Прогнозирование тенденций развития системы высшего образования на основе методологии Форсайт

Ланских А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ланских А.Н. Прогнозирование тенденций развития системы высшего образования на основе методологии Форсайт // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 113-117.

Аннотация:
В статье обсуждаются возможности применения методологии Форсайт для прогнозирования тенденций развития системы высшего образования.

Ключевые слова: стратегия развития, прогноз, метод форсайта, система высшего профессионального образования



Специфика системы высшего профессионального образования состоит в отложенном характере результатов образовательного процесса, что требует ориентации образовательных программ на перспективные потребности рынка труда и формирование стратегического видения своего развития с учетом этих потребностей и глобальных тенденций. Это актуализирует роль прогностических исследований системы высшего профессионального образования, в том числе и Форсайт.

Форсайт для выявления тенденций в системе высшего образования

Из существующих в настоящее время методологий прогнозирования только Форсайт позволяет обеспечить учет всех вариантов развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики, возможными сценариями экономического развития.

Обращаясь к вопросу выявления тенденций развития системы высшего образования методом Форсайт, необходимо отметить возможность получения нового знания, которое может в дальнейшем использоваться как информационная основа для изменения и уточнения политики в сфере высшего профессионального образования. Не менее важным результатом является формирование горизонтальных взаимосвязей между экспертами, представляющими различные социальные, общественные и экономические группы.

По мнению А.В. Соколова, важным аспектом проектов Форсайт является формирование согласованного видения, разделяемого в той или иной степени всеми заинтересованными сторонами. Это достигается путем интенсивных консультаций в рамках экспертных групп, семинаров, опросов и других мероприятий.

Таким образом, можно сделает вывод, что прогнозируемая на основе методологии Форсайт стратегия развития основных аспектов системы высшего профессионального образования имеет следующие особенности:

– стратегия развития становится результатом общих усилий, а не навязывается сверху от правительства;

– достигается исключительно важный эффект, заключающийся в том, что в процессе проводимых обсуждений возникают горизонтальные связи между всеми заинтересованными субъектами системы высшего образования: работодателями, вузами, школами, родителями, преподавателями, чиновниками, и, следовательно, результатом этих взаимосвязей становится лучшее понимание проблем развития образования всеми сторонами.

Форсайт за рубежом и в России

Наряду с приведенными выше типами проектов, можно выделить ряд других потенциальных сфер применения Форсайта. Это могут быть такие направления, как интеграция науки и образования. Примером такого исследования может служить проект Европейской Комиссии по определению мер поддержки взаимосвязей между наукой и высшим образованием с целью упрочения стратегической базы европейского исследовательского пространства [3].

В рамках этого проекта на основе аналитических исследований и интеграции экспертных мнений были сформированы два вероятных сценария:

– «Гонка на гребне волны» (продолжение и ускорение текущих тенденций);

– «Второй ренессанс» («проактивный» сценарий, предусматривающий качественное усиление роли науки и образования в повышении конкурентоспособности европейской экономики и усилении социальной сплоченности). Кроме того, экспертной группой высокого уровня были предложены семь блоков рекомендаций по мерам, которые необходимо принять Европейской Комиссии в области развития интеграционных процес сов науки и образования.

В развитых странах это направление получило широкое распространение, в рамках соответствующих проектов заняты тысячи молодых людей, формируются партнерские отношения между школами, университетами и промышленными компаниями, проводятся серии региональных и национальных конкурсов, что в итоге приводит к воспитанию у подрастающего поколения важных человеческих и профессиональных качеств.

В России первые опыты в области Форсайтов начались в 2003 году. В частности, Министерство информационных технологий и связи провело Форсайт-исследование по информационным и телекоммуникационным технологиям, которые относятся к классу «технологических Форсайтов».

Федеральное агентство по науке и инновациям совместно с Курчатовским центром осуществило пилотный Форсайт-проект по нанотехнологиям, а совсем недавно ряд исследователей, в том числе ГУ – ВШЭ, получили результаты по Форсайту в области энергетического машиностроения.

Выработанные сценарии и определение приоритетных направлений деятельности высших учебных учреждений по итогам Форсайтов крайне важны, в том числе и для совершенствования стратегий развития данных образовательных учреждений высшего профессионального образования и планов научно-исследовательских работ НИИ. Кроме того, у Форсайта имеются возможности использования его в качестве инструмента международной кооперации в решении глобальных проблем высшего профессионального образования.

