efficiency of Management of Socio-Economic and Nature Systems

Проданова Н.А.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1 / January, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Prodanova N.A. Regionalnoe gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument povysheniya effektivnosti upravleniya sotsio-prirodo-khozyaystvennymi sistemami // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 1. – S. 19-25.

Abstract:
The writer draws a conclusion that the management of socio-economic and nature systems should be based on a synthesis of state regulation and market self-regulation to achieve both short and long term goals of social, nature and economic policy.

Keywords: management, public-private partnership, socio-economic and nature systems, integrated environmental permits



Стратегическое планирование региональной социо-природо-хозяйственной политики, выявление и реализация социально- экономического потенциала региональной социо-природо-хозяйственной системы (РСХПС) определяются системой воздействия на нее и эффективностью ее функционирования (формы, методы и средства) посредством ориентирования при формировании региональных программ развития на успех достижения поставленной цели. Развитие РСПХС предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в области формирования и реализации ее социально-экономического потенциала.

Несостоятельность методов управления региональной экономикой в советский период объясняется директивным планированием, использующимся во всех отраслях экономики, отсутствием реального механизма ценообразования и конкуренции, принципом двойного подчинения. И если в условиях командной экономики план был единственным инструментом управления народным хозяйством, то в период перехода к рыночным отношениям от него практически отказались, что также явилось стратегически неверным шагом.

В этой связи нами предлагается использовать долгосрочное стратегическое планирование в рамках РСПХС, основанное на реальных расчетных показателях, являющихся ориентирами потенциального эффективного функционирования системы (см. рис. 1 на с. 20).

Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования и реализации региональной социо-природо-хозяйственной политики [1]

Следует признать, что используемые и в условиях перехода к рыночным отношениям методы управления, также не дали существенных результатов. Более того, многие отрасли национальной экономики оказалась в глубочайшем кризисе. Поэтому в настоящее время весьма актуален поиск такой модели управления, которая позволила бы не только вывести из кризиса, но и обеспечила интенсивный и устойчивый тип роста РСПХС (см. рис. 2 на с. 21).

Рис. 2. Интенсивная и экстенсивная модели развития РСПХС [1]

Региональное государственно-частное партнерство

У населения всех регионов России существует потребность в качественных товарах и услугах, высоких стабильных доходах, высоком уровне жизни. Эта потребность различается лишь своей остротой. При этом следует подчеркнуть, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности, возможности и научные разработки по развитию РСПХС. Но, к сожалению, как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в реальном секторе региональных экономик в настоящее время явно недостаточно профессионалов, способных в субъектах федерации реализовать имеющиеся наработки в практическую плоскость.

В этой связи нами предлагается использование модели интенсивного (инновационного) развития РСПХС с одновременным созданием в регионах специализированных структур – региональных государственно-частных партнерств (РГЧП) (по образу и подобию управляющих компаний). Результаты отечественных исследований и зарубежного опыта развития РСПХС, подтверждают, что государственно-частные партнерства – весьма перспективные формы решения социо-природо-хозяйственных проблем в регионах и могут быть адаптированы к современным российским условиям.

Необходимость создания РГЧП обусловлена трансформацией отечественной СПХС как социально-экономической системы: появились новые субъекты, изменились экономические взаимоотношения между ними. В этой связи, требуется формирование новой, инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования РСПХС.

Организационно-правовой формой РГЧП может быть некоммерческое партнерство. По мнению автора, учредителями ГРЧП должны выступить администрация субъекта федерации и инвесторы, специализирующиеся в области регулирования и управления РСПХС. РГЧП взаимодействует и с другими субъектами РСПХС.

Функции участников региональной социо-природо-хозяйственной системы

За всеми участниками РСПХС, с нашей точки зрения, должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции:

1. Администрация субъекта федерации совместно с Комитетом экономики, Комитетом по охране окружающей среды и Комитетом по управлению государственным имуществом формирует нормативно-правовую базу для деятельности РГЧП, а также обеспечивает на первом этапе целевое бюджетное финансирование инвестиционного проекта (региональной целевой программы развития РСПХС).

2. Инвесторы (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, в том числе коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании) участвуют в конкурсе на право заключения договора концессии на предмет производства качественных товаров и услуг, в том числе социального характера.

3. Проектные институты ведут разработку проектно-сметной документации на строительство новых объектов производственного, социально-культурного назначения, на освоение новых земельных угодий и месторождений природных ресурсов, участвуют в составлении технико-экономических обоснований, предлагают РГЧП новые инвестиционные проекты, способствующие повышению уровня жизни населения.

4. Образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, основываясь на всестороннем экономическом анализе и социологических исследованиях, а также мониторинге РСПХС, ведут разработку возможных перспективных вариантов ее организации и развития, обеспечивая РГЧП научными разработками и высококвалифицированными специалистами.

5. Предприятия-производители товаров и услуг являются непосредственными исполнителями бесперебойного функционировании РСПХС.

Для эффективного функционирования РСПХС автор предлагает рассматривать систему управления ей как совокупность управляющей и управляемой подсистем. Управляющая подсистема вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, во главе которой находится ее центральное звено – РГЧП. Управляемая система, то есть РСПХС, воспринимает принятые управленческие решения и реализует их на практике.

Схема управления

В целом схему управления РСПХС можно представить в виде совокупности РСПХС как управляемых систем и соответствующих РГЧП, как управляющих звеньев.

При формировании векторов развития РСПХС учитывается стратегия функционирования СПХС, разработанная федеральным центром, поэтому в центре совокупности РСПХС находится Федеральное агентство по социо-природо-хозяйственной сфере, которое нами предлагается создать с целью регулирования РСПХС.

Следует отметить, что отличительной особенностью предлагаемой схемы является приоритетное место потребителя в процессе производства, удовлетворения и распределения товаров и услуг: потребитель, его интересы и требования поставлены превыше всего. В современных рыночных условиях эффективное функционирование РСПХС должно соответствовать следующему принципу: получение прибыли предприятиями-производителями только через удовлетворение потребностей населения и предприятий смежных комплексов, которые поставлены на первое место. Мы считаем, что управление СПХС должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйственной политики. Программно-целевое управление ее реализацией позволит сформировать экономические стимулы развития СПХС для ее субъектов и на основе широкомасштабного внедрения организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий обеспечить устойчивое развитие социо-природо-хозяйственной сферы.


Страница обновлена: 09.05.2024 в 08:15:35