Enterprise Operational Risks: Concept, Sources, Human Factor

Быкова И.В.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-2 / November, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Bykova I.V. Operatsionnye riski predpriyatiya: ponyatie, istochniki, vliyanie chelovecheskogo faktora // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 11. – S. 68-73.

Abstract:
The article is devoted to the concept of enterprise operational risk. A classification of existing risks is suggested along, with indication of their sources. The writer arrives at the conclusion that human factors are the main source of operational risks, and that fraud is the most common one thereof, which is not only true for the Russian business environment; hence the necessity of preventive measures development.

Keywords: risk management, human factor, operational risk, sources of operational risks



Осознание важности и масштабов влияния операционных рисков как одного из объектов системы риск-менеджмента в мировой практике пришло в течение последних трех-четырех десятилетий. Однако большое значение операционным рискам, в том числе и в нашей стране, придается исключительно в рамках банковской сферы. Об этом свидетельствует число издаваемых документов, регламентирующих политику банков и иных финансовых организаций в отношении операционных рисков, наиболее значимыми из которых являются исследования Базельского комитета по банковскому надзору при банке международных расчетов («Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements») [8]. В российском банковском законодательстве понятие операционных рисков закреплено в письме ЦБ РФ от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» [4].

Следует отметить, что в среде производственных предприятий понятие «операционных рисков» недостаточно распространено, общепризнанное определение «операционных рисков предприятия» отсутствует, а число работ и исследований, комплексно рассматривающих данное понятие, применительно к специфике предприятия невелико.

Источники операционных рисков предприятия

Тем не менее, анализ трудов [1–8] позволяет сделать вывод, что в значительной мере операционный риск не является новым явлением для предприятия. Если понимать под операционными рисками преднамеренные/непреднамеренные действия/бездействия персонала, в результате отказов, ошибок или неадекватности внутренних процессов, технологий, систем или вследствие внешних событий, приводящие к прямым или косвенным потерям организации, то можно сделать вывод, что операционные риски включают в себя производственные (риски технологических процессов), кадровые, профессиональные, экологические и другие виды рисков.

Дополнив классификацию, представленную в работе Межевого А. Д. [3], можно выделить объекты операционных рисков, а также понять, какие виды воздействия могут привести к реализации данного вида риска (см. табл. ниже).

Таблица

Классификация источников операционных рисков и возникающих видов рисков

Одна часть преднамеренных действий (подкуп, шантаж, вымогательство, коррупция, запугивание, травмирование, нападение, похищение) регулируется Уголовным и Трудовым кодексами РФ, другая же их часть (переманивание, психологическое давление) связана с морально-этическими нормами, корпоративной культурой и политикой внутри организации.

Как видно из данной классификации возникновение операционных рисков во многом формируется под воздействием человеческого фактора. В отношении предприятия, воздействие человека можно рассматривать как с точки зрения людей, имеющих прямое отношение к нему, например, персонала, а также собственников, топ-менеджмента и внутриорганизационных групп, и с точки зрения его внешнего окружения: контрагентов, поставщиков и потребителей. Так, преднамеренные/непреднамеренные действия или бездействия отдельного сотрудника или группы сотрудников могут стать причиной проявления того или иного события или действия, которое приведет к реализации операционного риска.

Преднамеренные и непреднамеренные действия

Следует также разделять понятия «непреднамеренных» и «преднамеренных» действий человека, приводящих к реализации данного вида рисков.

Результатом непреднамеренных действий или бездействий персонала являются ошибки, возникающие из-за невнимательности, халатности, небрежности, неосторожности или из-за непонимания и/или незнания правил, норм, а также несоответствия квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям.

Под преднамеренными действиями (бездействиями) следует понимать совершение незаконных действий (бездействий) одним или несколькими сотрудниками в корыстных целях, по принуждению, со злым умыслом, для извлечения собственных выгод. Такие действия приводят также к реализации операционных рисков и могут приводить к существенным потерям.

Следует отметить, что преднамеренные действия подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностей для их совершения. Например, недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности возможно в тех случаях, когда руководство организации под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности. Под осознаваемой возможностью в данном случае понимается то, что лицо, совершающее искажение, считает, что может обойти систему внутреннего контроля (например, если данное лицо занимает ответственное положение или знает конкретные недочеты в системе внутреннего контроля).

Преднамеренные действия также отличается от непреднамеренных наличием умысла, лежащим в основе соответствующего действия, и подразумевают целенаправленное сокрытие фактов, что ведет к наступлению ответственности в соответствии с законодательством. Так, одной из составляющих таких действия являются экономические преступления или мошенничество.

Экономические преступления, совершаемые сотрудниками организации

Большая часть убытков предприятий являются следствием вполне определенных действий персонала. В связи с этим предотвращение и недопущение именно преднамеренных действий со стороны персонала выходит на первый план среди других рисков. Более того, это подтверждается статистическими данными. Согласно исследованию PriceWaterhouseCoopers [6], мошенничество остается одним из основных рисков для организаций во всем мире. В России в 2009 г. 71% опрошенных организаций пострадали от экономических преступлений. Этот показатель на 12% выше доли респондентов, столкнувшихся с экономическими преступлениями в 2007 г., что вызывает необходимость исследования данного вида рисков. Более того, данный показатель значительно превышает средний результат по всему миру (34%) и показатели по Центральной и Восточной Европы (33%) и странам БРИК (34%).

В исследовании PriceWater house-Coopers [6] также наглядно представлена прямая зависимость количества экономических преступлений от размера организации (см. рис. 1 на с. 71).

Рис. 1. Зависимость совершения мошеннических действийв зависимости от численности персонала организации

По сравнению с другими странами, в России в совершении экономических преступлений более значительную роль играют внешние стороны, что отметили 62% респондентов (см. рис. 2 на с. 71).

Рис. 2. Виновники экономических преступлений

Это связано с тем, что российский бизнес чаще полагается на посредников, агентов, партнеров по совместным предприятиям и других проводников посреднических услуг. Если отсутствует эффективное управление взаимоотношениями с внешними сторонами, эти отношения легко могут выйти из-под контроля и стать источником возникновения операционных рисков.

Среди мер, предпринимаемых в отношении правонарушителей внутри компании, предпочтение отдается такому способу, как увольнение (57%, см. рис. 3 выше).

Рис. 3. Меры, предпринимаемые против мошенников внутри организации

Однако стоит отметить, что в более ранних исследованиях PriceWaterhouse Coopers данный показатель был существенно ниже: 25% в 2007 г. и 15% в 2005 году. Такая статистика может свидетельствовать о возрастании количества экономических преступлений, совершаемых сотрудниками организации с одной стороны и, как следствие, отражение результата применения соответствующих мер для удержания от преступлений других потенциальных мошенников и демонстрации заинтересованным лицам, что руководство не намерено мириться со случаями злоупотребления служебным положением, с другой стороны.

Заключение

Мошеннические действия, в качестве основного источника которых выступает персонал организации, становятся одним из ключевых видов операционных рисков в современных российских условиях хозяйствования.

Организация эффективной системы противодействия мошенничеству в рамках управления рисками диктует


Страница обновлена: 14.05.2024 в 06:20:41