Форсайт: аргументы «за»

Форсайт позволяет по-новому взглянуть на проблемы высшего профессионального образования, особенно в тех вопросах, которые касаются участия общества. Это не позволит специалистам высшего профессионального образования зациклиться в своих узкопрофессиональных представлениях о путях решения проблем.

Таким образом, следует говорить о целесообразности применения Форсайта при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы высшего профессионального образования, особенно в тех случаях, когда существенную роль играют не только технологические инновации, но и изменение экономических отношений между участниками образовательного процесса.

Еще один момент, который также говорит в пользу применения методологии Форсайт, заключается в обострении конкуренции, которая ставит перед системой высшего профессионального образования задачу применения такого прогноза, который позволит выявить не только краткосрочные, но и долгосрочные тенденции развития. Главная особенность Форсайт-проектов в том, что они ориентированы на определение возможных вариантов будущего и активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев. А поскольку контуры будущего во многом определяются сегодняшними действиями, выбор наиболее предпочтительных сценариев следует подкрепить соответствующими мерами, которые обеспечат наиболее благоприятную траекторию развития в условиях конкуренции.

Методология Форсайт обеспечивает системное прогнозирование, в котором учитываются основные значимые факторы, определяющие развитие в научной, образовательной, экономической и социальной сферах. Она основана на целенаправленном выявлении и ис пользовании знаний экспертов, представляющих экспертные знания, которые раньше не применялись экспертами, не мыслились ими как возможный сценарий будущих состояний.

По мнению Я. Кузьминова, прожективные технологии, коллективное моделирование ситуаций «а если», экспертная оценка чужих прогнозов, в ходе которой формулируются новые ограничения и прогнозы, должны найти место в формирующейся методике Форсайта [1].

Форсайт и развитие неформальных связей

Особое место принадлежит использованию результатов Форсайта на этапе выбора оптимальной долгосрочной стратегии. Разработка эффективных долгосрочных стратегий требует опоры на целевые ориентиры, которые определяются в результате экспертного анализа «поля возможностей». К этому этапу экспертного анализа необходимо подключать другую группу экспертов – представителей сложившихся в обществе групп интересов. Следует отметить, что долгосрочные стратегии могут реализовываться только при условии согласия между заинтересованными сторонами в отношении поставленных целей и предлагаемых мер по их достижению. Таким образом, Форсайт ориентирован не только на получение новых знаний (в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п.), но и на развитие неформальных взаимосвязей, горизонтальных сетей, создание площадок, в рамках которых ученые, предприниматели, представители власти и общества могут систематически обсуждать общие проблемы.

Хотя российский опыт Форсайтных исследований только формируется, тем не менее, перспективы Форсайта в России поистине безграничны. Этот инструмент может использоваться для выявления направлений развития в бизнесе, определения форм участия граждан в принятии социально значимых решений, выборе вектора научно-технической политики, установлении направлений регионального партнерства и в других направлениях.

Тем не менее, по мнению автора, начавшиеся подвижки в развитии системных инновационных проектов, к которым относятся такие проекты, как «Сколково», потребуют достоверных прогнозов среднесрочного и долгосрочного развития системы высшего профессионального образования в России.

Выводы

– из существующих в настоящее время методологий прогнозирования только Форсайт позволяет обеспечить учет всех вариантов развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики, возможными сценариями экономического развития;

– стратегия развития основных аспектов системы высшего профессионального образования имеет следующие особенности:

а) она становится результатом общих усилий, а не навязывается сверху от правительства;

б) целесообразность применения Форсайта при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы высшего профессионального образования, особенно в тех случаях, когда существенную роль играют не только технологические инновации, но и изменение экономических отношений между участниками образовательного процесса.


Источники:

1. Кузьминов Я. Перспективы Форсайта в России безграничны // Форсайт. – 2007. – № 1. – C. 8–12.
2. Соколов А.В. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт // Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С. 66–76.
3. Measures to Improve Higher Education / Research Relations in Order to Strengthen the Strategic Basis of the ERA. European Commission, November 2003. – PP. 192–206.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:01