Принципы и тенденции формирования особых экономических зон в регионе

Ахметшина Л.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахметшина Л.Г. Принципы и тенденции формирования особых экономических зон в регионе // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 150-154.

Аннотация:
В статье автор дает расширительное толкование понятия «особая экономическая зона», опираясь на определение, содержащееся в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Предложены выявленные автором принципы создания особых экономических зон.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, инвестиционная привлекательность, особые экономические зоны, льготное налогообложение, таможенные преференции

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Актуальной является тенденция развития особых экономических зон как форма социально-экономического развития муниципального образования региона.

Особая экономическая зона является инструментом государственной региональной политики.

Цели государственной экономической политики в области создания особых экономических зон неоднородны. Прежде всего, это проблемы депрессивных регионов, связанные с привлечением в них инвестиций, повышением уровня социально-экономического развития, созданием импульса роста региональным точкам роста. Лексин В.Н. и Швецов рассматривают систему государственного регулирования территориального развития и обосновывают пути ее реформирования с учетом новых тенденций в развитии федеративных, социальных и экономических отношений, относя свободные экономические зоны к особостатусным территориям, где устанавливаются особый организационно-правовой режим как системный механизм решения таких региональных проблем, которые не вписываются в общий порядок [5].

«Особые экономические зоны» и «свободные экономические зоны»

Сущность особых экономических зон может быть раскрыта с учетом их территориального и режимного признаков. Практика свидетельствует о том, что особая экономическая зона создается с использованием льготных режимов, применяемых к определенному виду предпринимательской деятельности, инфраструктуры, транспортных магистралей, речных портов, международных аэропортов – то есть преимуществ экономико-географического положения территории, и имеет региональную разверстку.

Исторически сложилось так, что понятие «свободные экономические зоны» было заимствовано в российское законодательство. В зарубежной научной литературе это понятие означает свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» использовался термин «свободная экономическая зона» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) [2]. Законодатель в ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ признает особую экономическую зону как определяемую Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [2]. М. С. Гуцериев утверждает: «В определении сущности данного явления не учитывается фундаментальный, основообразующий, сущностный элемент понятия зоны – наделение ее особым хозяйственно-правовым режимом, особым юридическим статусом, выделяющим ее из общего территориального и правового пространства страны. Речь идет об особом преференциальном режиме, широком комплексе закрепленных юридических льгот и привилегий субъектам зонирования. Социально-экономический смысл зонирования – создание исключительно эксклюзивных условий для хозяйственной активности на фоне обычного классического режима на остальном экономическом пространстве» [4].

Принципы создания особых экономических зон

Особые экономические зоны создаются на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности и имеют свои принципы создания. Перечислим принципы создания особых экономических зон.

Первый принцип создания особой экономической зоны заключается в том, что она является частью государственной территории России. Этот принцип находит свое отражение как в определениях исследователей (Богуславский М.М., Смородинская М., Капустин А.) так и в ч. 3. ст. 4 Конституции РФ [1].

Особая экономическая зона это часть территории страны, это хозяйственное образование рассматривается как территория, находящаяся в режиме свободной таможенной зоны, то есть взимание таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, не производится.

Второй принцип создания особых экономических зон – это единое экономическое пространство, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств [1]. Особая экономическая зона является одновременно и частью внутреннего государственного рынка и одновременно тяготеет к внешнему рынку, то есть отвечает требованиям «двойного» статуса.

Третий принцип – это заинтересованность нашей страны в реализации крупных инвестиционных проектов.

Льготное налогообложение и таможенные преференции предоставляются именно для привлечения инвестиций и снижения срока окупаемости проектов.

Четвертый принцип – это крупномасштабность реализуемых инвестиционных проектов. Крупномасштабность проекта определяется на конкурсной основе, по критериям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

Цели создания особых экономических зон

В настоящее время наблюдается тенденция развития института особых экономических зон как форма социально-экономического развития муниципального образования региона.

Вся сложность зональных образований говорит о необходимости формирования многокритериального подхода к определению их сущности, например:

– экономический механизм преимуществ и организационная форма хозяйственной деятельности резидентов;

– размещение производительных сил на территории страны;

– экономические отношения производства и реализации продукта, произведенного в особой экономической зоне;

– особые экономические зоны способны к диффузионному расширению и распространению границ на другие, связанные с ней хозяйственные сферы, отрасли, территории.

По нашему мнению, понятие особой экономической зоны можно трактовать так: это определяемая Правительством РФ часть территории страны и ее хозяйственного комплекса, выделяемая на данном этапе из общего экономического контекста как приоритетная, наделяемая таможенными, налоговыми и иными льготами, обеспечивающая распределение и производство общественного продукта для достижения целей экономического развития на различных уровнях (микро, мезо, и макро). Это определение универсальное и подходит для всех типов особых экономических зон.

Законодатель устанавливает создание особых экономических зон «в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры» [2]. Говоря об экономических целях создания особой экономической зоны, можно выделить:

– привлечение инвестиций, вне зависимости от того, являются ли эти инвестиции внутренними или внешними,

– ускорение экономического развития региона и страны в целом,

– пополнение бюджетов всех уровней за счет налогов, оплачиваемых резидентами,

– расширение внешнеторговых связей региона,

– рост валютных поступлений в бюджет Российской Федерации и Республики Татарстан,

– апробация на локальном уровне новых рыночных форм хозяйствования,

– использование преимуществ международного разделения труда,

– интегрирование в моровое хозяйство через особую экономическую зону.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»

Каждая цель также имеет более меленькую, частную подцель (наращивание экспорта товара, импорта капитала, развитие нанотехнологий, подготовка кадрового резерва) то есть работает на решение конкретных задач, определенных экономической политикой региона.

При создании особой экономической зоны любого типа создаются и условия для современной производственной инфраструктуры. Целевая направленность развития отрасли, производственной инфраструктуры и размещения производительных сил характерны для всех типов особых экономических зон.

Исследования дефиниции особой экономической зоны привели к выводу о том, что во всех существующих определениях содержится признак, характеризующий их границу.

Особая экономическая зона отделена от экономики страны таможенной границей. В документах Киотской конвенции (1973 г.) прописано, что особая экономическая зона понимается как часть территории страны, на которой «товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории». Они не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Эта граница искусственно создана для предоставления льгот инвесторам – резидентам.

Сущность особой экономической зоны, как отечественной разновидности правового института особых (свободных) экономических зон заключается в том, что это часть территории Российской Федерации, государственной и таможенной территории, границы которой определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» определены границы ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

– это часть экономического пространства, где создаются особый хозяйственно-правовой режим деятельности, предоставляются инфраструктура и базовые условия деятельности резидентов, то есть режимный механизм функционирования зоны и ее организационной структуры (отличный от общегосударственного правового пространства);

– особая экономическая зона направлена на вывод региона из категории депрессивных, на привлечение инвестиций, размещение производительных сил на отдельной территории, повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

Заключение

Таким образом, особая экономическая зона – это сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, состоящая из элементов, объединенных отношениями и связями, включая особую территориально-организационную структуру, административный аппарат с иерархией управления, резидентов, систему налоговых преференций, взаимосвязи с внешней средой, ограничения, связанные с режимностью.


Источники:

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://base.garant.ru/10103000/3/#3000.
2. Федерального закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rg.ru/2005/07/27/ekonom-zonydok.html.
3. Богуславский М.М. Международное частное право. – 5 изд. – М.: Юристъ, 2004. – С. 247.
4. Ефимов В.А. Системное управление свободными экономическими зонами в условиях глобализации: монография. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 125 с.
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М. :УРСС, 1977. – С.105.
6. Международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 35.
7. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. – 1995. – № 12. – С.129.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 08:07:20